Петрушин Валентин Иванович (14.12.1941) - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Московского государственного Педагогического Университета, заведующий кафедрой психологии и педагогики художественного творчества Краснодарского государственного Университета культуры и искусства, действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Международной Академии Информатизации, Международной Педагогической Академии.
В 1967 году окончил Московскую государственную Консерваторию. С 1973 по 1991 год работал в НИИ художественного воспитания АПН СССР, сначала в должности младшего научного сотрудника, а с 1982 г. - в должности старшего научного сотрудника. Занимался вопросами эстетического воспитания детей и юношества.
В 1991 году защитил докторскую диссертацию на тему «Музыкально-эстетического воспитание старших школьников в условиях свободного времени» С 1991 года на педагогической работе в вузе в музыкальном институте им. Ипполитова-Иванова.
С 1995 г. профессор кафедры психологии МПГУ.
С 2001 г. - заведующий кафедрой психологи и педагогики художественного творчества Краснодарского Государственного Университета культуры и искусства. В 1998 г. решением ВАК присуждено звание профессора по кафедре психологии.
Им подготовлено 15 кандидатов педагогических и психологических наук, около 300 слушателей по линии ИПК работников образования Московской области, Академии повышения квалификации работников образования РФ, Московского института открытого образования.
Автор свыше 90 работ, среди которых 12 учебников и монографий.
Область направления работ и исследований - психология искусства, психология и педагогика художественного творчества, практическая психотерапия.
В разные годы получал гранты от Фонда Дж.Сороса, Российского Фонда гуманитарных исследований. В 2007 году получила первую премию на конкурсе МПГУ за учебный комплект «Психология и педагогика художественного творчества» и «Музыкальная психология».
Петрушин Валентин Иванович (14.12.1941) - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Московского государственного Педагогического Университета, заведующий… Развернуть
Шандор Ференци - психоаналитик из Венгрии, один из ближайших соратников Фрейда. Основал Венгерское Психоаналитическое Общество.
Родился в Мишкольце в еверйской семье и всё детство провел в библиотеке и книжном магазине отца.
После окончания гимназии изучал медицину в Венском Университете, получил докторскую степень. После военной службы стал дополнительно изучать неврологию и психиатрию, открыл практику в Будапеште, писал статьи в этой области.
В 1907 году психиатр Штайн открывает Ференци психоаналитическое учение, в следующем году знакомит с Фрейдом. Учение сильно заинтересовало Шандора, он начинает посещать психологическое общество, отправляется с Фрейдом в Америку, затем начинает читать в Вене лекции по психоанализу. Вскоре начал сам писать статьи и разрабатывать новые методы. Фрейд восхищался работами Ференци. Они дружили и тесно сотрудничали с Фрейдом, много проводили времени вместе, как за работой, так и на отдыхе.
Именно Ференци принадлежит идея основать Международную Психоаналитическую Ассоциацию в Цюрихе и объявил Юнга первым её президентом.
В Первую Мировую его призывают военным врачом, он пользуется ситуацией и проводит исследования, впоследствии выпускает статью «Военные неврозы и военная истерия".
С 1918 по 1920 год был президентом Психоаналитической Ассоциации.
Активно практиковал и совершенствовал психоаналитические методы. Иногда от изначальной теоретической методики приходил к совершенно противоположной.
Умер в Будапеште в 1933 году от злокачественной анемии.
Шандор Ференци - психоаналитик из Венгрии, один из ближайших соратников Фрейда. Основал Венгерское Психоаналитическое Общество. Родился в Мишкольце в еверйской семье и всё… Развернуть
Альберт Агабекович Налчаджян — советский и армянский учёный-психолог, этнолог и философ. Доктор психологических наук, профессор. Член ряда международных психологических организаций. В последние годы разрабатывает концепцию этнической виктимологии и психологической теории этноцида, теории этногенеза и фатализма. Автор 4-х вузовских и 3-х школьных учебников психологии,
Родился в семье учителя русского языка и географии, мать занималась воспитанием 5 детей. После окончания средней школы Альберт поступает в механико-математический факультет Ереванского государственного университета, затем работает техником, инженером. В 1964 году поступает в аспирантуру по специальности " психология" в Ереванский государственный педагогический институт им. Х. Абовяна и всю свою дальнейшую жизнь связывает с ней.
Около 30 лет Налчаджян преподавал психологию в вузах Армении. С 1968 г. по 1981 г. работал в Ереванском Институте иностранных языков им. Брюсова преподавателем психологии, доцентом, зав. кафедрой психологии. В 1981-96 гг. в Институте философии и права АН Армении — зав. отделом психологии. В 1996-97 гг. стажировался в Фордамском университете в Нью-Йорке, США. После возвращения в Армению основал Центр психологических исследований, председателем которого является до сих пор. В настоящее время полностью перешел на научно-исследовательскую работу.
Альберт Агабекович Налчаджян — советский и армянский учёный-психолог, этнолог и философ. Доктор психологических наук, профессор. Член ряда международных психологических… Развернуть
Нина Вячеславовна Волкова - заслуженный учитель России, лауреат премии мэра Москвы, являeтся консультантом по многим методическим и организационным вопросам для слушателей Академии повышения квалификации работников образования РФ, Института проблем развития СПО.
Нина Вячеславовна Волкова - заслуженный учитель России, лауреат премии мэра Москвы, являeтся консультантом по многим методическим и организационным вопросам для слушателей… Развернуть
Беата Павликовска (родилась 11 июня 1965 года в Кошалине ) — польская путешественница, писательница, журналистка, переводчик, фотограф, книжный иллюстратор.
Шадриков В. Д. — один из крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской психологической школы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего и профессионального образования РФ (c 1998 по 2001), академик РАО, доктор психологических наук, профессор. Он известен в России и за рубежом как руководитель и активный реформатор системы народного образования, много сделавший для ее развития.
В. Д. Шадриков родился 18 ноября 1939 г. в Рыбинске. Окончив среднюю школу с серебряной медалью, он поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского. Еще в институте он проявлял интерес к исследовательской работе, был председателем Научного студенческого совета института, работал в Магаданской области учителем, директором средней школы, инспектором РОНО, а в 1965 г. поступил в аспирантуру Ярославского педагогического института и в 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору».
Под руководством В. Д. Шадрикова в Ярославском государственном университете была реализована программа исследований системогенеза профессиональной деятельности. На основе экспериментальных результатов им разработана новая теория профессионального обучения, представленная в докторской диссертации «Системный подход в психологии производственного обучения» (1977). В. Д. Шадриков выявил закономерности системогенеза деятельности, к которым, прежде всего, относятся неаддитивность структурных компонентов системы, оперативность, гетерохронность и достаточность их развития.
С именем В. Д. Шадрикова связаны основные этапы становления факультета психологии Ярославского государственного университета, превращение его в третье по значению психологическое образовательное учреждение страны. Он долгое время работал деканом факультета психологии, заведующим кафедрой инженерной психологии и психологии труда, проректором университета. В 1982 г. В. Д. Шадриков был назначен ректором Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского, на базе которого реализовывал научно-исследовательские программы в области психологии способностей, связанные с разработкой методик психологической диагностики способностей, интересов, профессионально важных качеств и теоретико-методических основ психологической профессиональной консультации. В. Д. Шадриков предложил рассматривать способность и одаренность как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
В. Д. Шадриков экспериментально доказал, что развитие одаренности и способностей осуществляется через изменение функциональных и операционных механизмов. Особое место в развитии одаренности и способностей отводится формированию у операционных механизмов черт оперативности. Этот процесс лежит в основе развития профессиональных способностей из общих способностей и одаренности.
На основе теоретических положений о сущности одаренности и способностей им предложены общие принципы диагностики способностей и метод диагностики мнемических способностей, который он обозначает как «метод развертывания мнемической деятельности».
В 1996 г. В. Д. Шадрикову была присуждена премия им. С. Л. Рубинштейна РАН за цикл научных трудов по психологии способностей, включающий следующие монографии: «Психология производственного обучения» (Ярославль, 1974), «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (М., 1982), «Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие» (М., 1990), «Развитие и диагностика способностей» (Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991), «Деятельность и способности» (М., 1994), «Философия образования и образовательные политики» (М., 1993).
В. Д. Шадриков ввел в современную психологию понятие «духовные способности», раскрыл его сущность, определил место духовных способностей в системе интеллектуальных качеств человека, показал, что развитие способностей проходит через тройную детерминацию: первая — средой развития, вторая — требованиями деятельности, третья — индивидуальными ценностями и смыслами.
По данной теме В. Д. Шадриковым опубликованы следующие монографии: «Индивидуализация содержания образования» (М., 1997), «Способности и деятельность» (М., 1998), «Духовные способности» (М., 1998), «Происхождение человечности» (М., 1999).
Научный руководитель и один из авторов отечественной теории творчества и одаренности, В. Д. Шадриков является председателем Координационного совета Президентской программы «Дети России», в рамках которой издана «Рабочая концепция одаренности». При его непосредственном участии подготовлена и издается библиотека «Одаренные дети», включающая 13 книг. Одной из книг этой библиотеки является научный сборник «Основные современные концепции творчества и одаренности» (М.: Молодая гвардия, 1997). Впервые издан столь полный теоретический обзор подходов к исследованию творчества и одаренности, представленных в мировой психологии. Сборник открывает статья «Способности человека» В. Д. Шадрикова. В 1999 г. авторскому коллективу и разработчикам программы «Одаренные дети» присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования.
В облике Владимира Дмитриевича удачно сочетаются черты ученого, организатора и популяризатора психологической науки, умеющего сплотить вокруг себя единомышленников и учеников, увлекая их своей творческой энергией, смелыми замыслами и идеями. Он член редколлегий ведущих психологических изданий и журналов, член экспертного совета института «Открытое общество», руководитель секцией по изучению проблем одаренности РАО. В. Д. Шадриков принципиален в научных дискуссиях, требователен к себе и другим. Среди его учеников уже более 40 кандидатов наук и 10 докторов наук. Для многих общение с ним стало истинной школой культуры научного исследования, главными предметами которой всегда остаются самостоятельность научного поиска, грамотность, корректность и научная этика в изложении результатов.
Источник
Шадриков В. Д. — один из крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской психологической школы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего и… Развернуть
Анатолий Лактионович Журавлёв — советский и российский психолог, специалист в области социальной, организационной и экономической психологии. Доктор наук, профессор, академик РАН и РАО. Главный редактор «Психологического журнала» РАН. Автор 350 научных трудов, в т. ч. 12 монографий.
Анатолий Журавлев в 1972 году окончил Ленинградский государственный университет. С 1976 года работает в Институте психологии (ИПАН СССР, ныне ИП РАН), тогда же защитил диссертацию кандидата психологических наук «Стиль и эффективность руководства производственным коллективом». Доктор психологических наук (1999), диссертация в форме научного доклада «Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений».
Область научных исследований: психологические особенности личности и деятельности различных категорий руководителей, психологические методы и стиль руководства, управление социально-психологическими явлениями. Работы посвящены проблемам социальной, экономической, организационной и экономической психологии, психологии личности, труда и управления в современном российском обществе.
В 1987 году Журавлев возглавил лабораторию социальной психологии. Реализовал ряд крупных научных проектов, посвященных изучению динамики социальной психологии личности и группы в изменяющемся российском обществе, а также исследованию экономико-психологических феноменов. Разработал авторский опросник для определения индивидуального стиля руководства. Исследовал психологические феномены трудовых групп, разработал психологическую концепцию совместной деятельности.
Анатолий Лактионович Журавлёв — советский и российский психолог, специалист в области социальной, организационной и экономической психологии. Доктор наук, профессор,… Развернуть