Больше цитат

Melisse28

17 июля 2015 г., 11:04

Про Гестию
«Люблю Бога, а еще музыку и рисовать...»
Миф
Гестия — старшая дочь Кроноса и Реи. Она первой из всех детей была проглочена отцом Кроносом и последней была извергнута из него. Гестия дольше всех других оставалась в одиночестве в отцовской утробе. После титаномахии — борьбы олимпийцев со своим отцом и титанами — она получила в удел святость домашнего и храмового огня.
Позже в Риме аналогом Гестии стала богиня Веста. И всем известны обычаи ее жриц — весталок. Они должны были сохранять целомудрие в течение тридцати лет своего служения богине. Огонь, который они поддерживали, объединял всех жителей Рима в одну семью. Он символизировал, с одной стороны, некий принцип общности: то, что делало семью, общину, государство единым целым, с другой стороны — вообще порядок, противостоящий внешнему хаосу.

Архетип
ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА
Гестия — архетип хранительницы домашнего очага и священного домашнего огня. Это интуитивно понятный образ, символизирующий и домашний уют, и тепло отношений между людьми, и свет радости и жизни в семье и доме. Это гармония и тихое счастье, ощущение себя «своим и на своем месте». Домашний очаг берегут и сохраняют женщины: от того, насколько жизнь женщины наполнена этим архетипом, состоянием души, зависит атмосфера в ее доме. Если у Геры речь шла о масштабе и власти над территорией, то здесь тема территории также значима, но для Гестии важнее всего не статус, а смысл и душевный покой. Это средоточие всей земли и центр дома — священный домашний огонь.
К домашнему очагу возвращаются мужчины из своих странствий и после подвигов. Собственно, от других женщин тоже. Если же очаг разрушен, или так и не построен, или огонь стал злым и неприветливым под влиянием блестящей и требовательной Геры, то больше опасности, что светлый огонь родительского дома (если супружеский погас, то остается родительский) будет перенесен в другой жилище.

СЛУЖИТЕЛЬНИЦА БОЖЕСТВА
Гестия — богиня не только домашнего очага, но и храмового священного огня. Ее архетип представляется и в образе служительницы божества, жрицы, посвятившей себя высшему смыслу, далекому от человеческих забот и суеты. Это другой полюс архетипа Гестии.

СТАРУШКА
Третья ипостась архетипа Гестии близка к классическому юнговскому образу Старицы (женской альтернативы Старца), Мудрой Старухи. Это мудрые и светлые старушки наших снов, иногда образы наших бабушек, часто — незнакомые доброжелательные старые женщины. Это те самые старушки, которые отплатят добром за добро (злом за зло — это уже Геката) в сказках, за последний кусочек хлебушка, глоточек водицы, поднесенную вязанку хвороста. Метафорически это означает наше внимание к интуитивной и мудрой части нашей души. И в реальной жизни мы встречаем таких кротких бабушек и старушек, которые неизменно вызывают в нас умиление.

Гестия как Анима мужчины

Гестия как Анима мужчины может проявляться при выборе супруги — «хранительницы домашнего очага», кроткой, терпеливой и спокойной. Когда мужчина осознанно ищет себе жену, трезво оценивая, что именно ему нужно, обыкновенно он выбирает себе в пару кого-то, похожую на Гестию. Здесь мы можем говорить и о проекции, потому что в таких случаях человек обычно представляет себе некий идеал, которому уже должна как-то соответствовать реальная женщина. Ему повезет, если быть и оставаться ролевой Гестией ей будет хорошо и приятно.
Но намного интереснее и важнее оказывается образ Гестии как Жрицы, проводницы в царстве интуитивного и таинственного. В этом качестве Анима мужчины как олицетворение всего женственного в нем проявляется в виде прозрений и интуитивных догадок, предчувствий и восприимчивости ко всему иррациональному, непознанному. Мужчина может спроецировать эту свою Аниму на какую-нибудь особенно мистическую женщину, которая «говорит, что знает», и пока она соответствует этой проекции (или пока он не развивает свою Гестию-Аниму в себе), он будет ей верить. Мистический мужчина в своем духовном опыте может обнаружить в себе эту Мудрую Жрицу и на какое-то время стать ею. гсюда шаманская смена пола, быть может, отсюда и женские одеяния христианских священников. Это все попытки (и иногда удачные) проявить в себе Гестию-Аниму, духовную мудрость.

Ролевая модель
РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАНИЕ

Из мифа о богине Гестии мы помним, что ее проглотил отец, мать ничего не смогла с этим поделать. Это может быть метафорой для сценария возникновения архетипа Гестии уже в детстве. Отец оказывается тираном, постоянно унижающим достоинство своих домашних, мать безрезультатно «борется» с этим, но не уходят от мужа или уже «махнула на все рукой». Тогда их дочь вполне может вырасти замкнутой девочкой, которая старается лишний раз не попадаться на глаза своим родителям, послушно выполня-все, что ей скажут, и мучительно пытается найти смысл такой своей жизни.
Тихая и спокойная девочка, в которой уже начал развиваться архетип Гестии, обычно делает то, что ей говорят. Но она редко берет пример с окружающих, не склонна подражать, как Афродита, или просто стараться понравиться, как Персефона. У нее эычно нет тесной связи со своей матерью, поэтому, обрадовавшсь или, наоборот, расстроившись, она не пойдет об этом рассказывать, а уединится где-нибудь и сделает свои выводы. Среди братьев и сестер по каким-то причинам девочка-Гестия часто чувствует себя одинокой. Это особенно заметно в многодетных семьях. Она старается быть незаметной и лишний раз не привлекать внимания. Тем не менее, обычно не ропщет на судьбу и полагает, что все происходит так, как и должно происходить.
Богиня Гестия была старшей из всех олимпийцев. И на девочку-Гестию (обычно матерью) часто возлагается обязанность быть старшей в доме или семье. Часто эти обязанности не соответствуют реальному возрасту ребенка. Однако послушная дочь будет ухаживать за больной матерью или младшими детьми. Это может продолжаться в течение долгих лет, и женщина, в которой сильнее всего развита Гестия, будет оставаться заботливой сиделкой для родителей, отказавшись от личной жизни и социальных успехов, находя отраду, к примеру, лишь в книжках о «высшей этике».

СЕРАЯ МЫШЬ
Эти скромные женщины производят впечатление тихих и незаметных «серых мышек». Приятные милые барышни, не привлекающие к себе особого внимания. В компании они держатся несколько обособленно, не стараясь особенно понравиться или быть полезными окружающим (как Афродита, Персефона или Деметра), а на службе не рвутся к вершинам карьеры (как Афина или Артемида). Они почти «анонимны», подобно своей богине, которая редко показывала свое лицо.
Внешне они могут выглядеть как классические «старые девы», в очках, без косметики и с прической-«хвостиком», одетые в мешковатую одежду приглушенных тонов. Или скромно и изящно, в этническом стиле с его широкими рукавами, длинными юбками и льняными сарафанами. Мы можем даже визуально «прочитать» Гестию: на лице женщины обычно блуждает едва уловимая улыбка, а взгляд устремлен в неведомые дали.
И все же вы ошибетесь, если решите, что под невзрачной внешностью мирно живет лишь мягкая робость и незатейливость. Там вполне может оказаться стальная воля и твердость. Какое множество родителей, казалось бы, хорошо знающих характер своих детей, неожиданно обнаруживали, что им не изменить того или иного решения их «тихой девочки».

ДОМОСЕДКА
Подобно богине Гестии, женщина, в которой силен этот элемент, поддерживает огонь домашнего очага. В наши дни это означает если не сам огонь, то особую уютную атмосферу дома, отражение индивидуальности его хозяев, неповторимости семьи. Женщина, в которой силен этот архетип, любит заниматься домом, что-то делать, убираться или обустраивать, вязать салфеточки или планировать перемены в интерьере. Даже не занимаясь ничем специальным, она предпочитает сидеть дома и предаваться спокойному времяпрепровождению. Для того чтобы хорошо себя чувствовать, ей не нужны постоянное внимание и бурные восторги окружающих. Ей достаточно находиться в «своем месте». «Мой дом — моя крепость» — это не про нее, это скорее мужской лозунг. Для Гестии дом — это храм, храм ее души.
Женщина, в которой заметен элемент Гестии, любит делать уборку в доме; это ей может нравиться как процесс. Красивый, чистый, уютный дом для нее — отражение ее спокойного ровного гармоничного настроения.

МАЛЕНЬКИЙ СЮЖЕТ
Гестия — «богиня маленького сюжета». Она ушла с Олимпа вниз, к людям. Так и архетип Гестии сосредоточивает наше внимание на повседневности, делах срочных и необходимых именно сейчас (а не важных), на будничных событиях, собирая их все в яркую мозаику. Все мелочи кажутся причудливыми и интересными, имеющими какой-то свой смысл. Женщины-домохозяйки легко поддаются влиянию Гестии и тогда обретают способность очень-очень подробно описывать свои малейшие повседневные действия (и даже мысли) во время тех или иных операций.

ОТСТРАНЕННОСТЬ
Подростковые страсти — любовные увлечения Афродиты, борьба Артемиды за идеалы, таинственные жуткие истории, в которые попадает Персефона, — не волнуют девушку, в которой сильна Гестия. Она находится вне обычной сферы интересов молодых людей ее возраста. Либо она остается тихой домашней девочкой — отрадой своей бабушки или мамы, либо, внешне оставаясь послушной тихоней, ведет активные духовные поиски.
В различных интригах молодой поросли она также не принимает участия и не поддерживает обычно ни одну из сторон. Она способна сохранить девственность до брака не потому, что такой «товар» хорошо идет на «брачном рынке» (как это бывает у Геры), а просто потому, что именно брак становится поводом вступить в сексуальные отношения.
Впрочем, в этой сфере могут играть роль и «идеалы», вовремя внушенные мамой или бабушкой. В подростковом возрасте девушка такого типа придает не слишком много значения этой стороне жизни и потому вполне склонна следовать чужим призывам к целомудрию.
Главный возможный конфликт в жизни женщины с сильной Гестией может быть связан с резким изменением своей жизни в пользу духовных исканий. Скромная девушка может неожиданно уехать в кришнаитский ашрам или выйти замуж за первого попавшегося «брата по вере», пожертвовать все свои деньги на православный храм или цитировать Елену Рерих при каждом удобном случае. Недостаток элемента Афины в жизни женщины-Гестии даст недостаток критичности и здравого смысла. Она может попеременно то впадать в религиозный экстаз, то оказываться полностью опустошенной. Она может встретить некоего Учителя (это может быть и неоиндуистский гуру, и православный батюшка), за которым последует и которому посвятит многие годы.
Более спокойные и не склонные к духовному экстазу молодые женщины просто сидят и ждут замужества до тридцати-сорока лет.

ТРУДОЛЮБИЕ
На работе такая женщина — незаметный сотрудник. У нее нет особых карьерных амбиций, она спокойно трудится на одном рабочем месте, не стремясь получить новую должность или завоевать сердце (или постель) начальника. Она может общаться с большим количеством незнакомых людей, но у нее лучше получится их успокоить и привести в состояние равновесия, нежели уговорить их купить что-то или вызвать какой-нибудь ажиотаж. Она умеет обустраивать свое рабочее пространство, делая его уютным и приятным. За это ее ценят окружающие. Она приносит порядок и гармонию — и ее присутствие оказывается наиболее заметным, когда ее нет.
И все же основной проблемой для нее может стать то, что ее «легко обходят». Хорошо, если это не слишком ее беспокоит, но как быть творческим женщинам-Гестиям? Конечно, другие люди, друзья и коллеги, могут помочь застенчивой, но талантливой даме справиться с невниманием начальства или заказчиков.
«Чистые» женщины-Гестии не слишком преуспеют в карьере. Они могут выбрать работу библиотекаря, музейного работника или учительницы. Часто это «старые девы» или одинокие женщины, точно знающие, как должна быть устроена жизнь, и верящие в какие-то идеалы. Зато сочетание элементов Гестии и других богинь в женщине дадут большие результаты. Ко всем остальным решительным качествам и важным целям других богинь Гестия добавит терпение и уравновешенность, безмятежность и мягкую настойчивость.

«ДЕВСТВЕННОСТЬ»
Мужчины для женщины, в душе которой главенствует Гестия, делятся на три категории: друзья, мужья и «великие учителя» или духовные лидеры. Друзья-мужчины для нее ничем не отличаются от друзей-женщин. Она относится к ним одинаково ровно (в отличие от Афины, предпочитающей мужчин, или Артемиды, больше связанной с женщинами). «Духовные учителя» воспринимаются ею не как реальные мужчины из плоти и крови (какими они бывают для Афродиты), а именно как лидеры и наставники, гуру или вовсе «высшие существа».
В мифологии богиня Гестия не выходила замуж и не имела никаких любовных интрижек. В реальной жизни женщины, конечно, чаще выходят замуж. Женщина-Гестия — это жена, с которой спокойно. Она не предъявляет никаких претензий и не ставит условий, как Афина. Не обсуждает мужа с мамой или подружками, как Персефона. Не ревнует его, как Гера. Не конкурирует с ним, как Артемида. Не увлекается другими мужчинами, как Афродита. Не вызывает опасений, как Геката. Она занимается домашним хозяйством: убирает, стирает, гладит, создает уют в доме. Ей как будто ничего больше и не надо.
По большому счету, она спокойно прожила бы и без мужчины. Это женщины, которые не стенают при разводе, жизнь им не кажется законченной после расторжения брака — более того, в их жизни мало что меняется. Они самостоятельно обустраиваются на новом месте, вновь выходят на работу, по-прежнему воспитывают детей и спокойно дают отцу видеться с ними (если он того хочет).
Для них муж — скорее данность, одно из условий домашнего быта, а не цель жизни (как у Геры) или лучший способ завести детей (как у Деметры). Замужество у них тоже случается само собой, как и у женщин- Персефон, но если с последними это происходит «вдруг», то для женщин-Гестий это нечто само собой разумеющееся.
Таких жен выбирают себе мужчины, стремящиеся иметь жену-«святую» и развлекаться с «грешницами». По крайней мере, так они смотрят на женщин. Другие категории им в голову не приходят или кажутся просто неинтересными.

РОВНОСТЬ И СПОКОЙСТВИЕ
Женщина-Гестия обычно бывает хорошей матерью (как и женой), хотя глубокой потребности быть матерью у нее нет. Она не станет сильно переживать, если у нее не будет детей, если только в ней не заговорит Деметра. Она будет заботиться о доме и детях, о том, чтобы каждый член семьи чувствовал себя хорошо и спокойно. Если же ее муж оказался чересчур критичным и требовательным или эмоционально нестабильным человеком, то детям в такой семье достаточно неуютно, поскольку тихая Гестия обычно не способна защитить их от отца.
У женщины этого склада обычно нет особых амбиций по поводу своих детей. Такая мать не потащит ребенка в музыкальную школу, не отведет в хореографическое училище-интернат, не попытается пристроить в школу моделей, если только ребенок сам этого не попросит. В таком ее отношении есть и преимущества, и недостатки. Она не может научить своих детей быть социально активными, не познакомит их с тем, чего не знает, и не научит тому, чего не умеет сама. Ей хорошо и так, и она полагает, что детям тоже будет «и так неплохо». Она предоставит детям право быть самими собой и, скорее всего, не будет ни во что вмешиваться.

ПРОФЕССИЯ: УЧИТЕЛЬНИЦА
Внесемейным обучением девочек (а иногда и мальчиков) в христианском католическом мире обычно занимались монахини. В русской православной традиции такого принципа нет, однако детей обучали грамоте и тому, что прилично знать человеку данного сословия, именно старые девы: гувернантки — в дворянских семьях XVIII-XIX веков, деревенские женщины-одиночки, так и не вышедшие замуж, — в крестьянских общинах. Таким способом женщина, в которой — в силу собственного желания или жизненных обстоятельств[262] — развивается только или главным образом архетип Гестии, может быть продуктивной, давать что-то другим людям, особенно детям, участвовать в выращивании и формировании следующих поколений. Удивительным образом, это и вправду оказывается очень гармоничным: так Гестия осуществляет свое Служение миру. Но я понимаю, что притягивает в этой работе: желание и возможность что-то строить, создавать, учить, помогать, растить... Если Деметра это делает в семейном кругу, то Гестия — в социальной сфере. Поэтому иногда как будто силы оттягиваются из одного сектора жизни в другой. Или же это бывает достаточно осознанный выбор.

ОТНОШЕНИЯ С МУЖЧИНАМИ

Сообразительный и коммуникабельный

В религиозном культе богиня Гестия была связана с богом Гермесом. Она была хранительницей домашнего или храмового очага, Гермес же — хранителем дорог. Если Гестия была практически анонимной, незаметной героиней древнегреческой мифологии (но не культа!), то Гермес, кажется, успел побывать всюду. Он был посланником богов и мог проникать даже в подземное царство Аида. У него были дети от разных нимф и даже от богини Афродиты. В культе Гермес был богом торговли, путешествий, посредничества, воровства и дорог. Удивительным образом часто встречаются браки женщин-Гестий и мужчин, похожих на Гермеса.
В наши дни довольно часто можно встретить супружество, в котором муж занят добыванием денег и пропитания, нередко в сфере коммерции или в средствах массовой информации. Он часто ездит в командировки «по делам», общается с разными людьми, позволяет себе «погулять на стороне», но все время возвращается домой, к «своей милой женушке», которую по-своему любит. Жена в таком браке может быть уверена в том, что кухня, стирка и уборка — это главные обязанности хорошей жены. И вполне этому правилу соответствовать. Похождения мужа ее мало беспокоят, для нее важно, что возвращается он все равно к ней.
Другая разновидность брака подобной пары объединяет людей, интересующихся и развивающих свою духовную жизнь. И здесь тихая и сосредоточенная жена и умный, любопытный муж-экспериментатор могут стать соратниками, людьми, хорошо понимающими друг друга и свой Путь. Их супружество нельзя назвать особенно страстным, но чем больше общих идей и жизненных принципов супруги разделяют, тем их брак крепче.

Правильный и холодный

Известно, что к Гестии сватался бог Аполлон. Он был охотником и музыкантом, во всем любил порядок и дисциплину. Его считали солнечным богом, и он очень любил себя, плохо перенося конкуренцию с другими. Нетерпимый к соперничеству, он старался по возможности уничтожить противника. (Вспомним, что это он подстроил убийство Ориона — возлюбленного своей сестры Артемиды.) Также он был любимым сыном своего отца — Зевса и всегда старался его поддерживать. В любви же к женщинам ему не очень везло. Несмотря на его красоту и таланты, многие его избранницы отказывали ему во взаимности.
В браке женщины-Гестии и «правильного», спокойного мужчины есть рациональный смысл. Они оба холодноваты и несколько отстранены эмоционально. Муж увлеченно занимается карьерой в «большом ведомстве», жена все так же следит за хозяйством и вечерами встречает мужа приветливой улыбкой. Она может ни капельки не ошибаться в нем, знать его недостатки и пороки, видеть, когда он говорит ей неправду, но если ее устраивает ситуация в целом, она не будет закатывать никаких скандалов и не станет доказывать ему, что он — «слабак и тряпка».
А вот для духовно развивающейся дамы логичный холодный ум ее супруга может казаться «кинжалом убийцы», истребляющим ее мечты и обесценивающим ее мистические искания. (Потому-то, наверное, богиня Гестия и отказала богу Аполлону.) И как бог Аполлон влюблялся в прорицательниц (да и сам обладал даром прорицания), так и, казалось бы, очень разумных мужчин иногда весьма привлекают таинственные мистичные барышни или дамы с претензиями на знание Иного (это обычно Персефоны или даже Гекаты). Внешне мужчины хотят их образумить и даже начать контролировать, но в реальности их самих завораживает некая тайна и неизведанное.
Женщины-Гестии обычно такой притягательностью не обладают. Их мистичность проста и достаточно разумна, но вместе с тем одухотворена и возвышенна. Чаще это раздражает их мужей. Они любят крайности: либо ясность и логику, либо экстаз и внушающие трепет действия или события.

Эмоциональный и неуравновешенный

Мы помним, что к Гестии также сватался брат Зевса, владыка морских пучин и землетрясений — «синекудрый» Посейдон. Он любил мчаться на своей колеснице, запряженной морскими конями, сопровождаемый трубящими в рога тритонами. Взмахом трезубца он вздымал и укрощал бурные волны. У этого грозного бога было много женщин и от них осталось много детей. В мифе богиня Гестия отказала и Посейдону. Она не склонна к излишним эмоциям, порывы чувств ей незнакомы. Ее можно понять: эмоциональный и буйный Посейдон не оставил бы камня на камне от любимого ею покоя и уюта.
В обычной жизни скромные, тихие женщины оказываются привлекательными для достаточно эмоциональных, но неуравновешенных мужчин, склонных к жестоким и необдуманным поступкам. Такой муж может быть очень мужественным и творческим мужчиной, реализовавшим себя в социальной жизни, а может быть просто необузданным любителем выпивки и женщин. Безусловно, в нем есть некая «широта души», так любимая в нашей стране. Вообще, это довольно распространенный тип наших мужчин старшего поколения. Они скорее что-то сделают под влиянием импульса, чем подумают, надо ли это делать и к каким последствиям это может привести. Вдобавок к окружающим они часто относятся или покровительственно, или враждебно. Другой тип отношений у них складывается с трудом.
В жизни мужчины такого сорта охотно берут себе в жены приятных и спокойных женщин. Тихая, скромная жена всегда даст ему кров и очаг, когда бы и в каком бы виде он ни вернулся домой.

ОБРАЩЕНИЕ К СВОЕМУ ВНУТРЕННЕМУ МИРУ

Женщина, в которой силен архетип Гестии, иногда кажется «не от мира сего», со взглядом, устремленным сквозь вас, с плавными движениями и легкой улыбкой. Ее не привлекают дрязги, скандалы или сплетни, борьба, происходящая во внешнем мире. Ее внимание обращено к миру внутреннему. Там она находит что-то ценное в этой жизни и предпочитает доверяться интуиции и внутреннему чутью.
Она понимает, что на самом деле перемены происходят не снаружи, а внутри человека. И, изменив мир внутри себя, можно ожидать новых поворотов судьбы во внешнем мире. Но обычно она не стремится к переменам (в отличие от Гекаты) — ей тихо и уютно в спокойной гармонии с собой.

ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА

Женщине, которой особенно близка Гестия, важно понимать смысл того, что она видит, что делает и что с ней происходит. Она пытается сознательно верить в Бога и изучает семейный сценарий, чтобы понять, какие события непостижимым образом повторяются в семье. Ее привлекают популярные (и не очень) книжки по психологии и эзотерике, в которых бывают объяснения всему на свете. Она может называть себя хоть «ортодоксальной атеисткой», но именно поэтому будет стремиться к общению с верующими людьми разных религий.
Она обычно знает, что и зачем делает. Неперспективная, казалось бы, работа дает ей тихую гавань, где она может работать столько, сколько хочется, и не слушать выговоров начальства. «Гуляющий» муж может обеспечивать ее, давать ей .возможность сидеть дома и не ходить на работу, вывозить время от времени за границу, где она отдохнет наедине с природой. Как и другие женщины — яркие представительницы девственных богинь (Артемиды и Афины), она не нуждается в мужчине для обретения чувства самодостаточности. Впрочем, в отличие от перечисленных богинь, Гестия особенно не нуждается ни в мужчинах, ни в женщинах. Посреди всей житейской суеты она находит смысл жизни в своем внутреннем мире.

ТОМЛЕНИЕ ПО ПРОШЛОМУ

Этих женщин влечет к прошлому. Но обычно не к своему детству или юности и не к достаточно известному времени юности своих матерей и бабушек (что вполне объяснимо для нашей страны). Их необъяснимо тянет к далеким временам и чужим культурам. Они ищут в них истоки мудрости и смысла.
Женщина-Гестия может трепетно хранить источники, повествующие о корнях ее семьи, фотоальбомы, документы, старые письма, открытки. Или заниматься серьезной академической работой по восстановлению языка, обычаев и культуры древних народов. Увлечься индийским танцем или стать серьезной буддисткой. Научиться говорить на древнеисландском и шить костюмы эпохи викингов «на руках», без помощи швейной машинки.

МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Женщины, в которых развивается архетип Гестии, часто стремятся к духовной жизни и открыты для мистического опыта. Я лишь в редких случаях способна говорить о превосходстве духовного над материальным, но это именно такой случай. Гестия уходит либо в маленький сюжет приземленного, либо устремляется к высотам духа. Последний опыт несомненно важен и обогащает мир женщины, в которой активирована Гестия.
Это очень индивидуальные переживания, имеющие смысл для души самого человека, а не для предания их гласности и обсуждения с другими людьми.

ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ

Множество женщин, посвятивших себя Богу, — это женщины, в которых самым сильным ролевым архетипом была Гестия. Они могут стать известными мистиками, как Хильдегарда фон Бинген или святая Тереза Авильская, а могут остаться безвестными анонимными монахинями, христианскими или буддийскими. Их всех роднит отказ от мирской жизни ради постижения мистических тайн или священного служения.
В наши дни женщины-Гестии склонны в духовных поисках интересоваться различными религиозными и мистическими системами, как диковинными, так и привычными. В повседневной жизни нам встречаются девушки-Гестии с тихими проникновенными голосами: «Можно к Вам обратиться?.. Вы читали Библию?.. А вы верите в Бога?»[269] Вообще женщины такого типа — легкая добыча для всякого рода шарлатанов, выдающих себя за эзотерических гуру (а иногда и действительно верящих в свою избранность). Также они — исходный материал для неистовых сектанток, восторженных последовательниц очередного «учения истины», поклонниц чужеземных пророков или, напротив, харизматичных батюшек.

СОСТРАДАНИЕ

Сострадание женщины-Гестии — это отзвук любви ко всему живому, жалости к судьбам мира. Она не выделяет правых и виноватых, родных и чужих. Для нее все равны. По возможности она постарается облегчить участь ближнего своего, но не станет к нему особенно привязана (как Персефона) и не потребует соответствия ее идеалам (как Артемида).

ТВЕРДОСТЬ

Женщины, в которых активен архетип Гестии, способны проявлять редкую стойкость и упорство как в достижении своих целей, так и в отстаивании принципов. Окружающим такая непоколебимая твердость кажется удивительной, иногда достойной восхищения. Женщина этого типа борется не за общественную справедливость (как Артемида), не за благо своей семьи (как Деметра) и не за свою любовь (как Афродита). Она отстаивает свою Веру. Это может быть доверие к некоему Учителю или же внутренняя убежденность в том, что и как следует делать.
В любом случае это правила, которые она утверждает в своей жизни и предлагает окружающим.

ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА
Обладая способностью проникать в «высшие сферы» мироздания, женщины, в которых «говорит» Гестия, иногда стремятся выразить свои впечатления в творчестве.

Идентификация с архетипом Гестии

Мы можем довольно легко отличить преобладающее влияние Гестии в женщине. На это указывает особенное внимание к деталям быта, к мелочам повседневной жизни, к уборке и приобретению множества как полезных, так и декоративных предметов интерьера. Женщина, которая идентифицировалась с архетипом Гестии, может очень гармонично чувствовать себя внутри этой роли. Точнее, тихо, умиротворенно, спокойно... Она не станет выделяться на работе: служение для нее важнее признания. И неизменность повседневных рабочих обязанностей будет важнее громких успехов, славы или риска. Постоянство и привычная ясность задач для нее окажется важнее всего остального.
Это очень уютное состояние — идентификация с архетипом Гестии. Можно сидеть дома и никуда не выходить, разве только на работу и с нее, привычно не замечая ничего вокруг... или вовсе взять надомную работу, так даже удобнее. Лучше всего, оказывается, вечером устроиться с книжкой в руках, с любимым питомцем под боком, перед телевизором, посмотреть хорошее кино — или, наоборот, новости или бокс, нечто совершенно незнакомое в жизни, и почувствовать хоть какой-то всплеск адреналина. Другие люди, будь то мужчины или женщины, не особенно важны. Особенного стимула строить отношения нет...
Это один вариант идентификации с архетипом; и скажу честно, попасть в него некоторое время назад мне оказалось легче легкого, я и сама не поняла, как это произошло, пока не обнаружила со всей очевидностью. Это привычная утроба отца Кроноса, привычный интерьер дома или храма... Люди и боги приходят и уходят, но они не так важны... гораздо более значимо оставаться собой, сосредоточенной на себе, своем внутреннем мире, в спокойствии и неизменном равновесии.
Другой вариант идентификации с архетипом Гестии — посвящение себя высшему служению, божеству или некоей благотворительной цели, иногда и тому, и другому. В наше время девочки и женщины уходят в монахини или — временно — в послушницы. Иногда в миру посвящают свою жизнь тому или иному богу. Часто это неосознанный способ сбежать от реальной жизни, каких-то обстоятельств личной истории или даже семейной

Путь развития

Архетип Гестии имеет два основных лика: скромной труженицы и мистической жрицы. Посему мы можем предположить, что задача развития архетипа Гестии (нет, не в том, чтобы отринуть земное и устремиться к духовным высотам, точнее, это необязательно) — в умении «переключаться» от низкого к высокому и наоборот. Прежде всего, это владение обеими ролями и состояниями. Слишком приземленная Гестия скучна и простовата для мира, чересчур духовная барышня и вовсе живет где-то не здесь. Гестия, как обычно, разрывается между небесным Олимпом и земной, людской повседневностью. Но задача человека — найти ей место и здесь, и там.
Богиня олицетворяла как огонь домашнего очага, так и храмовый огонь. Так из архетипа Гестии мы можем видеть радость и смысл в будничном и личном (семейном) и некую святую общность некоего сообщества, соборность (это тоже из ощущений и восприятия Гестии)[271], единство.