Лиterraтура — стр. 2

Повседневное как со-бытие

Критик: Александр Журов Рецензия на книгу В путь! Рассказы финских писателей Оценка: В 2009 году в предисловии к специальному номеру, посвященному Финляндии, журнал «Иностранная литература» писал, что «за последние 17 лет лишь однажды опубликовал финского автора, да и то шесть лет назад». Для массового российского читателя финская литература и вовсе ограничивается едва ли не одним именем – Туве Янссон, которая, кстати, писала на шведском языке. Тем интереснее прочитать сборник рассказов современных финских писателей «В путь», опубликованный в Санкт-Петербурге в прошлом году. Из названия ясно, что книга построена тематически – все авторы…

Развернуть

Увидеть перспективу

Критик: Елена Иваницкая Рецензия на книгу Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е) Оценка: Реальная жизнь советского государства и общества практически не изучалась в Советском Союзе и представляла собой, с одной стороны, привычную данность, к которой население с трудом, но приспосабливалось, а с другой – загадку, непонятную никому. Школа не была исключением. Есть стойкая легенда, будто генсек Андропов сказал: мы не знаем страну, в которой живем. Он, разумеется, этого не говорил, потому что это была правда. Создав легенду, люди подсказывали руководству, о чём оно должно было думать, в чём…

Развернуть

Инстинкт или заповедь?

Критик: Ольга Бугославская Рецензия на книгу Коротким будет приговор Оценка: Коллаборационизм в годы Второй мировой войны – тема, покрытая толстым слоем пропагандистской, идеологической и политкорректной пыли. Причем далеко не только в нашем общественном сознании. Это больной вопрос для всех стран, переживших фашистскую оккупацию. Доктор юридических наук, профессор Российского государственного института интеллектуальной собственности Лев Симкин предпринял в своей книге попытку стереть весь лишний налет. При этом ему пришлось исследовать не только историю, но и саму природу человека. Книга «Коротким будет приговор» описывает ее без…

Развернуть

Расплавленной речью

Критик: Ольга Балла-Гертман Рецензия на книгу Последний воздух Оценка: В самый большой – и, соответственно, наиболее представительный – из трёх доселе изданных сборников Михаила Лаптева (1960-1994), писавшего очень много, очень неровно и постоянно, в ритме самого проживания жизни, вошли главным образом стихотворения его последнего года. Это трудное и страшное чтение. Там есть внятное предощущение конца, – на заключительных страницах книги становящееся уже совершенно открытым, едва ли не с называнием даты предстоящей смерти. «Считаю последние дни», пишет он в стихотворении, последняя строчка которого – «…угрюмое масло Чечни». Федеральные…

Развернуть

Здравствуй, страна героев!

Критик: Ольга Бугославская Рецензия на книгу Московская экскурсия Оценка: На наше счастье, издательство «Лимбус Пресс» обратило внимание на недооцененный в свое время исторический и литературный памятник – книгу Памелы Трэверс «Московская экскурсия». Она составлена из писем, которые писательница отправляла на родину, находясь в туристической поездке по Советской России в 1932 году. Недаром мне когда-то показалось, что иллюстрации Г. Калиновского вскрывают неожиданное родство совсем уж, казалось бы, далеких друг от друга московских глав романа «Мастер и Маргарита» и сказочной повести «Мэри Поппинс». Книга Памелы Трэверс «Московская…

Развернуть

Час человека

Критик: Александр Журов Рецензия на книгу Замри, как колибри Оценка: Непристойность, грязь, самолюбование и тотальный эксгибиционизм – что-то такое приходит на ум не слишком искушенному читателю в связи с именем Генри Миллера. Он и вошёл в литературу с черного хода – через скандал, плевком в лицо обществу и разгоняющейся современности. Не первый и не единственный на этом пути. Но и несводимый к цветам зла, самовластно возросшим на почве французской изысканности и подпитывающимся духом русского подполья. Ведь прежде всего Миллер американец. И сборник эссе «Замри, как колибри», опубликованный в начале 1960-х и впервые переведенный на…

Развернуть

Бог из машины

Критик: Сергей Оробий Рецензия на книгу Книга Странных Новых Вещей Оценка: Строго говоря, все сочинители делятся на три категории. Есть писатели одного приема – как Сорокин или, допустим, Дмитрий Данилов. Это «технологи». Есть писатели, ставшие заложником своего образа или «длинной мысли». Это «мыслители», и таких большинство; в этой группе такие во всем разные писатели, как Захар Прилепин и Михаил Шишкин. А есть писатели «без концепции», каждый новый роман которых не похож на предыдущие – им просто нравится выдумывать истории. Это «выдумщики». Русская словесность с ее вечной озабоченностью сверхидеями порождает такой тип писателя нечасто…

Развернуть

Смотреться в другого

Критик: Елена Иваницкая Рецензия на книгу Цейтнот. Диалог поэта и философа Оценка: Чтобы увидеть себя, надо смотреться не в зеркало, а в Другого. Это касается и людей и культур. В книге «Цейтнот» в совместных размышлениях поэта и философа русская культура смотрит в себя через культуру немецкую. Названия семнадцати глав книги складываются в несомненное стихотворение в прозе: «Лес – Футбол – Имена – Германия – Кухня – Профессия – Запад – 90-е годы – Родной город – Ностальгия – Общение – Юмор – Основной инстинкт – В отпуск – История – Чужие – Будущее». Разноплановые темы в свободном чередовании дают объемную «живую картину». Мне, впрочем, не…

Развернуть

Больше, чем охотник

Критик: Андрей Пермяков Рецензия на книгу По следам Дерсу Узала. Тропами Уссурийского края Оценка: Существует два расхожих штампа, с равной частотой прилагаемых к литературным новинкам более или менее известных авторов: «Книга на эту тему за авторством <имярек> стала полной неожиданностью» и «Мы давно ждали от <имярек> чего-то подобного». Исследование Алексея Коровашко о физическом и литературном бытовании самого известного охотника Дальнего Востока подпадает под обе категории. С одной стороны, Дерсу Узала давно сделался персонажем фольклорным, а фольклор – наверное, основная тема научных исследований и монографий, написанных доктором…

Развернуть