8 февраля 2017 г., 22:05
5K
Конспект: Ирина Распопина о том, как создать свой книжный блог и о чем там писать
Автор конспекта: Анастасия Долгополова
В Иркутской областной библиотеке имени Уткина продолжается серия лекций о книжном блоггинге. Преподаватели, журналисты и собственно блогеры три месяца рассказывают, как правильно писать рецензии и отзывы о книгах.
Спикер: Ирина Распопина bookeanarium окончила факультет филологии и журналистики ИГУ, десять лет работает в университете и пять из них ведет книжный блог. За это время, по подсчетам Ирины, она написала про книги около 700 тысяч печатных знаков, а это — больше 500 рецензий. Книжный блог Bookeanarium читают в 74 странах мира.
Про площадки
Писать про книги можно на любых доступных площадках — от твиттера и инстаграма до книжной колонки газеты или журнала. В каждом из этих случаев меняться будет только стиль публикаций.
В Твиттере можно публиковать ссылки на свои материалы, шутить в том числе на книжные темы, провоцировать на диалог, знакомиться с единомышленниками. Механизм создания вирусного текста в Твиттере: актуальные темы дня — например, премьера фильма + неожиданный момент.
На Фейсбуке лучше всего работают лонгриды — подборки книг с упоминанием известных людей — например, переводчиков или журналистов — так текст увидит большее число потенциальных читателей.
Во ВКонтакте стоит ориентироваться на картинки — они должны быть, как минимум, хорошего качества. Лучший вариант — если вы сделаете картинку сами. Портрет автора + его цитата, написанная в том же Power Point. Лучше создавать свой контент, чем использовать сделанное кем-то до вас.
О видах книжных блогов
Букстаграм — это книжный блог в Инстаграме. Хорошая и оригинальная фотография с правильно подобранными хэштегами собирает по несколько тысяч лайков. Можно вовлекать подписчиков в диалог, используя игры, делясь впечатлениями от прочитанного, читательскими планами на будущий месяц. Не обязательно писать только положительные отзывы — отрицательные тоже побуждают к диалогу. Важно уделять внимание раскладке и фону — они делают фото интересным. Посмотреть: @sammy_chita, @ptrsbrg.
Буктьюб — это книжные обзоры на YouTube. Больше всего подходят для визуалов. Важно позаботиться о дизайне и заставках — они должны быть узнаваемыми. Посмотреть: Ulielie, Uncle Shurik, Теория большого чтива.
Подкасты — для аудиалов и тех, кто всегда в движении. Достаточно популярный вид книжных блогов. Послушать: Почитун (golodnyj).
Текстовые блоги. Площадка может быть абсолютно любой — главное, чтобы вам было удобно. Хороший вариант для поиска единомышленников — Общероссийское читательское сообщество LiveLib, там зарегистрировано уже больше тысячи читателей из Иркутска. Почитать и поучиться: Анастасия Завозова (biggakniga.ru), Галина Юзефович, Татьяна Наумова (Книгочервивость), Егор Михайлов, Читатель Толстов.
Краткий курс книжного блогера
1. Найдите площадку
2. Найдите свою нишу
3. Помните, что авторский контент — лучше всего
4. Находите то, что вас самих удивляет и делитесь этим
5. Поддерживайте книжную тематику ВСЕГДА
6. Ищите единомышленников и дружите с ними
7. Подпишитесь на рассылки издательств, чтобы узнавать о новинках
8. Определитесь с целевой аудиторией (книги для детей, студентов и т.д.)
Как рассказать о книге
1. делать конспекты книг
2. составлять подборки
3. фотографировать процесс
4. писать истории
5. придумывать фанкаст
6. писать рецензии
Как написать рецензию на книгу
Чтобы написать отзыв о книге, нужно только ваше личное мнение. Можно начать с отзыва на самую любимую или последнюю прочитанную книгу. А специальную литературу или нон-фикшн очень полезно конспектировать. Первое предложение должно быть самым ярким и запоминающимся. Оно — как входной билет: люди либо заходят, либо нет. Ради интереса можно посмотреть, с чего начинаются топовые публикации, знаменитые книги или газетные статьи про книги.
Важно стараться писать про книгу так, чтобы из текста не было понятно, кто пишет: мальчик или девочка. Не надо лишних подробностей про свой пол и возраст.
Узнайте все про автора и книгу. Обидно было бы упустить из виду ворох литературных наград или экранизацию. Кто таков этот автор, чем занимается, много ли пишет, на каком языке, в какой стране? А как выглядит обложка в оригинале? Не обязательно вываливать все найденное на читателей — только самое важное и интересное.
Пока читаете, выписывайте самое-самое, что хотелось бы не забыть. По цитате сразу понятны:
- стиль автора,
- особенности его письма,
- объем вокабуляра (или выдающаяся глупость).
Если вы пишете для интернета, делите большой текст на абзацы. Их тоже разделяйте интервалами. Да, два раза нажать enter, и только затем печатать дальше. Очень сложно читать «простыню», в которой сплошной текст. «Воздух» необходим.
Если есть возможность, лучше опубликовать большую обложку (в пределах разумного), чтобы читатель смог рассмотреть ее в деталях. По умолчанию большая обложка легко опубликуется в Тамблере, Фейсбуке, да и ВКонтакте позволяет развернуть обложку на целый экран одним кликом. Что бы там ни говорили, очень многие принимают решение читать/не читать именно по обложке. В этом есть своя логика. Если картинка большая, то и рассматривать ее можно достаточно долго, как в магазине, практически «подержать в руках». И желание разузнать о книге увеличится.
О чем писать в рецензии
- Жанр
- Сюжет / Герои
- Язык и стилистика
- Достоверность вообще и в деталях
- Основная мысль текста
- Оригинальность
- Ошибки и ляпы
- Востребованность и место книги в литературном процессе
- Плюсы и минусы
Внелитературные достоинства и общественное значение тоже важны — стоит сказать об историческом, этнографическом или социальном значении книги.
Спойлеры
Следуйте двум правилам:
1. Если книга художественная, рассказывать содержание — это портить все (вспомните про «а убийца — садовник»).
2. Если книга нон-фикшн, то рассказать содержание или сделать конспект — очень даже неплохо.
Для кого эта рецензия?
Нужно представить себя рядом с другом, который держит в руке эту самую книгу, недавно прочитанную вами. И он спрашивает: «Хорошая?». Представьте, что просто рассказываете о книге своим друзьям. Если переборщите с просторечной лексикой, дополнительно попытайтесь представить, что за вашим плечом стоит и тоже слышит вашу речь кто-то значительно старше.
Добавьте веселья
С текстом всегда можно повеселиться и нашпиговать его пасхалками: фразочками, которые поймут единомышленники, цитатами из фильмов, отсылками к другим книгам. А можно придумать неологизм («шантарамят оттенками»). Или вместо обычного отзыва можно сделать пародию. Или написать в стиле автора. Или включить весь свой сарказм. Напишите про интересную книгу так, как захочется! Правил не существует — кроме орфографии и пунктуации.
Индивидуальные особенности
Проблемы с русским языком есть у всех, кроме профессиональных корректоров и редакторов. Важно перепроверять текст на свои «любимые ошибки» (-ТСЯ/ТЬСЯ?) и любимые слова («впрочем», «эта книга», «например»).
И ничего хорошего, если вы используете некую конкретную формулировку каждый раз или специально пишете «рекомендую к прочтению». Просто расскажите о книге. И оставьте читателю право самостоятельно решить, стоит ли это все читать. Обязательного списка для чтения не может быть, потому что все люди разные.
Критика
Хамить, обзываться и кидаться обвинениями недальновидно. Ведь с нынешним развитием интернета автор запросто может наткнуться на ваш отзыв. Представьте, что вы сразу говорите ему прямо в глаза. Постарайтесь воздержаться от оценочных суждений «хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо», «талантливо» или «бездарно», все это понятия субъективные. Аргументируйте.
Когда хочется большего
Когда захочется большего, можно будет:
• почитать о литературно-художественной критике (список литературы на сайте любого журфака), поднабраться сведений о том, какие бывают жанры и направления,
• углубиться в учебники по стилистике и литературному редактированию (А.Э.Мильчин, Д.Э.Розенталь и ко, «Пиши, сокращай» М.Ильяхова, «Слово живое и слово мёртвое» Норы Галь). Всегда приятно понимать, как именно автор сделал тебе хорошо и как называются отдельные текстовые изыски,
• открыть коротенькие «Внутренние рецензии» Умберто Эко, там такие славные пародии на плохие рецензии, что все сразу встаёт на свои места.
Пять правил успеха книжного блоггера:
1) Читать популярные книжки. Если вы будете, как Каштанка, читать всяких Поплавских и "прочих п@#$ров" (с) Рутруд, то ваш книжны блог нахрен никому не сдастся (кроме тех трёх-с-половиной интеллигентов, которые в теме... но нам же нужны просмотры!);
2) Пиарить себя любимого везде. Ещё раз: нам нужны просмотры. Для этого надо зарегестрироваться на всех возможных площадках (все соцсети и даже Гугл-плюс, все блогосферы включая полудохлый дайри.ру и прочие обиталища мракобесия) и везде ссылаться на все свои странички во всех сетях. Пользователь будет шариться туда-сюда и у вас будут просмотры;
3) Говорит то, что от вас хотят услышать. Ваше изысканное мнение никому неинтересно! Народ в своей массе глуп — помните это и говорите с ними на их языке. Если вы будете использовать сложные слова, вас быстро выключат и у вас не будет просмотров;
4) Побольше ванильных картиночек! Нежные духовнобогатые девы любят ванильные картиночки в тёплых тонах, они же книжки читают не для того этого самого, а чтобы плодить в инстаграмчике красивые картиночки с книжочками (мэсседж: "Я ЧИТАЮ!!11 Я НИ ДУРА!11!") и блестать цитатами в ленте;
5) Стиль автора? Основная мысль? Это так сложно и можно ошибиться! Вы же не фелолаг... а такие ошибки нежелательны. Поэтому, больше штампов. И не забудьте погуглить про книжку у реально умных людей.
6) Шестой пункт, хоть и заявлено пять. Будьте оригинальны! т.е. будьте как все, а то вашу публику составят те долбанные три-с-половиной интеллигента, которые слышали про Поплавского, и у вас не будет просмотров. Помните, люди мыслят шаблонно и если вы им их будете рвать, то вас скорее всего отправят на Марс, например.
Phashe,
Скорее покупать популярные книги (высший класс - получать от издательств), везде ими светить и постоянно говорить/писать, что читаешь самое популярное (плюс, желательно, новинки).
Непосредственно же читать их - это уже атавизм и дело десятое))))
papa_i_more, «Нативочка — наше всё!» - цитата из книжных каналов Анны Федоровой и Анастасии Завозовой.
Penny_Lane, Её ещё уметь надо.
Penny_Lane, Я вот не веду и не собираюсь вести ни книжный, ни какой другой блог. Да я их и не читаю почти что. Так, парочка может в закладках браузера есть вместе с Горьким и ещё полудюжиной тематических сайтов. Но вот что такое 'нативочка' даже догадываться не буду пытаться. Все эти псевдоумные термины и гуглить-то лень. Проще спонтанно накать такой вот многобуквенный комментарий ни о чём)).
Penny_Lane, Поделитесь ссылкой, пожалуйста) Никак не найду, а посмотреть любопытно)
marko_m, На что конкретно ссылкой, м?
Phashe, Лооойс. Но эти пункты реально только для популярности.
Но на каждый товар найдётся своё покупатель: даже если Каштанка будет публиковать Поплавского и Пруста, то всё равно найдётся достаточно людей, которым понравится извращение, и они подпишутся.
Olga_Wood,
А для чего ещё люди заводят блоги про себя любимых в главной роли? :) Ради чистого альтруизма, кхм, ну, может пара штук найдётся.
Вот я бы на Каштанку чисто ради интереса подписался, чтобы узнать чо это за Поплавский такой :D но всё же желающих послушать про Коэльо и Гарри Поттера явно будет больше.
Phashe, У многих в главной роли книжки есть, или их домашние питомцы, не все выставляют только себя.
А вот ГП и остального мейнстрима настолько много уже в интернете, что аж глаз дёргается. Оттого и хочется разнообразия и Поплавского )
Phashe, Еще люди заводят блоги, чтоб обсуждать книжки с такими же "повернутыми" на этой теме, а не слушать бесконечное "зачем тебе столько книг?", "можно же просто погуглить", "лучше бы читала в электронке, чем столько денег тратить!"
Subrealistka, Оооох, это я из таких. Прочитаю цикл и сразу ищу группу в вк или инсту. Поскольку в моем окружение мало кто читает "Сквозь зеркала"и вообще фэнтези. А про электронку, читаю как многие в транспорте, поскольку толмуты читаются дома, и они тяжелые)
KiraDeHan,
Простите, но все-таки талмуды. :)
zverek_alyona, Спасибо это когда лень погуглить
KiraDeHan, Видимо смайлы не отображаются(
Phashe, А кто такой Поплавский ?
Не этот на снимке в ало-розовом пиджаке, прислонившийся к окрашенной сетке ?
Phashe,
Вот не нужно так злобствовать.))))) девочки просто подают себя на брачном рынке под лозунгом "...зато умная"
Что , в принципе, не тот способ самоподачи, который стоит осуждать.
Да и соц сети -такая штука, дающая возможность высказаться тем, кому в принципе сказать нечего.
Поэтому и популярны те, кто подает это самое ничего в красивой обложке. ну то бишь вызывает отклик в сердцах читающих/смотрящих.
Вроде как для мага это очевидные вещи должны быть.
А тут столько юношеского задора !!! ))