Вручение 16 сентября 2022 г. — стр. 2

Церемонию вручения премии провела Фёкла Толстая с присущим ей тактом и обаянием. Жюри этого года представлено председателем премии Владимиром Ильичом Толстым, писателем и критиком Евгением Володазкиным, замечательным толстоведом Павлом Басинским, ректором Литинститута Алексеем Варламовым и писателем Владиславом Отрошенко.

Страна: Россия Место проведения: город Москва, Новый зал Большого театра Дата проведения: 16 сентября 2022 г.

Современная русская проза

София Синицкая 3.5
В новом романе Софии Синицкой, финалиста литературных премий «Большая книга», «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна», главным героем повествования становится город Выборг – от времён основания шведами до наших дней. Карелы, новгородцы, шведы, финны – всех повидала эта земля, и все оставили на ней свой след. Автор разворачивает перед читателем увлекательное историческое полотно, настоящую сагу, где реальные события естественным образом сочетаются с чудесами, сплетаясь в итоге в невероятную хронику, где мирно соседствуют документальная летопись и метафизика.
Александр Снегирев 3.2
Сегодняшние сорокалетние, по сути, И есть Россия: они пережили четыре феноменальных десятилетия, а сейчас плотно срослись с новым временем. Александр Снегирёв (лауреат «Русского Букера» за роман «Вера») — один из ярких прозаиков этого поколения. Темы нового сборника «Плохая жена хорошего мужа» — извечные отношения полов, поиск себя, одиночество, душевная дистанция между людьми. Но контекст, сам воздух книги предельно современны, а герои полны скептицизма и самоиронии. Драмы — почти чеховские, трагедии — почти античные, а время —2021-й.
Кирилл Рябов 4.1
«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей», — сказал когда-то классик устами своего героя. И, пожалуй, в первую очередь, этот сборник о душах и сердцах, томящихся в промежуточной зоне между светом и тьмой, лимбе, проживаемом изо дня в день как человеческая жизнь. Ветер, по своему обыкновению, дует тут со всех четырех сторон (хоть имена городов почти и не мелькают в рассказах). И на этом космическом, экзистенциальном ветру выживают «маленькие люди» — лирические герои рябовской прозы. Мир рассказов этого сборника будто разделен демаркационной линией на «снаружи» и «внутри». Внутренние беспокойство, неустроенность, неразрешенность житейских проблем выгоняют героев повествования из домов, будто разгулявшийся ветер гонит их прочь, на улицы, в другие города, в заплеванные пивные, в чужие квартиры, чужие же постели, на кладбища и даже на съемочные площадки. «Внутри», даже с близкими людьми, — одиноко и тревожно, «снаружи» — бесприютно, порой страшно, порой смешно. Всякая одиссея, пусть и до ближайшей рюмочной, грозит обернуться фарсовым представлением или вечерним городским макабром.
Андрей Филимонов 3.6
Андрей Филимонов — прозаик, поэт, журналист, автор романа “Рецепты сотворения мира” и сборника рассказов “Выхожу 1 ja на дорогу”, финалист премий “Большая книга”, “Национальный бестселлер” и “НОС”.

Новая книга “Пляс Нигде” — магический роман-странствие, где всякая точка на карте становится поводом для увлекательного рассказа, а любая попытка автора написать текст оборачивается приключением.

Герой проходит через мистические опыты в горах Алтая на "Озере горных духов" и встречает "головастиков и святых" в деревне Аскат на Чуйском тракте, танцует "горизонтальный танец" со специалисткой по шамбале в Риге, пишет "энциклопедию ветра" и перелезает на чужой балкон в Париже, спрашивает дорогу к винно-водочному ларьку у сутенеров в Гарлеме и снимает документальный фильм в домике Хэмингуэя на границе с Канадой… А разговор со случайным попутчиком на автостопе приводит к грандиозному проекту: в 1978 году американский фотограф Натан Фарб отснял в Новосибирске пять тысяч портретов и нелегально вывез пленки в США — и спустя сорок лет герой везет Фарба в Новосибирск, чтобы найти тех людей и заново их сфотографировать.
Ислам Ханипаев 4.4
Дебютная повесть сценариста и режиссера Ислама Ханипаева написана от лица восьмилетнего мальчика, живущего в Махачкале. Потеряв мать и подвергаясь нападкам в школе, герой находит поддержку у воображаемого друга — Крутого Али. Он готовится стать «великим воином» и отправляется на поиски своего отца.

Это не только история о травме и ее преодолении, это книга о взрослении и принятии непростой правды героем, которому безоговорочно веришь и сопереживаешь.
Алла Хемлин 3.2
Алла Хемлин определяет свой новый роман "Интересная Фаина" как почти правдивую историю. Начинается повествование с реального события 1894 года — крушения парохода "Владимир".

Фаина с матерью плывут из Батума в Одессу, и вдруг равнодушное море разбивает не только корабль, но жизнь девочки, ставшей сиротой.

"Интересная Фаина" — роман воспитания, вывернутый наизнанку, и это мрачная изнанка взрослого мира.

Убийства, шантаж, подкуп, поддельные документы, погоня за наследством. Это жестокий романс в прозе, написанный удивительным, особенным языком, обнажающим страхи и страсти человеческие.
Иван Шипнигов 3.7
Смешная и трогательная комедия о том, что все люди разные, но все хотят быть любимыми и единственными.

Что могут рассказать о себе охранник обувного магазина, знаток скидок в «Пятерочке», и обаятельная продавщица, ищущая мужчину мечты? Филологическая дева, начитавшаяся Достоевского, и одинокий пенсионер с квартирой в Москве? Дочь состоятельных родителей, едва не забывшая в Лондоне родной язык, и секс-работницы с духовными запросами?

Роман об обычных людях, написанный необычным, ошеломляющим языком. Роман — прямая речь, роман-эксперимент, но с опорой на классический русский психологический роман. Подключайтесь к стриму!
Лена Элтанг 3.8
«Герои Лены Элтанг всегда немного бездомные. Место обитания, ощущение домашности им заменяет мировая культура. Можно сказать, что они с парадоксальной буквальностью воплощают мандельштамовскую формулу о том, что эллинизм — это печной горшок». Так отозвался критик Игорь Гулин об одном из текстов автора.

Новая книга Элтанг продолжает традицию: это не только классический роман о русском писателе, попавшем в опасную историю на чужой земле, и не только детективная драма, в которой есть преступление и наказание. Прежде всего это путевые записки эскаписта, потерянного европейца, человека здравомыслящего, но полного безрассудства, это дневник романтика, погружающий нас в пространство сознания героя, живущего одновременно в двух измерениях: в субъективно воспринятой социальной реальности и в пространстве персонального мифа.
Сахиб Шихмирзаева 0.0
В романе Сахиб Шихмирзаевой "В ритме гоор" показаны судьбы членов одной семьи разных поколений и их односельчан, их радости и горести, надежды и разочарования. Особенный интерес представляет описание положения женщин в семье и обществе, затронута также нелёгкая тема терроризма и ваххабизма.

Центральная тема романа, лейтмотивом проходящая через всё повествование, - поиск своего истинного "Я", своего предназначения в жизни.

Ещё мальчиком Саида при живых родителях передали на воспитание бабушке, и всю жизнь он метался между любовью и обидой на мать, пытался найти мир в душе.
Андрей Убогий 0.0
Роман основан на реальных фактах его собственной биографии. Заслуженный хирург вынужден броситься на помощь тем, кто попал в красную зону , где одни хотят выжить, а другие изо всех сил пытаются их спасти.
Олег Рябов 0.0
Три друга по окончании института выбирают каждый свою судьбу. Один в поисках лучшей жизни оказывается в Америке. Другой после криминальных разборок 90?х застревает в Африке. Третий, потеряв единственную дочь, сходит с ума и живёт в лесу, в землянке. Через много лет они встречаются у костра на берегу Ветлуги, где в молодости любили отдыхать и провели лучшие дни своей жизни… Автор, финалист премии "Ясная Поляна", устами своих героев размышляет о России последних десятилетий: "Россия… это очень серьёзный и сложный организм, который ещё никто понять не смог… Это не страна, не государство, а неопознанный пока геополитический институт, возможно даже одушевлённый… Надо всегда думать о ней, о России…"
Артем Ляхович 0.0
В стольном городе во Змиеве живет пианист Лев Кошкин. Он погружен в свой мир, как это случается с людьми искусства, и даже не замечает переворота в своей стране. Ведь Лев не интересуется политикой, но рано или поздно она сама заинтересуется Львом. И тогда... Впрочем, всегда остается надежда на чудо ведь стольный град Змиев непростой город. Недаром его основателем считают самого Премудрого Змия! Кто знает вдруг Премудрый был на самом деле? Или даже есть сейчас?.. Магия и повседневность, реализм и гротеск, романтика и сатира соединились в мистической антиутопии Артема Ляховича Логово Змиево первом романе известного детского писателя, обращенном ко взрослой аудитории.
Юнас Хассен Кемири 3.8
Некий писатель пытается воссоздать последний день жизни Самуэля — молодого человека, внезапно погибшего (покончившего с собой?) в автокатастрофе. В рассказах друзей, любимой девушки, родственников и соседей вырисовываются разные грани его личности: любящий внук, бюрократ поневоле, преданный друг, нелепый позер, влюбленный, готовый на все ради своей девушки…

Что же остается от всех наших мимолетных воспоминаний? И что скрывается за тем, чего мы не помним? Это роман о любви и дружбе, предательстве и насилии, горе от потери близкого человека и одиночестве, о быстротечности времени и свойствах нашей памяти.

На русском языке публикуется впервые.

Иностранная литература

Лауреат
Юй Хуа 4.1
Роман «Братья» – одного из самых ярких современных китайских прозаиков — сатирическое описание современного китайского общества, в котором новыми ценностями оказываются безудержное стремление к статусу, деньгам и сексу.

Небольшой городок Лючжень под Шанхаем — уменьшенная модель всего Китая с характерными социальными типажами и их трансформацией (бойцы идеологического фронта становятся пиарщиками, комсомолки — хозяйками борделей, маргиналы — олигархами).
Каждый из двух братьев — герой своего времени, символизирующий проигравших и выигравших в новых условиях. Через историю их взаимоотношений Юй Хуа показывает путь страны из недавнего прошлого с ужасами «культурной революции» в непростое, полное противоречий настоящее.

В «Тексте» выходил его роман "Жить", по которому в 1994 году режиссером Чжан Имоу был снят художественный фильм. Этот роман стал бестселлером во многом из-за запрета фильма в Китае, а сам писатель получил мировую известность.
Жузе Эдуарду Агуалуза 3.8
В юности Луду пережила психологическую травму. С годами она пришла в себя, но боязнь открытых пространств осталась с ней навсегда. Даже в магазин она ходит с огромным черным зонтом, отгораживаясь им от внешнего мира. После того, как сестра вышла замуж и уехала в Анголу, Луду тоже покидает родную Португалию, чтобы осесть в Африке. Она не подозревает, что ее ждет. Когда в Анголе начинается революция, столицу Луанду охватывают беспорядки. Оставшись одна Луду, предпринимает единственный шаг, который может защитить ее от ужаса открытых пространств: она замуровывает дверь в свое жилище. Отныне ее жизнь будет протекать в полной изоляции, за жизнью вне стен ее жилища Луду может лишь подглядывать со своего верхнего этажа.

«Всеобщая теория забвения» – книга о памяти и беспамятстве, о жизни наедине с собой и о мире, который не позволяет человеку оставаться одному, о попытках забыть при одновременном стремлении помнить все. В 2017 году роман получил престижную Дублинскую премию, а годом ранее номинировался на Международного Букера.
Арнон Грюнберг 4.1
Йорген Хофмейстер делает все, чтобы его считали образцовым соседом, добросовестным сотрудником, интеллигентным человеком, прилежным супругом и заботливым отцом. Однако год за годом его благопристойный мир рушится: несчастливый брак, неудачная карьера, финансовый крах. Йорген стойко переносит удары судьбы, пока не случается катастрофа — его младшая дочь, одержимо любимая Тирза, отправляется со своим молодым человеком в путешествие в Африку и исчезает... Безутешный отец бросает все и летит на поиски.

Арнон Грюнберг затягивает нас в водоворот эмоций, балансируя между нежностью, запретными откровениями и страшными разоблачениями. Он покажет читателю зеркало, заставив нас увидеть то, что мы отказываемся видеть. Ecce homo — это человек.

Книга переведена на 23 языка и признана многими литературными критиками одним из лучших романов века. Экранизация «Тирзы» была номинирована на премию «Оскар».
Кадзуо Исигуро 4.0
Клара совсем новая.

С заразительным любопытством из-за широкого окна витрины она впитывает в себя окружающий мир — случайных прохожих, проезжающие машины и, конечно, живительное Солнце. Клара хочет узнать и запомнить как можно больше — так она сможет стать лучшей Искусственной Подругой своему будущему подростку.

От того, кто выберет Клару, будет зависеть её судьба.

Чистый, отчасти наивный взгляд на реальность, лишь слегка отличающуюся от нашей собственной, — вот, что дарит новый роман Кадзуо Исигуро. Каково это — любить? И можно ли быть человеком, если ты не совсем человек?

История, рассказанная с обескураживающей искренностью, заставит вас по-новому ответить на эти вопросы.
Эрве ле Теллье 3.5
10 марта 2021 года двести сорок три пассажира рейса 006 компании «Эр Франс» из Парижа приземляется в Нью‑Йорке, пережив чудовищную турбулентность, вызванную столкновением с непонятно откуда взявшимся гигантским грозовым облаком. После приземления каждый из пассажиров продолжает жить своей жизнью. Три месяца спустя, вопреки всякой логике, в небе над Нью‑Йорком появляется точно такой же самолет с теми же пассажирами, пилотами и таким же оборудованием на борту. Никто не может объяснить это невероятное явление, которое приведет к беспрецедентному политическому, медийному и научному кризису, и в котором каждый из пассажиров столкнется лицом к лицу с другой версией самого себя.
Якуб Малецкий 4.1
Ян Лабендович отказывается помочь немке, бегущей в середине 1940-х из Польши, и она проклинает его. Вскоре у Яна рождается сын: мальчик с белоснежной кожей и столь же белыми волосами. Тем временем жизнь других родителей меняет взрыв гранаты, оставшейся после войны.

И вскоре истории двух семей навеки соединяются, когда встречаются девушка, изувеченная в огне, и альбинос, видящий реку мертвых. Так начинается «Дрожь», масштабная сага, охватывающая почти весь XX век, с конца 1930-х годов до середины 2000-х, в которой отразилась вся история Восточной Европы последних десятилетий, а вечные вопросы жизни и смерти переплетаются с жестким реализмом, пронзительным лиризмом, психологическим триллером и мрачной мистикой.

Так начинается роман, который стал одним из самых громких открытий польской литературы последних лет.
Петер Надаш 3.9
Петер Надаш (р. 1942) — венгерский прозаик, получивший мировую известность прежде всего благодаря своим грандиозным романам «Книга воспоминаний» (1986, русский перевод 2014) и «Параллельные истории» (2005). Настоящее издание служит своеобразным введением в творчество этого еще недостаточно хорошо прочитанного в России классика современной словесности. Книга охватывает более полувека его творчества и включает семь важных вещей, начиная с дебютной повести «Библия», в которой двадцатилетний автор начал воплощать в жизнь свой юношеский замысел «описать все-все, что люди утаивают друг от друга», и заканчивая «Солью жизни» — ироническим травелогом, в котором Надаш, неожиданно изменив масштаб, анализирует не микродвижения мыслей и чувств современников, а механизм исторических перемен на примере небольшого европейского городка. В центре книги — поразительный текст: философская повесть-эссе «Собственная смерть» о клинической смерти, пережитой автором в 1993 году. Переводы, печатавшиеся ранее, публикуются в новой редакции.
Делия Оуэнс 4.4
В течение многих лет слухи о Болотной Девчонке преследовали Баркли-Коув, тихий городок на побережье Северной Каролины. И когда в конце 1969-го нашли тело Чеза, местного плейбоя, жители городка сразу же заподозрили Киа Кларк, девушку, что отшельницей обитала на болотах с раннего детства. Чувствительная и умная, Киа и в самом деле называет своим домом болото, а друзьями – болотных птиц, рыб, зверей. Но когда наступает пора взросления, Киа открывает для себя совсем иную сторону жизни, в ней просыпается желание любить и быть любимой. И Киа с радостью погружается в этот неведомый новый мир – пока не происходит немыслимое. Роман знаменитого биолога Делии Оуэнс – настоящая ода природе, нежная история о взрослении, роман об одиночестве, о связи людей, о том, нужны ли люди вообще друг другу, и в то же время это темная, загадочная история с убийством, которое то ли было, то ли нет.
Антонио Орландо Родригес 4.0
Вымышленная биография кубинской лилипутки Эспиридионы Сенда, более известной как Чикита, то есть “малышка”. В конце XIX века она переехала в США, стала артисткой и одной из самых высокооплачиваемых знаменитостей своего времени, она разъезжала с выступлениями по Соединенным Штатам и даже по европейским странам и была настолько популярна, что получила приглашение на встречу в Белом доме от президента США Уильяма Мак-Кинли. Романы Родригеса трудно отнести к тому или иному жанру, их называют “исторической фантастикой”, в которой соединяется абсурд, фантастика, приключенческий и плутовской роман. Антонио Орландо Родригес (р. 1956) – один из ведущих современных латиноамериканских писателей, журналист и критик. Родился на Кубе, изучал журналистику в Гаванском университете, с 1999 года живет и работает в США. Известность ему принесли книги для детей и подростков. В 1985 году Родригес опубликовал первую книгу для взрослых, сборник рассказов «Стриптиз», значительно отличавшуюся от текстов в духе соцреализма, составлявших современный кубинский мэйнстрим. Автор делал ставку на черный юмор и абсурд. В 1989 году вышла еще одна книга рассказов для взрослых – «Дорогой Дракула». В 2008 году со своим вторым романом для взрослых «Чикита» Родригес стал лауреатом премии «Альфагуара» – самой престижной награды в испаноязычном литературном мире, а также золотую медаль Florida Book Award в категории «Лучшая книга на испанском языке».
Хван Согён 4.2
Прошлое и настоящее страны переплетаются в судьбах героев — молодой девушки, делающей первые робкие шаги в театральной режиссуре, и прожившего непростую жизнь успешного бизнесмена. За ним — целое поколение. Выходцы из трущоб, которые пробились на самый верх и достигли всего, о чем можно только мечтать, попутно разучившись чувствовать. Пытаясь вырваться из нищеты, забыть о собственном убогом детстве, они включились в безумную гонку, рано или поздно перестав понимать, зачем и куда они бегут и ради чего идут по чужим головам. Ради счастья своих детей? А нужно ли их детям такое счастье? И какое оно — счастье нового поколения? Находят ли молодые тот смысл, что потеряли отцы?
Даниэль Шпек 4.3
Новый роман автора «Bella Германия», семейная сага на фоне Второй мировой, удивительная атмосфера Туниса, где мирно уживались арабская, еврейская, итальянская и французская диаспоры, но появление немцев всё изменило.

Наши дни. Солнечный осенний день на Сицилии. Дайверы, искатели сокровищ, пытаются поднять со дна моря старый самолет. Немецкий историк Нина находит в списке пассажиров своего деда Морица, который считался пропавшим во время Второй мировой. Это тайна, которую хранит ее семья. Вскоре Нина встречает на Сицилии странную женщину, которая утверждает, что является дочерью Морица. Но как такое возможно? Тунис, 1942 год. Пестрый квартал Piccola Сицилия, три религии уживаются тут в добрососедстве... Уживались, пока не пришла война. В отеле "Мажестик" немецкий военный фотограф Мориц впервые видит Ясмину и пианиста Виктора. С этого дня их жизни окажутся причудливо сплетены. Им остается лишь следовать за предначертанием судьбы, мектуб. Или все же попытаться вырваться из ловушки, в которую загнали всех троих война, любовь и традиции. Роман вдохновлен реальной историей.

Пресса о книге
Книга Шпека - настоящий фейерверк эмоций, завораживающе красивые пейзажи и невероятно интересные судьбы, все это складывается в захватывающий семейный роман. Westdeutscher Rundfunk

Шпек - коллекционер историй, которые он сплетает с другими историями в затейливо прекрасный ковер. Его роман ­­- драматический, напряженный, эмоциональный и поэтический. Mannheimer Morgen

Шпек постоянно меняет ракурс, рассказывая о войне, бегстве и новом начале. Его история о немецкой оккупации Туниса - очень важный комментарий к нашему настоящему. Suddeutsche Zeitung

"Их жизнь интереснее любого вымысла", - невольно думаешь, читая роман Шпека, и тут же спохватываешься, в очередной раз напоминая себе, что читаешь о вымышленных героях. Пожалуй, именно в этом заключается главное свойство хорошего большого романа: населяющие его люди становятся не менее реальными, чем твои родственники. Таковы персонажи Даниэля Шпека. Сергей Кумыш, РБК
Джоха Аль-Харти 3.6
В самолете, летящем из Омана во Франкфурт, торговец Абдулла думает о своих родных, вспоминает ушедшего отца, державшего его в ежовых рукавицах, грустит о жене Мийе, которая никогда его не любила, о дочери, недавно разорвавшей помолвку, думает о Зарифе, черной наложнице-рабыне, заменившей ему мать. Мы скоро узнаем, что Мийя и правда не хотела идти за Абдуллу - когда-то она была влюблена в другого, в мужчину, которого не знала. А еще она искусно управлялась с иголкой, но за годы брака больше полюбила сон – там не приходится лишний раз открывать рот. Своя история и у ее сестер, Холи и Асмаа, у их матери Салимы, у своевольной бедуинки Наджии-Луны, полюбившей чужого мужа. Может, аль-Авафи и невелик, но у каждого здесь своя непростая судьба, свои горести и радости. Этот роман – удивительная панорама жизни мусульманского Омана, которая завораживает своей тихой глубиной и восточной атмосферой.
1 2 3