Больше цитат

Wolde

21 февраля 2024 г., 21:44

Практически единственным адресатом отечественной кинопродукции на рубеже сороковых-пятидесятых становится один человек – Сталин. Следует помнить, что «этот «один человек» десятилетиями был оторван от реальности вне своих дач и Кремля. Кроме как в отпуск – с одного правительственного объекта на другой в специальном поезде – по стране он не ездил, не бывал на предприятиях и в колхозах, не встречался с людьми, кроме собственной охраны и сотрудников, и не имел никакого представления о том, как живет население.
Кроме газет, рисовавших сильно приукрашенную жизнь, сводок секретной полиции и статистики, также в целом подтверждавшей ожидаемую им картину, фильмы, книги, пьесы о современности были его окном в мир. Все вместе они должны были создавать для него некую единую картину. Все, что могло вызвать когнитивный диссонанс и разрушить эту гармонию, последовательно удалялось.В результате картина должного и картина реального окончательно слились.
Реальность и ее эстетическая модель для Сталина в последние годы жизни действительно представляются абсолютно идентичными. Не удивительно поэтому, что ему не просто очень нравились романы типа «Кавалера Золотой Звезды», автор которого получил три Сталинские премии (за каждую часть в отдельности!), но он воспринимал их в качестве реальности.
Известно, к примеру, что после первого просмотра «Кубанских казаков» Сталин нисколько не сомневался в том, что перед ним реальность: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством… Я всегда знал, что у нас в деревне живут очень хорошо!» – сказал он, предложив переименовать картину Пырьева «Веселая ярмарка» в «Кубанские казаки».
Переименование значимое: пырьевское название указывало на фиктивность изображаемого, стилизацию и жанровость, 
сталинское апеллировало к реальности.