Роман Татьяны Толстой «Кысь» – безусловно, главное событие в фантастике, да и вообще в русской прозе 1990-х годов. Мудрый, очень смешной и очень грустный рассказ о культуре после катастрофы. Дух из нее выхолощен, остались только буквы, и «пушкин» пишется с маленькой буквы, потому что это имя нарицательное, и нет для читателей никакой разницы между «агромаднейшим романом» «Вечным зов», «пупулярнейшей брошюрой» «Основы дифференциального исчисления» и «увлекательной эпопеей» «Коза-дереза». В библиотеке же книги расставляются так: «Маринина, «Маринады и соления», «Художники-маринисты», «Маринетти – идеолог фашизма»... «Гамлет – Принц Датский», «Ташкент – город хлебный», «Хлеб – имя существительное»...»
Лучшей, да и единственной первоклассной повестью этого года была «Волчья сыть» Марины и Сергея Дяченко. Прекрасный пример того, как, пользуясь средствами классической НФ, можно написать по-настоящему современную вещь. Ну вывели от нечего делать породу разумных овец, ну и что? А в итоге получилась изящная и печальная история о противостоянии крайнего индивидуализма и стадности... и об узком, но всё-таки возможном пути между ними.
И «Огород» Святослава Логинова. Короткая притча об одном дне, который равен одному году и одной жизни. Всячески рекомендую.
Хороших эссе не припомню, а ядовитый Андрей Шмалько по обыкновению четко поставил вопрос «Кто в гетто живет?» и так же четко на него ответил. Статью читаешь с большим интересом, даже если не согласен с автором. Банально, но факт.