Больше цитат

luxanti

29 января 2017 г., 16:10

Одна хорошая женщина как-то в общении дала мне ценный совет. Между делом. Она увидела, что мой малыш заплакал, я попыталась его отвлечь. Это же общепринятая стратегия: плачет – отвлеки.

«Если ты не хочешь, чтобы у ребенка потом были проблемы с чувствам, – не отвлекай», – сказала она.

Я была в шоке. А как же тогда? Пусть плачет, что ли? Что и как тогда правильно делать, чтобы помочь ему пережить болезненный момент? И вот что она мне объяснила.
Базовых чувства два: любовь и боль.. Ребенок одномоментно ощущает либо одно, либо другое. Это потом, пообщавшись со взрослыми, он научится маскировать яркие и чистые переживания заплатками гнева, грусти, вины, стыда. А изначально его инструментами эмоционального общения с миром являются только любовь и боль.
Так вот, маленький ребенок плачет. Значит, он ощущает боль. Боль ему причинять могут разные ситуации. Боль может быть физическая: колики или режущиеся зубки, или упал, ударился, не может куда-то дотянуться, не получается встать, пролезть. Или просто устал ползти. А может быть боль душевная. Когда мама прошла мимо и не обняла. Когда мама занята кем-то другим. Когда мам взяла на руки в раздраженном состоянии. Когда мама не обращает внимания. В маленьком человечке, который на все сто зависит от мамы, все это рождает боль.
Боль – это ресурсное состояние. Она показывает, что еще есть место для совершенствования, для улучшения чего-то. Это словно темное пятно в познании, которое необходимо осветить пониманием, любовью и творческим порывом. Например, если ребенок плачет, потому что устал ползти, он должен понять, что ему нужно отдохнуть и потренироваться еще. Мать при этом может помочь ребенку полюбить ползание: выкладывать перед ним цели – игрушки, чтобы было интересней; делать массаж, чтобы мышцы быстрее окрепли. Вот чему должна учить мама: что в жизни нужно делать, когда тебе больно, чтобы боль вела к развитию. Но мы вместо этого предлагаем ребенку… компенсаторный механизм! Что мы делаем?

– Отвлекаем. Игрушками, песенками. «Не смотри на боль, не иди в свою боль». Посыл – «улыбайся и будь солнышком».
– Даем грудь или бутылочку. Заедай свою боль! Понятно, что первые месяцы все малыши боль заедают – они ничего другого не могут. Но если ребенку год, он ударился или у него отобрали игрушку, а ему взамен любого раздражителя дают грудь? Успокоиться-то он успокоится: а как же поймет, что делать правильно?
– Ругаем. Стыдим за проявление чувств. Отрицаем их чувства. Обычно так поступают с детьми постарше. «Ну чего ты ревешь!», «Мальчики не плачут!», «Да не было тебе больно!» Так взрослые пытаются поскорее закрыть ситуацию, давят авторитетом. Что ребенок усваивает? «Ты не имеешь права чувствовать то, что ты чувствуешь»

А как же правильно реагировать на детскую боль? Давайте увидим конечную цель материнской реакции. Чего я хочу добиться? Чтобы малыш прямо здесь и сейчас был для меня удобен? Или чтобы он научился осознавать свои чувства, принимать и проживать их? А как можно чувство прожить? Только отдаться ему. То есть плакать, если плачется, кричать, если кричится. Иметь право не всегда быть карапузом с улыбкой до ушей. Иметь право ощущать боль. Иметь право на признание этой боли родителями.