Больше цитат

Leomir_Andreasson

16 июня 2013 г., 15:15

Трактат "Сунь-цзы" сам по себе одна сплошная цитата на память, однако в замечательных комментариях есть еще много интересного, например, примеры из жизни древнекитайских полководцев вроде Чжугэ Ляо и цитаты из классических китайских и японских комментаторов. Привожу некоторые из них, а также пару цитат из У-цзы:

Самое вредное в руководстве армией – это чрезмерная осторожность обезьяны Ю и чрезмерная недоверчивость лисицы Гу (У-Цзы).

То, чем полководец сражается, есть народ, то, чем народ сражается, есть дух. Когда преисполнены этого духа, бьются, когда дух отнят, бегут (Вэй Ляо-цзы).

Оружие – это орудие бедствия, борьба противна добродетели, полководец – это агент смерти. Поэтому к войне прибегают только тогда, когда это неизбежно (Вэй Ляо-цзы).

В древности гуманность полагали в основу, государством управляли на основе справедливости, и это называлось прямым путем. Если прямым путем не достигали цели, прибегали к тактическому маневру. Тактический маневр идет от войны, а не от средних людей. Поэтому, если убивая людей, тем самым создаешь благополучие людей, убивать их можно (Сыма фа).

По форме узнают положение. У кого формы нет, тот укрыт, у кого форма есть, тот открыт. Кто укрыт, тот побеждает, кто открыт, тот терпит поражение (Ду Му).
#amorphis

Если он легок на всякие перемены и не имеет твердого плана, надлежит, утомив его, довести до изнеможения (У-цзы, глава 4, часть 4, о том какие бывают противники).

Наступление есть механизм обороны, оборона – орудие наступления. Если наступать, не обороняясь, и не обороняться, наступая, это значит не только считать эти два действия разными вещами, но и видеть в них два различных действия по существу. Такие люди языком могут сколько угодно твердить о Сунь-цзы и об У-цзы, но умом не понимают их глубины. Учение о единстве наступления и обороны… кто может понять, что оно именно таково (Ли Вэй-гун)?

Движение достигает своего предела, и рождается покой. Покой достигает своего предела, и рождается движение (Чжоу-цзы, Изъяснение плана Великого Предела).

Я прочитал все сочинения по военному искусству, и ни одно из них не выходит за пределы "Сунь-цзы". Во всех же 13 главах "Сунь-цзы" нет ничего, что выходило бы за пределы учения о полноте и пустоте. Если при ведении войны понимать значение полного и пустого, не победить нельзя (Тай-цзун в «Диалогах» Ли Вэй-гуна).