11 мая 2021 г., 13:11

1K

Самое неудачное приключение Шерлока Холмса

40 понравилось 15 комментариев 0 добавить в избранное

Почему Артур Конан Дойл не любил рассказ "Картонная коробка"?

О рассказе "Картонная коробка" известно, что он был впервые опубликован в январском номере «Стрэнда» за 1893 год как четырнадцатая история из «Приключений Шерлока Холмса» с иллюстрациями Сидни Пэджета. Готовя в августе того же года книжное издание «Записок о Шерлоке Холмсе» (XIII и XV-XXIV рассказы цикла), Дойл особенно настаивал, что «Картонная коробка» не должна быть перепечатана. Тем не менее в первое американское издание рассказ все-таки вошел. В английском издании начало рассказа (с «чтением мыслей» Ватсона) было перенесено в рассказ «Домашний пациент».
В чем причина такой неприязни Дойла к рассказу, не вполне ясно. Возможно, безумец-алкоголик получился слишком похож на Чарльза Олтемонта Дойла, отца писателя, который через несколько месяцев (10 октября 1893 г.) умер в сумасшедшем доме.
Неудачи с публикацией темы для очередного обсуждения постигли и нас, но раз вы читаете это сообщение, значит, все мы сумели преодолеть мистическую невезучесть.
А потому время поделиться вашим мнением о рассказе и если у вас есть версия разгадки, ответить на вопрос, почему Артур Конан Дойл не любил этот рассказ.

В группу Ситтафорд Все обсуждения группы
40 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 15

безумец-алкоголик получился слишком похож на Чарльза Олтемонта Дойла, отца писателя


Какая интересная и познавательная версия, хотя мне все же кажется, что дело куда проще - слабость детективной завязки и разгадки соответственно. Вот драма здесь получилась действительно неплохая, жизненная, правдоподобная и острая история, каких миллионы. Во главу угла опять же поставлены исконные пороки: зависть (к чужому счастью) и ревность (глупая и ни на чем не основанная).

Интересно автором показаны и взаимоотношения сестер в этом произведении. Какая же низость, как можно опуститься до того, чтобы провоцировать мужа собственной сестры. И финал здесь чуточку нелогичен. Жертвой должна была бы стать именно та сестра-виновница произошедшего, а вовсе не бедняжка жена.

А неуравновешенный характер, вспыльчивость нрава совсем не обязательно должны приводить к трагедии, да даже алкоголь здесь по большому счету ни при чем. Мало, что ли, на свете алкоголиков?

Вот как драма мне очень понравилась эта новелла, а как детектив - недосказанно, слабо, весьма предсказуемо. Маловато здесь и фирменных рассуждений Холмса - негде развернуться в этом деле, все буквально на ладони.

r40-green.png рецензия

Anastasia246, Спасибо за рецензию и за отличный отзыв. Интересно, что я никогда не задумывался об историях Дойла как драме, всегда относился к ним как приключенческим историям, где главное загадка. Но вы правы, поскольку Дойл подражал в своих рассказах Эдгару По, который строил свои миниатюры по законам драматического искусства. Значит, создатель Великого детектива тоже...

Vldmrvch, А у меня почему-то перестали приходить уведомления об ответах на мои комментарии(( Опять какие-то неполадки на лайвлибе...

поскольку Дойл подражал в своих рассказах Эдгару По


А мы ведь по порядку рассказы Кона Дойла читаем, поэтому мне кажется, что вот в последних рассказах нет никакого подражания. Наверное, подражал в первых своих произведениях, набивая руку, а сейчас уже нет.

Anastasia246,

А мы ведь по порядку рассказы Кона Дойла читаем, поэтому мне кажется, что вот в последних рассказах нет никакого подражания. Наверное, подражал в первых своих произведениях, набивая руку, а сейчас уже нет.

Да, логика здесь есть, но надо учесть, что Дойл несколько раз возвращается к мотивам из рассказов По. Очевидно, он не раз перечитывал сборник и сознательно или бессознательно заимствовал идеи, повороты сюжета или образы персонажей. Не берусь сравнивать По и Дойла, поскольку у первого я хорошо помню сюжеты максимум десяти рассказов. А хороших исследований по данной теме не существует. А потому мое утверждение поверхностное, хотя в основе лежит принцип не раз отмеченный в отдельных рассказах.

Vldmrvch,

несколько раз возвращается к мотивам из рассказов По.


хотя в принципе-то мотивы убийства не уникальны, к ним ведь не только По обращался....

Anastasia246, У По вне конкуренции стоит первый рассказ о Дюпене (Убийство на улице Морг). Убийство совершенное животным, трудно даже вспомнить похожий поворот в классическом детективе. Это скорее из хоррора. Но большинство деталей - запертая комната, бессилие полиции, единственная улика ведущая к разгадке, проницательный частный сыщик и др. - типичные атрибуты классического детектива.

Да, детективная часть не самая выдающаяся. Вот и я обратил внимание не на нее, а на юмористическую нотку, когда речь зашла об отрезанных ушах:

— Эта пакость лежит в сарае, — сказала она, когда Лестрейд вошел в комнату. — Хоть бы вы их совсем забрали!
— Я так и сделаю, мисс Кушинг. Я держал их здесь только для того, чтобы мой друг мистер Холмс мог взглянуть на них в вашем присутствии.


Улыбнулся от стремления Лестрейда оставить улики на месте преступления (можно ли так назвать данную локацию?)
Интересно, часто ли в шерлокиане встречается юмор? Хоть я и любитель классического детектива, не большой знаток шерлокианы - прочитал все рассказы, но уже совершенно забыл.

Alex_Smith, Не могу себя назвать знатоком, но в прочитанных рассказах как мне казалось юмор встречается постоянно. Не берусь утверждать в деталях, но даже персонажи - женщина-преступница в которую влюбляется Холмс, сам Великий сыщик, который должен прикидываться нищим, и др.

Vldmrvch, Да, точно. С одной стороны, шерлокиана воспринимается мной как типичный представитель детектива 19 века (в общем, это неудивительно - АКД ведь задавал темп развитию жанра).
С другой стороны, те детективы времен истоков, которые мне время от времени попадаются, как правило небогаты на юмор, и шерлокиана от них выгодно отличается (подумал и вспомнил еще один подобный случай в рассказе, там свидетелей-подозреваемых заперли на месте преступления, чтобы не нарушать картину :-), да и эксцентричность ШХ тоже близка к юмору)

Alex_Smith,

шерлокиана воспринимается мной как типичный представитель детектива 19 века

наверное так, учитывая неизменное присутствие термина "Приключение" в названии, скорее это был детектив-приключение. Как мне кажется Дойлу удалось создать две вещи - новый жанр (загадочная история) и невероятного героя.
На эти два открытия обратили внимание не только простые читатели, с их плачем по убитому Холмсу, но и начинающие писатели того времени. Во многом они обогатили образ самого Холмса, а также жанр, но каждый из них тянул в свою сторону.
Секстон Блейк - в приключения
Фримен и Кеннеди - научный потенциал
Макс Каррадос и "старик в углу" Орци - эксцентричный персонаж, тоже заложенный Дойлом
Раффлз и "Двуствольная детективная история" Марка Твена - подхватили и зажгли юмор.
Я считаю, что на время тропы писателей детектива разошлись, а сошлись они обратно в "Последнем деле Трента", здесь и юмор и научный потенциал и эксцентрика. Меньше всего здесь приключений, поскольку именно Бентли заложил основы жанра - классического детектива, того самого канона, которому следовали большинство писателей этого жанра между войнами.

Мне рассказ очень понравился. Ещё один прекрасный пример наблюдательности Холмса. Плюс такая семейная драма. Рассказ жутковат, напомнил "Пять зернышек апельсина", так и фобии в отношении писем (посылок) могут развиться. Мужа-убийцу почему-то жальче, чем его жену-жертву. Не знаю, может алкоголизм не так отталкивает как измена. Хотя оправдывать убийство ничем нельзя. Этот как у Агаты Кристи во многих романах, сделать жертву с некой червоточинкой, чтобы было не так жалко.
Ну а ещё можно сделать вывод, что родственники это хорошо, но на расстоянии, каждый должен жить своей семьей. А то приехала так погостить на недельку... Однозначно, что в сложившейся трагедии нельзя винить только сестру, супруги тоже сделали для неё достаточно, но без её козней было бы больше шансов сохранить брак.

ChydoSandra,

Ещё один прекрасный пример наблюдательности Холмса.

Я тоже не могу понять в чем причина нелюбви писателя к этому рассказу. По мне так он не хуже и не лучше других, отличная загадка, великолепная история. Именно поэтому этот вопрос вынес в обсуждение, хотелось услышать мнения других участников.

Vldmrvch, Автор очень критичен к своим творениям, плюс действительно могут быть какие-то личные переживания и неприятные ассоциации в период написания.

Дойл особенно настаивал, что «Картонная коробка» не должна быть перепечатана

вопреки его желаниям я рада, что случилось иначе и рассказ дошёл до нас.

Я читала "Картонную Коробку" очень-очень давно, и поэтому не могу сказать о том, слаба ли детективная составляющая или нет. Тогда рассказ показался мне логичным и интересным. Но еще больше, конечно, взволновала человеческая драма, стоящая за детективной историей. Рассказ был всегда одним из любимых.

HelenArt, Удивительно, но я никогда не задумывался о

человеческая драма, стоящая за детективной историей

для меня всегда первичной была загадка.

Читайте также