Больше цитат

Egoriy_Berezinykh

10 ноября 2021 г., 17:55

При особенном вещественном усилии к сердечной молитве начинает действовать в сердце теплота. Эта теплота есть прямое следствие такого подвига: всякий член человеческого тела, подвергаемый трению, разгорячается; то же делается и с сердцем от постоянного, продолжительного напряжения его. Теплота, являющая ся от усиленного вещественного подвига, также вещественна. Это — теплота плотская, кровяная, в области падшего естества.

Гораздо опаснее, гораздо ближе к прелести, когда подвижник, ощутив кровяную теплоту в сердце или груди, сочтет ее за благодатную, возомнит о ней, а потому и о себе нечто.

Должно стараться, чтобы молитва действовала в самой вершине сердца, где пребывает словесная сила, по учению Отцов, и где по этой причине должно быть отправляемо Богослужение. Когда Божественная благодать осенит молитвенный подвиг и начнет соединять ум с сердцем, тогда вещественная кровяная теплота совершенно исчезнет. Молитвенное священнодействие тогда вполне изменяется: оно делается как бы природным, совершенно свободным и легким. Тогда является в сердце другая теплота: тонкая, невещественная, духовная, не производящая никакого разжжения, напротив того, прохлаждающая, просвещающая, орошающая, действующая как целительное, духовное умащающее помазание, влекущая к неизреченному люблению Бога и человеков. Так учит об этой теплоте преподобный Максим Кавсокаливит из своего блаженного опыта.