Больше рецензий

17 января 2023 г. 09:44

267

5 Есть истории лёгкие, которые быстро забываются, а есть такие, которые останутся с тобой и будут гореть внутри тебя.

Знакомство с этой историей оказалось довольно долгим и непростым. Начала читать и…Отложила. Спустя неделю повторила попытку и снова закрыла книгу. Только спустя почти полгода дело сдвинулось.
Антиутопия «451 ‘ по Фаренгейту»(1953 г.) американского писателя Рэя Брэдбери(1920- 2012 гг.).
Уже после прочтения, поняла, в чём заключалась загвоздка. Обычно в тех книгах, которые читаю, я ищу что-нибудь такое, за что можно «зацепиться» - положительный герой, чувство юмора, динамичный сюжет…Но здесь положительных персонажей не было. Сюжет тоже поначалу развивался размеренно. Юмор, конечно, в антиутопии я не искала)
Об этом романе много слышала. Часто попадались статьи и рецензии, но я их специально «пропускала», чтобы составить своё представление без отголосков чужого мнения.
Не зря говорят, что каждой книге своё время…
«…В понедельник сжигаешь По, во вторник – Войнич, в четверг – Честертона. Сжигаешь их до пепла, потом сжигаешь пепел. Таков наш официальный девиз…»
Эта строчка не могла не зацепить. Фраза принадлежит главному герою истории– пожарному Гаю Монтагу. Этому девизу он следовал, не задумываясь, почти десять лет, пока работал в депо. И всё бы так и шло, если бы не встреча со странной девушкой Клариссой Маккелан, которая однажды задала ему вопрос о пожарных, о том, что они когда тушили пожары, а не разжигали.
Кларисса не смотрела «телестены», как большинство, и не бывала в Парках развлечений. Вместо этого она приглядывалась к людям, разговаривала с родными и много размышляла. На фоне серой одинаковой массы семья девушки сильно выделялась, а этого ни в коем случае делать было нельзя. Маккеланы не обсуждали того, что им вещали извне, они вели беседы о том, что происходит вокруг, и поплатились за это… Однажды Гай даже подслушал разговор дяди Клариссы. Дядя девушки говорил о том, что живёт во времена "одноразовых салфеток", которые не жалко спустить в унитаз.
После встречи с девушкой в однообразной жизни Гая произошёл сбой в системе. Оказывается, на небе есть Луна, а на траве, представьте себе, по утрам лежит роса! Пожарный по-настоящему разозлился. Что за глупости? Да кто будет заниматься такими ненужными вещами?! Но дело было сделано. Второе «Я» Монтага вышло из-под контроля и начало вести разговоры с ним. Почему? Как? Отчего?
Гай увидел настоящее лицо своей жены Милдред. Маска счастья спала, обнажив суть – бездушную и глупую. Милли настолько интересовалась тем, что транслируют по «телестенам», что на мужа практически не обращала внимания. Хотя, когда Монтаг принёс в дом книги, она устроила ему скандал. Это в её понятии могло плохо закончиться, ведь книги под строгим запретом. Да так почти и случилось для самой Милдред. Она просто существовала – ела, спала, повторяла слова за подругами, точно такими же, как и она сама. И была вполне счастлива – ни трудностей, ни цели, ни смысла.
А вот Кларисса не боялась и продолжала мыслить. Вопросы, которые задавала девушка, пробивали броню Монтага. Гай не мог ответить, но уже задумался, сколько же израсходовал керосина за десять лет, пока работал в Депо. А ещё ему не давала покоя мысль, что за каждой сожженной им книгой, стоял когда-то человек. И чем дальше, тем у Гая больше вопросов. Работа уже тяготит его; ему жаль людей, чьи дома надо сжигать; он начал им сочувствовать.
Монтаг не теряет надежды достучаться и до Милдред. Как-то раз, после смены, вернувшись домой, попробовал разговаривать её, объяснить ситуацию. Но жена слушала и не понимала, её ждали «настенные» тётушки и дядюшки. Зачем смысл, когда можно просто сосуществовать.
Интересный и неоднозначный персонаж капитан пожарных Битти. Опасный, умный, внимательный. Капитан начитан, знает много языков, цитирует У. Шекспира, А. Поупа, С. Джонсона, Т. Деккера, Ф. Бэкона, Р. Бертона и многих других литературных деятелей прошлых эпох. Битти хитёр и изворотлив, он видит Монтага насквозь, и использует книги против него. Гай в споре проигрывает, а и как иначе, если нет должных знаний и опыта, лишь смутное чувство что-то изменить в своей жизни.
Ещё один ключевой персонаж – отставной профессор Фабер. Пожилой человек закрылся от мира, живёт сам по себе, не выделяется, но в его голове знания, опыт, страх и сожаление. Монтаг ищет у старика поддержки, задаёт вопросы, делится своими планами. Фабер поначалу боится, но всё равно соглашается, чтобы хоть как-то исправить ошибки молодости, когда смолчал, глядя на то, как культуру и книги свели на нет. Интересны мысли Фабера о писателях. Монтаг надолго запомнил совет, полученный от старого друга, смысл которого был в том, что если скрывать свое невежество, никто вас не будет трогать, но при этом вы ничему не научитесь.
Грейнджер. Этот герой истории появился под самый конец (или начало всего?..) Солидный возраст. Знания. Спокойствие и уверенность в своей правоте. Его товарищи по духу поддерживают и помогают. Монтаг и предположить не мог, что есть такие люди, которые знают наизусть «Республику» Платона, произведения Марка Аврелия, Джонатана Свифта, Чарлза Дарвина… Гай безмерно рад встрече с этими книжными бродягами. У них нет дома, нет денежных сбережений, но они свободны, у них есть знания.
Слова Грейнджера вселяют надежду в Монтага. Герой истории говорит о том, что насильно нельзя заставить слушать, но когда-нибудь люди придут в себя и снова начнут задумываться. Но так же Грейнджер и предупреждает, что в те времена, когда книги были в доступе, мы не извлекали из них уроки.
Отзыв к книге тоже готовился долго. Я два дня вела мысленный диалог с Р. Брэдбери, писатель не отпускал) Есть истории лёгкие, которые быстро забываются, а есть такие, которые останутся с тобой и будут гореть внутри тебя.