Конкурсные рецензии

Юрий Бондарев - Юрий Бондарев. Сочинения (сборник)


2 июня 2012 г., 20:46

К книгам Бондарева у меня особое отношение. Я могу сказать, что в свое время читала ВСЁ, что находила в библиотеках у этого автора. Вот просто всё подряд. Как Библию - извините за патетику. Вероятно, мне нужно было пропитаться правдой и тем знанием, которые буквально сквозили в каждой строке одного из самых известных представителей "лейтенантской прозы".

Прежде всего у Юрия Бондарева я буквально заглатывала романы и повести о войне: "Юность командиров", "Батальоны просят огня", "Последние залпы", "Берег", "Горячий снег"... Яркие образы медсестер, солдат, лейтенантов, командиров - их стойкость и мужество, страх и слабость, их человечность...
Пишу эти строки, а перед глазами зарисовки боев, сцены мужества и трусости, образы героев (причем не идеализированных и глянцевых - живых, настоящих) и людей слабых (при этом показанных очень честно, без пафосного стремления оклеймить и обвинить) - всё то, что хоть и немного перемешалось в моей памяти, но является для меня очень конкретным, пережитым и прочувствованным символом Хороших Книг о Войне. Хороших Книг о Войне, встряхивающих тебя за плечи, разрушающих стереотипы о жизни, заставляющих Думать о том, что происходит вокруг тебя..

Война – это игра, начатая еще с детства. Люди жестоки с пеленок. Разве вы не замечали, господин генерал, как возбуждаются, как блестят глаза у подростков при виде городского пожара? При виде любого бедствия. Слабенькие люди утверждаются насилием, когда чувствуют себя богами, когда разрушают… Это парадокс, это чудовищно, но это так.



Но еще больше я люблю другие его романы - "Тишина", "Двое" (продолжение "Тишины"), "Выбор". Последние его вещи "Игра", "Искушение"...
В каждой его книге - острый конфликт, жесткое столкновение чувства гражанского долга и личных чувств, ответственности за близких и общественной морали. Сталинский период, законы военного и послевоенного времени, нравственность, любовь - всё это раскрывается автором остро, в постоянном противоречии, вызывая сочувствие и сострадание. Судьбы людей - искореженные не столько физически, сколько морально, непростая любовь, частые предательства... Всё это подано сильно, неоднозначно, всё это бьет по твоим устоям и заставляет постоянно размышлять, как поступил бы ты в подобных ситуациях. И размышления тебе порой даются ой как нелегко...

В войну погиб цвет народа. В живых из лучших сохранились немногие. А дети не стали лучше отцов, хотя нельзя осуждать какое-либо поколение целиком. Вот, может быть, поэтому теперь и мало кто рискует броситься грудью на амбразуру, защищая свою и чужую честь…



Думаю, что неслучайно значительная часть произведений Бондарева экранизирована. Его книги - это истории людей. Здесь нет метафизики, нет аллюзий и тайных смыслов - здесь всё как на ладони: страх, надежда, боль, любовь, разочарование. То есть то, что очень понятно и близко каждому, то, что легко сыграть, ибо это - наша Жизнь.

UPD: А вообще-то я это к чему всё... Я это к тому, что сейчас ведь почти никто не читает такие книги. У меня даже подборка есть такая - "Незаслуженно забытые, но очень хорошие книги советских времен. И так хочется, чтобы никакая мода на современное, замысловатое, многослойное, постмодернистское не уводила нас от вечного, настоящего, общечеловеческого - в т.ч. и от книг, подобных произведениям Юрия Бондарева...

Юрий Бондарев - Горячий снег
написала рецензию на книгу
Юрий БондаревГорячий снег


21 июня 2011 г., 23:06

За неуспех и успех на войне надо платить кровью, ибо другой платы нет

Один день длится 24 часа. Или 1 440 минут. Или 86 400 секунд. Обычно один день пробегает незаметно: подъем-сборы-дорога-работа/учеба-вечернее пиво-дорога-досуг-сон. И все по новой. Если для маленького ребенка день - это еще целая жизнь, то для взрослого дни с каждым годом дни проносятся все быстрее и быстрее и постепенно сливаются в один сплошной калейдоскоп. Но есть и дни, которые тянутся вечно. "Горячий снег" - это история именно о таком дне.

Декабрьский день 42-го года. Станица под Сталинградом. Вокруг - немцы под командованием Пауляса. На дворе - крепкие российские морозы. И небольшая группа людей, которым нужно продержаться. Продержаться любой ценой. Теряя друзей и однополчан. Видя, как молодых ребят генералы и комбаты отправляют на верную смерть. Видя окоченевшие трупы своих и врагов. Видя, как медсестричка, которая еще полчаса назад ласково называла тебя "кузнечиком" и желала тебе вернуться невредимым, лежит, истекая кровью от автоматной очереди в живот. Видя окровавленные документы члена Военного совета и среди них фотокарточку молодого человека со счастливой улыбкой, который обнимает свою маленькую дочку. Видя тела погибших под гусеницами танков и бронетранспортеров. Видя срез жизни и смерти, умерших надежд и открывшей свои объятия вечности. Видя цель, но не видя будущего. Вот он - день, у которого нет конца.

Книга, тяжелая не только морально, как и все книги о войне. В ней еще и размышления автора о вечном - о природе войны, о том, что могло твориться на душе у немцев и рядовых солдат. Генерал, который пытается понять, кто он для солдат:

Почему мы подчас в такие моменты боимся искренности чувств? Почему нередко хотим выглядеть в неестественном свете глупого бесстрашия, пускаем пыль в глаза? Почему скрываем нормальное, человеческое? Что они думают обо мне? Машина власти без сердца и нервов? От моего мнения зависит военное счастье каждого и даже опасность смерти не может нас уравнять? Так они думают обо мне?


И немец, дающий трактовку войне и пытающийся проникнуть в логику русского солдата:

Ваши солдаты, которые не убили меня в воронке, а держали, как свинью на холоде и сами замерзали, - фанатики. Они беспощадны к самим себе! Я просил их, чтобы они убили меня. Убить меня – было бы актом добра, но они не убили. Это не загадка славянской души, это потому, что я добыча. Не так ли? Вы считаете нас злыми и жестокими, мы вас считаем исчадиями ада… Война – это игра, начатая еще с детства. Люди жестоки с пеленок. Разве вы не замечали, господин генерал, как возбуждаются, как блестят глаза у подростков при виде городского пожара? При виде любого бедствия. Слабенькие люди утверждаются насилием, когда чувствуют себя богами, когда разрушают… Это парадокс, это чудовищно, но это так.


Все они - дети войны. Люди, которые не хотели воевать, но были вынуждены в силу интриг сильных мира сего взять в руки оружие. Поколение, опаленное огнем войны. Поколение, на глазах которого люди умирали десятками, сотнями, а порой и тысячами. Ради удовлетворения геополитических амбиций своих вождей. Стоило ли оно того?..

Хорошая книга. Как, впрочем, почти каждая советская книга о войне. Сильная. Берущая за душу. Заставляющая переживать. Заставляющая думать.

P.S. Кстати, когда-то в детстве я очень любила делить книги на девчачьи и малючуковые. Причем не сколько по наличию в них железяк-роботов-звездолетов-принцесс-единорогов-принцев (нужное подчеркнуть), сколько по тому послевкусию, которое она оставляет. Так вот, если Борис Васильев для меня стопроцентный образец женской прозы о войне, то Бондарев - писатель для мужчин. И не спрашивайте почему...

Юрий Бондарев - Горячий снег. Батальоны просят огня (сборник)


26 апреля 2011 г., 20:49

"Есть такая профессия..."



Очень люблю военную прозу Бондарева. На мой взгляд "Батальоны..." и "Горячий снег" это одни из лучших произведений о Великой Отечественной. В них есть все: и ужасная война, и смертельная боль, и горячая кровь, и стылый страх, и сила, и воля, и смелость живых людей. Очень ярко описаны офицеры - и молодые лейтенанты (Кузнецов, Дроздовский, Кондратьев), и прожженые (Ермаков, Орлов, Деев), и старшие (Бессонов, Веснин, Гуляев). Герои живые, настоящие, достойные подражания и вызывающие чувство уважения к тому, что они делают.

Окопная проза - литература из траншей и ячеек, страницы которой пахнут порохом и потом, присыпаны землей, пропитаны кровью. От этой литературы веет, точно в открыл дверь в сырой погреб, громом канонады артиллерийских орудий, стрекотом автоматных очередей, стонами раненых и криками рвущихся в атаку...

Произведения дают понять и ужаснуться, какой ценой далась великая победа, каких нечеловеческих усилий она стоила и что пришлось пережить людям на этой войне. Пытаясь поставить себя на место героев не раз ловил себя на мысли, что не всегда смог бы принять такие решения и, что немаловажно, не всегда смог бы понять приказы командования.

Захар Прилепин - Рассказы
написала рецензию на книгу
Захар ПрилепинРассказы


3 июня 2012 г., 15:35

Все рассказы разные, но объединяет их легкий слог талантливого автора.
"Убийца и его маленький друг"
Тяжело было поначалу привыкнуть к специфическому повороту сюжета. Менты (именно так их называет автор) стоят на блок-посту. Скучно, делать нечего, и один из них, по кличке Примат(от этого мне стало не по себе), решил пострелять в кого-нибудь. И под руку попалась собака, которая просто пробегала мимо. С этой живописной сцены начинается рассказ.
О войне сказано только в конце и только немного. Здесь больше внимания уделяется дружбе и тому, какой неожиданный конец может быть у нее.
"Какой случится день недели"
Рассказ про абсолютно счастливых и беззаботных людей. Для них не существует времени, а дни недели они выбирают относительно событий, происходящих вокруг них. Таким образом рабочий вторник может стать воскресеньем просто потому, что на дороге почти нет машин, а на улице детей играет больше, чем обычно. Но так же интересны события, которые могут выходной день сделать тяжелым, рабочим. Очень эмоционально произведение.
"Грех"
Прекрасное солнечное лето, теплая вода в реке и крайне симпатичные двоюродны сестры. Они обаятельные, привлекательные, добрые и всегда рады видеть своего брата, который в них влюблен. Устоит ли он перед их красотой? Об этом я Вам ничего не скажу. Обмолвлюсь только о концовке, которая даст волю Вашему воображению.
"Сержант"
Пыль, сухой воздух, жара и постоянное ожидание дальнейших распоряжений. Вроде все спокойно, но что-то пошло не так. Приказы давно не поступают, а действовать надо. И стоит только четырем парням уйти на разведку, как начинается то, чего все ждали.
Вот она ужасная война со всеми её проявлениями. Молодые ребята... Ведь все могло быть иначе.
"Карлсон"
Дружба не имеет шаблонов и границ. Она либо есть, либо ее нет. В данном рассказе она возникла внезапно между двумя совершенно противоположными людьми. Один - счастливый, спокойный, за душой ни гроша, другой - серьезный, обстоятельный, упитанный, эмоциональный и немного безразличный к своей судьбе и к своей семье.
Это мужская дружба. И такому слабому полу как я, там не место)
Подводя итог, скажу, что все рассказы объединены одной проблемой - проблемой отношений между людьми. Хотя в каждом из рассказов и встречается намек на войну, но полностью ей посвящен только один - "Сержант". О коем я уже высказалась.

Юрий Бондарев - Горячий снег. Батальоны просят огня (сборник)


6 июня 2012 г., 20:00

Не могу сдержать слез. Как только слышу слово война, внутри все начинает холодеть, появляется страх с невыносимой болью, которую ничем нельзя заглушить. Это боль за тех, кто не вернулся с поля боя, за тех, кто пропал без вести и за тех, кому удалось чудом выжить. Я никогда не останусь равнодушной к этому событию.
Ко мне в руки попала удивительная книга Юрия Бондарева «Горячий снег». Давно мечтала почитать какие-нибудь произведения про войну. Но все откладывала, то на 9 мая, то на июнь (ну знаете как это обычно бывает, откладываешь, откладываешь и в итоге ничего). А тут очень удачно подвернулся конкурс, и я все-таки взялась. Нисколько не пожалела.
Повествование начинается с постоянного напряжения и ожидания того, что вот-вот начнется атака. Но несмотря на это солдаты стараются с улыбкой относиться к происходящему, и создается впечатление, что никакой войны и нет вовсе:

- "В парке Чаир распускаются ро-озы, в парке Чаир наступает весна...".
Сержант Нечаев, расставив ноги, стоял в проходе, тихонько напевал,
оглядывая Зою с ласковой усмешкой.


Каждому хочется жить, любить, радоваться, и к черту эту войну! Кто ее придумал вообще?!
Зачем она нужна? И ведь люди все равно идут, воюют «За Родину!» «За Сталина!». А патриотизмом русского народа можно по праву гордиться.

- Уйди, сестра, уйди! Стрелять надо... Зачем меня хоронишь? Молодой
я! Уйди... Живой я еще... Жить буду!


В конце произведения перед нами предстает ужасная картина: степь, на которой не осталось ничего живого, перевороченная земля, огромные воронки из-под бомб, гильзы и тела убитых солдат. Много тел... Они теперь не вернутся домой. Никогда...
Слезы текут ручьем, не могу остановиться... Господи! Пусть на земле больше никогда не будет воин! Каждый имеет право на жизнь.
Юрий Васильевич, спасибо Вам за прекрасное произведение.

Захар Прилепин - Рассказы
написала рецензию на книгу
Захар ПрилепинРассказы


13 июня 2012 г., 00:30

Когда я читаю рассказы Захара Прилепина, то сразу чувствую, что он пишет о себе. О том, через что ему в той или иной степени пришлось пройти. Или увидеть очень-очень близко. И не потому, что чаще всего повествование ведется от первого лица и главного героя зовут Захар. А потому, насколько просто и точно можно с помощью букв, которые складываются в слова, фразы, предложения, мысли, изобразить на бумаге эмоции и ощущения главного героя. Те эмоции, которые испытывали многие из нас, которые хранятся внутри нашего сознания отпечатками в памяти. Их далеко не всегда удается вытащить оттуда, отделить от себя и облечь в сухую форму словосочетаний и конструкций, которые были бы также близки другим людям, как и тебе.
Преисполненность нежностью к любимой, счастливая отрешенность существования без оглядки на строгий распорядок, сладостное томление и нерешительная борьба с запретными эмоциями, пронзительная тоска, и одновременно принятие себя таким, какой ты есть и воля к тому, чтобы жить дальше, ждать, когда настанут лучшие времена. Уверенность в том, что в жизни есть справедливость, и что если у тебя есть какие-то принципы, которые ты считаешь правильными, то действовать нужно в соответствии с ними. При этом его герой не пытается изменить тех, кто находится рядом с ним. Он всегда прост, всегда открытый тому, что происходит вокруг, он иногда несколько резкий, но, в то же время, достаточно мудрый и всегда очень мужественный.

Война в его рассказах – это не душераздирающий и сводящий с ума ужас, какой иногда представляют ее авторы, побывавшие на фронте. Его герой идет на войну потому, что он знает, что у него хватит сил справиться с такой работой. Он полностью осознает свои обязанности здесь и сейчас. Но это не значит, что убийства, смерть тех, кто сейчас рядом с ним, и близкие, ждущие его дома, не имеют никакого значения. Как и в мирное время, герой по-прежнему следует своим внутренним правилам, изучает тех, с кем ему доводится общаться, и хранит внутри воспоминания о любимых. Наверное, такие люди и должны попадать на военную службу – способные сохранить трезвость ума и не впустить в себя страх.