Вручение 16 ноября 2023 г.

16 ноября в ходе телемоста между Москвой и Берлином стали известны имена лауреатов премии «Просветитель» XVI сезона. Кроме того были названы лауреаты премии «Просветитель.Перевод» и обладатель спецнаграды «Политпросвет».

Страна: Россия Место проведения: Москва, Берлин Дата проведения: 16 ноября 2023 г.

Гуманитарный блок

Лауреат
Олег Хлевнюк 4.1


В начале 1948 года Николай Павленко, бывший председатель кооперативной строительной артели, присвоив себе звание полковника инженерных войск, а своим подчиненным другие воинские звания, с помощью подложных документов создал теневую организацию. Эта фиктивная корпорация, которая в разное время называлась Управлением военного строительства № 1 и № 10, заключила с государственными структурами многочисленные договоры и за несколько лет построила десятки участков шоссейных и железных дорог в СССР. Как была устроена организация Павленко? Как ей удалось просуществовать столь долгий срок — с 1948 по 1952 год? В своей книге Олег Хлевнюк на основании новых архивных материалов исследует историю Павленко как пример социальной мимикрии, приспособления к жизни в условиях тоталитаризма, и одновременно как часть советской теневой экономики, демонстрирующую скрытые реалии социального развития страны в позднесталинское время.
Михаил Велижев 4.2


Для русской интеллектуальной истории "Философические письма" Петра Чаадаева и сама фигура автора имеют первостепенное значение. Официально объявленный умалишенным за свои идеи, Чаадаев пользуется репутацией одного из самых известных и востребованных отечественных философов, которого исследователи то объявляют отцом-основателем западничества с его критическим взглядом на настоящее и будущее России, то прочат славу пророка славянофильства с его верой в грядущее величие страны. Но что, если взглянуть на эти тексты и самого Чаадаева иначе? Глубоко погружаясь в интеллектуальную жизнь 1830-х годов, М. Велижев ставит своей задачей отказаться от стереотипов, сложившихся вокруг творца "Философических писем". Исследуя обстоятельства скандальной публикации первой из статей цикла в 1836 году, М. Велижев стремится реконструировать микроконтексты чаадаевского дела, чтобы показать значение этой уникальной истории для людей той эпохи. Монография преследует и другую задачу — использовать процесс против сочинителя и публикаторов "Философического письма" в качестве призмы, сквозь которую можно различить внутреннюю логику более глобальных явлений: формирование политической системы и механизм принятия значимых правительственных решений в Российской империи, складывание практик правоприменения, кристаллизация структуры идеологической сферы и возникновение новых форм публичной полемики о политике, власти и истории. Михаил Велижев ? кандидат филологических наук, PhD, специалист по русской и европейской интеллектуальной истории Нового времени.
Надежда Плунгян 4.3


В книге представлен подробный искусствоведческий анализ целого спектра типов «новой женщины», сконструированных советской властью в 1920–1930‑е годы.

Автор показывает, как тесно пропагандистские и агитационные задачи переплетались с социальными изменениями и новаторством в искусстве, а также предлагает взглянуть на раннесоветскую гендерную реформу как на основу возникшего разнообразия художественных решений.
Сергей Шумский 3.4


Каковы социальные и экономические последствия развития машинного интеллекта и как изменится наша жизнь в ближайшие десятилетия? Отвечая на эти вопросы, известный российский специалист в области искусственного интеллекта Сергей Шумский использует исторический подход, отслеживая смену технологических эпох вплоть до сегодняшних дней.

Появление машинного интеллекта знаменует начало перехода к новому укладу, новой цифровой экономике. Но эта революция, как и любая другая, чревата множеством рисков — от потери социальной стабильности в отдельных странах и на международной арене до экзистенциальных вызовов, связанных с утратой отдельными людьми и человечеством в целом контроля над собственной судьбой. Поэтому очень важно, чтобы искусственный разум максимально приближался к человеческому в отношении общественных инстинктов и гуманистических ценностей, а следовательно, настаивает автор, необходима надежная практическая программа по формированию человекоподобной искусственной психики и развитию новой науки машинного воспитания.
Катя Колпинец 3.9


Каждый день мы конструируем свой идеальный образ в соцсетях: льстящие нам ракурсы, фильтры и постобработка, дорогие вещи в кадре, неслучайные случайности и прозрачные намеки на успешный успех. За двенадцать лет существования Instagram* стал чем-то большим, чем просто онлайн-альбомом с фотографиями на память, — он учит чувствовать и мечтать, формируя не только насмотренность, но и сами объекты желания. Исследовательница медиа и культуры селебрити Катя Колпинец разобралась в том, как складывались образы идеальной жизни в Instagram, как они подчинили себе общество и что это говорит о нас самих. Как выглядят квартира/путешествие/отношения/работы мечты? Почему успешные инстаблогеры становятся ролевыми моделями для миллионов подписчиков? Как реалити-шоу оказались предвестниками социальных сетей? Как борьба с шаблонами превратилась в еще один шаблон? В центре «Формулы грез» — комичное несовпадение внешнего и внутреннего, заветные мечты миллениалов и проблемы современного общества, в котором каждый должен быть «видимым», чтобы участвовать в экономике лайков и шеров.
Михалева-Эгер К. 5.0


Книга авторитетного эксперта моды К. Михалевой-Эгер радикально меняет представления о моде как о банальной смене фасонов. Ведь это первое целостное изложение истории моды как особого явления цивилизации Запада, вплетенное в ее хронику от ветхозаветных истоков до нейробиологических открытий XXI в. Автор обращается и к альтернативным путям развития моды, в том числе японскому опыту создания национальной модной индустрии, подводя к выводу: социальный институт моды органичен самой природе человека.
18
Александр Можаев 4.8


Китай-город - уникальный памятник архитектуры, второй по значимости и возрасту исторический центр столицы. Эта книга - возможность увидеть древнюю Москву через редкие архивные рисунки и схемы, многие из которых публикуются впервые.
Автор книги «Великий посад Москвы», архитектурный историк, журналист, лектор Arzamas Александр Можаев скрупулезно рассказывает, каким был Китай-город во времена своего расцвета, когда каждая его часть представляла собой богатые храмы и роскошные дворцы и палаты. В этом исследовании он постарался сложить вместе осколки разбитого шедевра, представить себе градостроительную и житейскую ситуацию, когда столица России пребывала в ладу с собой и следовала естественной логике развития отдельных улиц и домовладений, а не железной воле придуманных генпланов.
Также книга напоминает нам, что современный Китай-город - это вовсе не район Ивановской горки и прилегающих территорий к одноименной станции метро. Ее границы, примыкая к Кремлю, проходят в пределах Красной площади, Васильевского спуска, а также трех улиц: Никольской, Ильинки и Варварки.

«Автор книги поставил перед собой благородную цель собрать и проанализировать как можно больше данных о несохранившихся или полностью изменивших свой облик памятниках допетровского и раннепетровского времени, которые дополняли и поддерживали дошедшие до нас памятники, перекликались с ними, создавая живописнейшие ансамбли или оттеняя их великолепие. Эти данные обнаружены им как в письменных опубликованных и архивных источниках, так и в документальных иллюстративных материалах, в материалах натурных реставрационных исследований, в отчетах московских археологов. Надо отдать должное энтузиазму и дотошности, с которыми автор лично обследовал множество старых московских строений на предмет выявления в них древних частей. На эту трудоемкую работу ушло не одно десятилетие». -
Из рецензии доктора архитектуры, профессора, академика РААСН, Почетного архитектора России, Лауреата Государственной премии России в области литературы и искусства И. А. Бондаренко

Погрузитесь в жизнь Москвы времен XV-XVIII вв. и взгляните по-новому на ее современный центр, где каждый заурядный дом дореволюционной постройки может скрывать в себе вековые глубины и удивительные открытия.
Наталия Осояну 4.3


Многие века румынский народ жил на перекрестке культур, и в их взаимном влиянии сформировалась причудливая картина румынской мифологии. Многое в ней кажется знакомым, а многое — непривычным. В ней есть свои драконы — балауры, колдуны — соломонары и жар-птицы — маястры. В ней Бог и дьявол создавали землю сообща. А за маской знаменитого графа Дракулы скрывается переплетение нескольких фольклорных мотивов, одинаково далеких от образа аристократического кровопийцы. Писательница и переводчик Наталия Осояну берет на себя задачу показать эту замысловатую красоту и самобытность, открыв читателю дверь в доселе неизведанный мир.
Татьяна Пигарева 4.4


Новая книга Татьяны Пигарёвой — известного испаниста, искусствоведа, писателя, филолога, журналиста, путешественника и популярного лектора

Рассказ сопровождают более 265 иллюстраций, среди них — рисунки, материалы из личного архива автора, произведения искусства испанских художников и многое другое

В развернутом виде суперобложка превращается в карту старинного Мадрида XVII века, размером 60*60 см

Книга Татьяны Пигарёвой — одного из самых известных испанистов в России, прапраправнучки Федора Ивановича Тютчева — похожа на пьесу об Испании с интермедиями в девяти актах. Это захватывающее представление, состоящее из разнообразных сцен испанской жизни и жизни автора с Испанией.

Рождение Музея Прадо, поиски портретов Сервантеса, «Менины» Веласкеса, тяготы Гражданской войны, авангардное искусство времен Франко, миры Дали и Альмодовара. А в интермедиях — истории про Испанию через воспоминания автора и различные культурологические курьезы. Личное в рассказах Пигарёвой неразрывно связано с профессиональным, ведь Испания стала ее жизнью, полной нежданных чудес, сдвигающих время и пространство.
Елена Хохлова 4.4


Эта книга емко и наглядно рассказывает историю развития корейского искусства от неолита до наших дней. Вы узнаете об основных эпохах, художниках, темах и техниках, а также познакомитесь с 65 выдающимися работами — живописными полотнами, скульптурами, архитектурными памятниками, каллиграфическими шедеврами, свитками, керамикой, инсталляциями, перформансами, — которые сумели преобразовать искусство Кореи. Это позволит составить полное представление о корейском искусстве.

Кандидат искусствоведения, доцент Школы востоковедения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Елена Хохлова исследует произведения разных эпох — от первых работ VII века до нашей эры до образцов ультрасовременного искусства. Каждое произведение описывается в контексте особенностей художника, его окружения, исторических и социальных событий, используемых материалов и затронутых тем. Читатели узнают о достижениях и жизни художников Кореи и смогут увидеть мир их глазами.

Книга охватывает все важные эпохи развития корейского искусства: неолит и бронзовый век (VII–I вв. до н. э.), эпоха Трех государств (III–VI вв.), Объединенная Силла (VII–X вв.), государство Корё (X–XIV вв.), государство Чосон (XIV–XIX вв.) колониальный период (XX в.), корейская война, КНДР и современная Республика Корея.

Для создания книги Елена поехала в Корею по гранту Корейского фонда (Korean Foundation) и писала книгу там, посещая местные государственные и частные музеи, галереи и библиотеки.
1 2 3 4 5