Больше цитат

Verchinsky

13 февраля 2024 г., 22:10

До сих пор в специальной литературе и средствах массовой информации продолжается дискуссия относительно влияния на крымские события российских военных подразделений, как находившихся в Крыму в составе военной базы Черноморского флота, так и появившихся там в последние дни февраля 2014 г. Всего, по различным данным, к февралю 2014 г. на территории Крымского полуострова находилось до 16 тыс. военнослужащих в составе подразделений Черноморского флота, что было предусмотрено межгосударственными соглашениями России и Украины, разрешавшими России иметь контингент, на превышающий 25 тыс. человек. В ходе крымского кризиса на полуостров было переброшено, по разным данным, от 6 до 9 тыс. военнослужащих, что не противоречило межгосударственным договоренностям.

В период крымского кризиса российские военные осуществляли охрану государственных зданий, аэропортов, военных объектов и важных объектов социальной инфраструктуры, а также обеспечивали безопасность при пикетировании гражданскими активистами украинских воинских частей. Это явилось определяющим фактором для сохранения безопасности населения и предотвращения возможных конфликтов, подобных произошедшим 26 февраля у стен крымского парламента. Присутствие российских военных, а также добровольцев из различных общественных организаций Российской Федерации позволило беспрепятственно осуществить волеизъявление крымского населения, обезопасив его от провокаций и влияний извне, что было вполне вероятно в условиях государственного переворота и разгула экстремистских сил на Украине.

В то же время российские военные не осуществляли непосредственного вмешательства в ход политических процессов в Автономной Республике Крым, которые приобрели в марте 2014 г. исключительно динамичный характер. В значительной степени именно подобный способ действий российских военнослужащих оставил за ними ставшее нарицательным название «вежливые люди».

Сложные политические обстоятельства: растущая враждебность украинского руководства, объявление новой крымской власти вне закона и принятие постановления об аресте ее представителей — заставили скорректировать сроки проведения референдума и выносящиеся на него вопросы. 6 марта 2014 г. Верховным советом Крыма было принято новое постановление о проведении референдума. Создавалась Комиссия Автономной Республики Крым по проведению референдума, был утвержден новый срок его проведения (16 марта) и сформулированы два альтернативных вопроса, которые на него выносились: 1) Вы ЗА воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? и 2) Вы ЗА восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 г. и за статус Крыма как части Украины?

Именно в этом постановлении впервые была сформулирована цель, давно овладевшая умами крымчан: «Войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации".

...

11 марта Верховный совет Крыма принял Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. В ней, ссылаясь на Устав ООН и международно-правовые документы, закрепляющие право народов на самоопределение, а также на прецедент с Косово, провозглашалось, что в случае положительного ответа на первый вопрос референдума Крым будет объявлен независимым суверенным государством — Республикой Крым в составе Автономной Республики Крым и города Севастополя. После этого Республика Крым, в случае подтверждения независимости на референдуме, обратится к Российской Федерации с предложением о принятии суверенной республики на основе соответствующего межгосударственного договора в состав Российской Федерации как нового субъекта Российской Федерации. Декларация была в тот же день принята и Севастопольским городским советом.

Референдум был подготовлен в срок и проведен на высоком организационном уровне. По заказу Комиссии по проведению общекрымского референдума изготовлено 1517 228 бюллетеней. Вопросы, выносившиеся на референдум, напечатаны на трех языках: крымско-татарском, русском и украинском.

В итоге общее число участников референдума, принявших участие в голосовании, составило 1274096 человек (83,10% крымских избирателей). Из них 1233 002 человек (96,77%) проголосовали за возвращение полуострова в Россию.

Несмотря на позицию украинских властей, захвативших власть в Киеве, и их зарубежных покровителей, за подготовкой и проведением референдума наблюдали многочисленные представители международной общественности. Они подтвердили законность всего происходившего и отметили небывалый энтузиазм крымчан в день голосования.

На следующий день, 17 марта, крымский парламент утвердил итоги Всекрымского референдума. Крымчане подтвердили выход Республики Крым из состава Украины и обретение ею независимости. Президент Российской Федерации В. В. Путин в тот же день подписал указ о признании Республики Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, суверенным и независимым государством.

Следующим шагом, вытекающим из народного мандата, полученного крымскими властями на референдуме, должно было стать вхождение республики в состав Российской Федерации. Для этого в Москву отправилась представительная крымская делегация во главе с руководителями парламента и правительства Республики Крым, а также города Севастополя.

18 марта 2014 г. в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Президент Российской Федерации В. В. Путин выступил перед депутатами Государственной думы, членами Совета Федерации, главами регионов Российской Федерации, представителями гражданского общества. Здесь же присутствовала и крымская полномочная делегация. В своем обращении В. В. Путин обосновал исторические, геополитические и политико-правовые обстоятельства, в соответствии с которыми он вносит в Федеральное собрание проект Федерального конституционного закона о принятии в состав Российской Федерации двух новых субъектов — Республики Крым и города Севастополь. После этого Президент Российской Федерации В. В. Путин, Председатель Государственного совета Республики Крым В. А. Константинов, Председатель Совета министров Республики Крым С. В. Аксенов и председатель координационного совета по организации Севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности Севастополя А. М. Чалый подписали Межгосударственный договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

20 марта Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» принят Государственной думой, а 21 марта одобрен Советом Федерации и подписан президентом В. В. Путиным. Юридическое оформление возвращения Крыма в состав России было завершено.

Таким образом, «крымская весна» стала не только благополучным завершением тяжелого политического кризиса, в котором оказался Крым после государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г., но и окончанием почти 25-летнего периода неопределенности, в которой находились полуостров и его жители после распада СССР в декабре 1991 г. Воссоединение с Россией, ставшее результатом демократического волеизъявления подавляющего большинства крымчан, позволило Крыму избежать осуществления наихудшего из возможных сценариев. Многонациональное население полуострова обрело надежду на мирное, созидательное развитие региона в составе Российской Федерации.