21 октября 2023 г., 00:10

1K

Обсуждение книги "Опоздавшая молодежь"

9 понравилось 38 комментариев 0 добавить в избранное

Октябрь 2023

Уважаемые участники клуба!

Приветствую на обсуждении книги Кэндзабуро Оэ - Опоздавшая молодежь .

Здесь мы беседуем, проясняем непонятное, восхищаемся или осуждаем.

Прошу вас оставить оценку, ссылку на свою рецензию и поделиться впечатлениями о книге.

Большое спасибо dandelion_girl за фото, использованное в оформлении темы.

В группу Чарующая Азия Все обсуждения группы
9 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 38

r40-darkgreen.png Очень противоречивые у меня впечатления об этой книге. Причем настолько она меня зацепила, что я даже рецензию написала сходу, а это редко у меня нынче случается. А еще удивительно то, что в этом романе японцы не выглядели такими уж инопланетянами, как обычно. Вполне живые люди, и герой вполне похож на героев Бёлля или Фаллады - то есть на европейцев в похожих обстоятельствах. Но именно поэтому, возможно, и возникло у меня так много вопросов к безнадежности описываемого. Потому что если герой безымянен, разочарован, безличен и типичен, если все они такие конформисты, если автор говорит о поколении, об опоздавшей молодежи в целом, то откуда и как мог появиться он сам? Ну ведь это как раз первым бросается в глаза! Он - ровесник героя, и он - успешный писатель, к шестидесяти годам и вообще - лауреат Нобелевской премии... Даже к моменту написания этой книги у него вышло три романа. И он ведь такой не один в своём поколении! Но в тексте книги всё черно и безысходно. Как на обложке.
Конечно, я понимаю, что в тот момент, когда роман был написан - у автора могли быть вот такие пессимистичные ощущения от собственного окружения, но совсем-то зачем лишать читателя надежды?
Словом, к автору вопросов много. Жаль, их теперь не задашь. Он умер в начале марта 2023-го. R.I.P.

Julia_cherry,

Он - ровесник героя, и он - успешный писатель, к шестидесяти годам и вообще - лауреат Нобелевской премии... Даже к моменту написания этой книги у него вышло три романа. И он ведь такой не один в своём поколении!

Думаю, что таких, как автор (успешных) все-таки меньшинство, а роман об обиженном и обозленном большинстве

JulieSS, Да, это понятно, но почему в тексте нигде даже мимо не прошел такой вот нормальный человек из меньшинства? :(
Прям тоска и мрак.

Julia_cherry, Я настолько привыкла к азиатскому тлену и безысходности, что если бы вдруг увидела в данном романе что-то позитивное и жизнеутверждающее была бы сильно удивлена.
Да и что нормальному человеку среди героев романа делать? Сожрут и не подавятся, ведь они даже друг друга готовы растерзать. Вспомнить только что с главным героем сотворили представители студенческого движения.

JulieSS, Да уж, студенты точно повергли в печаль. Впрочем, судя по русским революционным произведениям и по неистовым латиноамериканцам, такого вполне можно было ожидать... Но вот хоть женщину нормальную можно было издалека в окошке показать?

Julia_cherry, Женщин нет, потому что роман не о них. Мне кажется, что автор, если бы мог вообще без женских персонажей обошелся.

Julia_cherry, Я вот даже когда смотрю на фото Кэндзабуро Оэ, вижу вселенскую печаль в его глазах. Мне кажется, он тоже не успел стать оптимистичнее что ли. Его мировоззрение уже сформировалось к моменту написания романа, вместе с его пессимизмом, и уже было поздно «переучиваться»

dandelion_girl, Не знаю. Мне кажется, что у него вполне себе оптимистичные уши))

r40-green.png
Как проживёт жизнь мальчик, в раннем детстве свято уверовавший в доктрину японского милитаризма, но потом случился 1945 год? Кажется невероятным, что кто-то видел жуткую войну как “старые добрые времена” и “золотой век”. Но для юного безымянного героя война и славная смерть — ключевой способ самоидентификации, который у него грубейшим способом отобрали.

Очень много героев-сверстников главного персонажа живут так, будто не находятся за рулём своей судьбы. Они опоздали на войну, опоздали жить, как будто жизнь — это уходящий поезд, и нельзя взять велосипед, машину или вообще пойти пешком, чтобы выбрать свой путь. Мальчик замечает, что после признания поражения все вокруг не собираются исповедовать идеалы, которые до этого насаждались так сурово. Он остро чувствует несправедливость и потерю условной “чести” японской нации, но его рефлексия не является особенно глубокой. Есть очень показательный эпизод, когда кто-то из солдат-американцев изнасиловал девушку из деревни Такадзё. Эта деревня была населена каким-то коренным народом Японии. Один из мужчин деревни напал на солдата и ранил его, а затем скрылся с девушкой в густых лесах. Люди из деревни нашего главного героя решили помочь американцам найти беглецов. Мальчику это всё пресмыкательство перед оккупантами глубоко противно, но он не видит, что работают те же механизмы, на которых ранее выезжал местный фашизм: благоговение перед грубой силой и ненависть к “другому”, кем бы этот “другой” ни был. Непереносимость инаковости проявляется и в отношении к корейцам, чей посёлок тоже находился неподалёку.

Пожалуй, кореец Кан, друг детства безымянного героя, самый проактивный персонаж из “опоздавшей молодёжи”. Он способен остановить поезд, переехавший его дочь, а также худо-бедно сохранить брак с женой. Он, как и хотел, выучился на музыканта (пусть его мечта и сильно поблекла, столкнувшись с реальностью), а также побывал на настоящей войне и уехал на родину (хотя радушной Северную Корею назвать сложно).

А главный герой плывёт по течению. Плавание это нелёгкое, но зато рулить не надо. В конце концов юноша-радикал, брызжущий обидой и желчью, вырастает в степенного, удобно пристроившегося дяденьку. Он понимает, насколько мало сделал для того, чтобы оказаться там, где оказался, и это одно из немногих достоинств.

(Читала в Reading Challenge-2022)

swdancer, Ой, спасибо вам за эти мысли. А не могли бы вы уточнить финальную фразу:

Он понимает, насколько мало сделал для того, чтобы оказаться там, где оказался, и это одно из немногих достоинств.

Достоинств героя? Или достоинств книги? Или достоинств опоздавшей молодёжи?... Что-то я потерялась.

Julia_cherry, Достоинств героя. Надо было поточнее написать) У него мало иллюзий насчёт самого себя.

swdancer, спасибо
я так поначалу и подумала, но потом засомневалась...

swdancer,

Пожалуй, кореец Кан, друг детства безымянного героя, самый проактивный персонаж из “опоздавшей молодёжи”.

Вот, кстати, да! Хотя вроде бы он - кореец, и ему должны быть чужды японские правила чести и стыда. Я вообще была удивлена, как их дружба была возможна, учитывая политическую историю Японии и Кореи. Но в конечном итоге их дружбу можно даже назвать прекрасной.

Рецензия. Поставил r50-green.png. Книга показывает как проходит юношеский максимализм и уходит во взрослый солидаризм, или как маргинал уходит в "серую массу". Хотя я и не совсем согласен с тем, что герой неудачник. Удачно женился с финансовой точки зрения и политических переспектив, возможно сам станет таким тираном потом.

Miku-no-gotoku, Я думаю, у него отсутствует хребет, чтобы стать тираном. Может, так и засидится в той психушке, несмотря на то, что планирует путешествие в Европу.

Уже по традиции оставляю книгу без оценки. Неприятное ощущение после чтения, как будто с чем-то мерзким соприкоснулся. Главный герой жалок, но ему не хочется сострадать и сочувствовать, он вызывает только чувство какой-то гадливости. Бедный наивный мальчик поверил пропаганде: россказням о величии страны и императора, мечтал о судьбе камикадзе. А тут на тебе: поражение в войне и наблюдай, как взрослые переобуваются в воздухе (как сейчас модно говорить). Нет больше ни целей благородных, ни идеалов. Быть частью страны, потерпевшей поражение в войне сложно. Горечь, обида и разочарование естественны и понятны. Но лелеять подобные эмоции годами света белого не видя, странно. Такие чувства у участника войны я бы еще поняла. Но герой только мечтал о войне, не случилось тебе умереть, так посвяти жизнь чему-нибудь хорошему. После воспитательной колонии получилось поступить в университет, радуйся. Нет, надо скулить и причитать всех ненавидя. Один он бедный, несчастный. Надоел.
Еще бы я отметила, что герой - какой-то нетипичный японец. Мне казалось, что после истории с изнасилованием выход только один - самоубийство. Японцы так обычно поступают в сложных ситуациях. Но нет, герой это пережил и смог рассказать чуть ли не на всю страну, и все это из ненависти и по злобе. Страшный человек.

рецензия 4 из 5

Понравилось голове, но не понравилось душе. Я и люблю таких беспросветных героев, и в той же степени терпеть не могу. Поняла, что читать этот роман нужно со знанием японской загадочной души, ну или хотя бы осилив книжку Рут Бенедикт «Хризантема и меч», потому что она даёт немало подсказок к пониманию того, почему мужчина, да что там — мальчик — так рвётся на войну, а не попав на неё, чувствует себя неполноценным, несостоявшимся, недостойным на адекватную жизнь. Роман и крик души, и приговор одновременно!

Я не читала раньше Оэ, но меня просто восхитила его биография! И точно захотелось прочитать другие его произведения: одни только аннотации влекут.

Читала летом и книга произвела сильное впечатление
r50-green.png, Рецензия

Данный роман одновременно необычный и при этом довольно типичный для литературы Японии двадцатого века. Необычный, потому что на ум сразу пришло сравнение с европейскими произведениями так называемого потерянного поколения, тут оно названо опоздавшим, но сути дела это не меняет. Типичный же, потому что по мере чтения мне не раз вспоминались два, можно сказать, культовых романа японской литературы примерно того же временного периода, это "Исповедь Маски" Мисимы и "Исповедь "неполноценного" человека" Дадзая. То же повествование от первого лица, тот же душевный стриптиз, заставляющий рассказчика обнажать перед читателем самые потаённые, самые непрезентабельные и самые неочевидные закутки души и разума.

Мы знакомимся с главным героем романа в переломный не только для него, но и для всей его страны, исторический момент - капитуляция Японии во Второй Мировой. Для мальчишки лет 10-12 это настоящая трагедия, он понимает, что опоздал на войну, что ему уже не суждено быть славным героем, камикадзе, жаждущим отдать жизнь за своего Императора, он обречён теперь на обычную жизнь. Душевное потрясение только усиливается происходящим вокруг, он уже не настолько мал, чтобы безоговорочно верить и доверять взрослым, а потому разборки местных японцев и местных корейцев, уничтожение крохотной деревушки аборигенов, прогибание и страх его односельчан перед оккупантами - всё это заставляет гг разочароваться во всём и во всех, он ненавидит всё и всех и единственное, что ещё способно возродить в нём, взращённом милитаристской пропагандой, светлые чувства это возможность возобновить войну, чтобы героически на ней погибнуть. Вот этому небольшому, но значимому отрезку в жизни гг и посвящена вся первая часть романа, события которой уместились в лето сорок пятого года, итогом которого становится его попадание в воспитательную колонию для несовершеннолетних.

Вторая часть перебрасывает нас уже в начало пятидесятых, когда бывший яростный мальчишка оказывается студентом Токийского университета, подрабатывает репетитором французского языка у дочери видного консервативного политика и сам мечтает о блестящей карьере в этой сфере. А по сути он всё ещё в поисках, поисках себя и своего смысла жизни, та несбывшаяся мечта о войне (как же жутко и иррационально для меня это звучит!) исказила всё его восприятие и мира, и людей. Он всё ещё хочет героически страдать, по крайней мере для меня это единственное объяснение, почему он берётся, не раздумывая о последствиях, помогать той самой своей ученице избавиться от нежелательной беременности. Это решение вовлечёт его в водоворот событий, втравит в борьбу консерваторов и радикалов, заставит пережить страшное издевательство, после которого его поступками будут руководить лишь ненависть и желание мести, и приведёт к тому итогу, которого он сам меньше всего ожидал, но который крайне логичен - он так и не стал героем, рупором или лидером, он просто один из своего опоздавшего на войну поколения.

Сильная книга, тяжёлая эмоционально и будто бы с полным отсутствием светлых пятен, угнетающая и давящая, погружаться в неё мне было морально тяжело, почему и читалась достаточно долго, но при этом история эта заставляет задуматься о многом, чем и ценна, жаль только, что судя по всему сильные мира сего или художку вообще не читают, или же извлекать из неё никаких важных мыслей не хотят... В общем, всем интересующимся Японией, её культурой и историей очень рекомендую, познакомитесь с ней поближе в очень непростой для неё период.

nastena0310, Я не обратила внимание, когда читала вою рецензию первый раз, но вот вернулась и согласилась, что Мисима с его «Маской» сразу вспоминается. Те же мотивы, только не из-за возраста, а из-за здоровья.

dandelion_girl, Вообще было любопытно провести параллели и с европейской, и с японской литературой.

nastena0310, Это точно! Еще и Ремарк в голову приходил. Их поколение называли «невернувшимися с войны» из-за душевных травм, которые остались. Все-таки как ни крути, война — это травмирующее событие. Хоть для опоздавших, хоть для успевших :-(

dandelion_girl, Да, точно. Меня его Западный фронт в юности сильно зацепил, помню(
И это ещё мягко сказано((((

nastena0310, У меня Ремарк всегда с грустью ассоциируется. Но так по-хорошему больно

dandelion_girl, Уже давно хочу к нему вернуться, но никак не воткну в читательские планы(

nastena0310, вот только не к раннему, недавно опубликованному... потому что я как-то попробовала - и это было очень слабо((

Julia_cherry, Ок, учту, спасибо. Думаю, есть смысл даже перечитать то, что уже читала, потому что это было почти двадцать лет назад и кроме того, что понравилось, толком ничего не помню уже.

nastena0310, Вот сейчас стали про него говорить, и тоже захотелось

dandelion_girl, И мне, надо что-нибудь добавить в зимние планы что ли)

nastena0310,

история эта заставляет задуматься о многом, чем и ценна, жаль только, что судя по всему сильные мира сего или художку вообще не читают, или же извлекать из неё никаких важных мыслей не хотят...

Вот это как раз особенно грустно...
И вообще, очень много совпадений в восприятии. Я вот только больше сравнивала с Бёллем, Ремарком, Олдингтоном и Фалладой, потому что названный роман Мисимы пока не читала. И с Дадзаем не знакома.

Julia_cherry, Увы, и повлиять никак на это не можем(((
Тоже заметила, ещё когда на главной на рецензию наткнулась. Я европейских авторов упомянула без конкретики, но в голове примерно тот же список держала, только Олдингтона не читала, у меня был Хемингуэй на его месте) Кстати, что у Мисимы, что у Дадзая очень интересные биографии, мне кажется есть смысл с ними хотя бы совсем кратенько ознакомиться, когда читаешь, тогда лучше понимаешь этих странных японцев)

nastena0310, Я с Мисимой отчасти знакома, но вот конкретно "Исповедь маски" пока не читала, а с Дадзаем - да, надо разобраться)
у Олдингтона есть "Смерть героя" - вот как раз про опустелость души
а с Хемом у меня отношения неровные, поэтому и не назвала его...

Julia_cherry, «Смерть героя» странно так понравилась. С Хемингуэем тоже очень натянутые отношения. Этих японцев точно рекомендую. Вы, Юля, всегда говорите, что они инопланетяне. Но эти произведения хороши для понимания загадочной японской души :-)

dandelion_girl, Спасибо за рекомендацию. Буду иметь в виду.
Смерть героя мне как-то засела, как заноза. Не могу сказать, чтобы прям понравилась, но забываться не желает.
Это как фильм Бертолуччи ХХ век...

dandelion_girl, Вот к последнему предложению прям плюсуюсь)

Julia_cherry, Будет интересно послушать о впечатлениях) Кстати, как любительнице пьес, насколько я помню, рискну ещё посоветовать обратить внимание на них у Мисимы, читала буквально в этом месяце, довольно необычно.
Не первый раз слышу про "Смерть героя", надо бы, пожалуй, уже и добраться.
А с Хемом и у меня всё сложно, но его Колокол меня зацепил.

r45-green.png, моя рецензия.
Очень сильный и неоднозначный роман. Много важных рассуждений, намёков и параллелей, что он в себя вобрал, а также то, как точно отобразил саму эпоху, делают «Опоздавшую молодёжь» поистине вечным романом. Первый раздел впечатлил, хотя там и было много чего неясного. Ведь становление самого героя только происходило. Но вторая часть показалась ещё более мощной. Тем стержнем, что и формировал основной замысел книги.

Вообще, не кажется, история, описанная в книге, во много личная для самого автора. Многое, о чём пишет Кэдзабуро Оэ, ему довелось пережить лично: быть свидетелем эпохи надлома старых принципов, бунтующей молодёжи, противостояния американцев и японцев, корейцев и японцев, американцев и корейцев – в общем, всех против всех. А также предательства и извращённых новых нравов, нового типажа людей, всеми силами стремящихся к цели, заведомо губя остальных. Как и самому герою романа, будущему писателю в момент окончания войны едва исполнилось десять. Он также был выходцем из глухой провинции – деревушки на острове Сикоку, в то время одном из самых отсталых районов Японии. Подобно своему герою, его также ожидал удивительный взлёт – поступление в 1954 году в самый престижный университет Японии – филологический факультет Токийского университет.

Оэ не просто рассказывает о молодёжи, о тех или иных событиях, в которые она оказывается вовлечённой. Он ставит иную более глубокую задачу – раскрыть мотивы её поведения, понять её душу – по молодости бунтарскую и наивную, по молодости столь же грубую и неосмотрительную. Но, справедливости ради, - писателя привлекает не вся молодёжь, а в первую очередь та, что не желает примириться со сложившимся положением, но в тоже время лишена чётких планов и ориентиров, что и является причиной большинства её бед. Это и есть – обманутое поколение.

1950-ые годы – время духовного разложения самой молодёжи, время массовых протестных движений самых различных толков. Факт последнего, а ещё и дезориентированность молодого поколения, его стремление выразить себя не столько в достижении конкретной цели, сколько в самом факте протеста – и зародили то, что стало центральной темой в «Опоздавшей молодёжи», исходным пунктом в психологии обманутого поколения. Этот роман – своеобразная исповедь юноши. Но виноват ли он в собственных ложных ориентирах? Ведь таковой была сама среда, что вырастила своего птенца.

Читайте также