Больше рецензий

7 декабря 2019 г. 10:27

2K

4 Искренняя попытка описать опыт за гранью реальности, но вместе с этим и неудачи в дальнейшем его исследовании

Если автору не удалось до конца исследовать все последствия воздействия диметил-триптамина (DMT) на психику человеку в результате проведённых экспериментов в джунглях Колумбии, в бассейне реки Путумайо, то это вовсе не значит, что он, а также группа других студентов, сопровождающих его, заслуживает оценки, как "психи" или "ненормальные".

Автор довольно искренне пишет обо всём, что предшествовало этим событиям, что последовало за ними, как они проходили. При этом, с присущей ему жизненностью, он, тем не менее, не пытается как-то выгораживать себя или кого-либо, стараясь быть максимально объективным.

Опять же, современный читатель должен понимать на волне какого движения в США вообще всё это могло возникнуть. А то, что автор захотел подойти к проблемам максимально научно, но не смог в итоге воспользоваться поддержкой не только своего брата, главного участника событий, но и многих других представителей научного сообщества, не означает в конечном итоге, что его попытки были напрасными, а желание исследовать эту тему просто прихотью человека с больным воображением.

История приёма психоделиков в различных культурах Мезоамерики насчитывает тысячелетия, она уходит в глубокую древность, если изучать её также и через опыт других культур и на других континентах. Многие вопросы в истории этого явления остаются сегодня белым пятном или черной дырой в области этнографии и и исследований религии. В этом отношении даже просто попытка таких, пусть и явно не совсем подготовленных молодых людей, пусть и закончившаяся неудачей, все же выглядит весьма отважной и не может рассматриваться просто как некая прихоть или глупость.

Даже сегодня, в эпоху нейробиологии и последних исследований в области работы головного мозга, в эпоху, когда подробно рассматриваются различные нейромедиаторы (гормоны) и их воздействие на поведение и психику, огромное число явлений, проблем и вопросов в этой области остаётся мало понятным и плохо изученным. Отчасти это происходит от того, что западный мир не считает нужным тратить большое количество своих средств и усилий, чтобы исследовать культуры, которые он считает варварскими и первобытными. Своими оценками якобы нецивилизованного и некультурного мира людей, он сам же ограничивает себя в исследованиях и новых неожиданных для него открытий.

Одна из таких важных на сегодня тем, касается мистического опыта индейцев, шаманов и жрецов "отсталых и нецивилизованных народов", которые расширяют способности своего сознания в результате приёма психоделических средств, включая диметил-триптамины, LSD и других. Что происходит при этом с нашим сознанием? Какие трансформации в восприятии окружающего, какие изменения в способностях и возможностях человека открываются в результате, на эти и многие другие вопросы не пытаются ответить с научной точки зрения. А здесь есть много такого, что скрывает в себе важное для более полного понимания процессов не только нашей психики, но и многих других.

В этом отношении, книга Теренса, хоть и кажется местами чем-то вроде бредней обкурившегося наркомана, не должна воспринимать исключительно как не заслуживающая внимания ерунда. В ней описывается опыт, который может стать почвой для новых исследований или размышлений на тему нашего сознания.

Оригинал рецензии