20 июня 2023 г., 23:11

314

Обсуждение книги "Мадонна в меховом манто"

8 понравилось 34 комментария 0 добавить в избранное

Июнь 2023

Уважаемые участники клуба!

Приветствую на обсуждении книги Сабахаттин Али - Мадонна в меховом манто .

Здесь мы беседуем, проясняем непонятное, восхищаемся или осуждаем.

Прошу вас оставить оценку, ссылку на свою рецензию и поделиться впечатлениями о книге. Вы слышали прежде об этом авторе? Показался ли вам сюжет романа непредсказуемым? И извечный русский вопрос: кто виноват, что так сложилась судьба героев? Можно ли было этого избежать? Какое будущее ждало бы их вместе?

Как всегда от души благодарю dandelion_girl за фото, использованное в оформлении темы.

В группу Чарующая Азия Все обсуждения группы
8 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 34

r40-green.png Книга оказалась интересной - на что я, если честно, не рассчитывала - но грустной. Интеллигентный, но очень тихий, скромный, безответный Раиф-эфенди меня очаровал. Откровенно говоря, мне интереснее была предыстория, чем сама история любви, там все по классике: романтика, страстное восхищение со стороны, барышня с чудинкой в голове и... Не судьба. К слову о классике. У меня все время было стойкое ощущение, что я читаю русского классика середины-конца девятнадцатого века. Так что, когда оказалось, что Раиф с большим почтением относится к русской классике и особенно к Тургеневу, стало ясно, что чуйка не подвела: замечательный слог, степенное, но при этом лёгкое повествование - сплошное удовольствие.
А вот основная часть книги немного сбавила мой восторг, потому что написано все так же хорошо, но герои кажутся последовательными ровно до того момента, как начинают взаимодействовать. Отношения для меня слишком странные. Девушка не сказать, чтобы истеричка, отнюдь, но ее метания: люблю-не люблю, а способна ли я вообще любить, я не такая как все женщины... Ну, для такой юной девушки это звучит несколько претенциозно. Поэтому в моей голове немного не складывается ее творческая зрелость и та легкость, с какой она завела роман с Раифом, с беготней на уровне школьницы.
Не считая той части их отношений, все остальное укладывается в канон романтической классики, вплоть до трагического финала. Думаю, можно было бы обойтись и без этого, если бы герои просто не стали разлучаться - у конце концов, никто их к этому не принуждал. Думаю, независимость главной героини позволила бы ей вполне счастливо жить на новом месте, не особенно страдая, даже если бы ее не приняли в семейный круг мужа.
Что до нынешней жизни героя, то это просто трагикомедия: столько клоунов вокруг, причем, как водится, каждый о себе очень высокого мнения. Не знаю, может ли груз вины заставить человека вести такую жизнь. Может, это было для Раифа своего рода покаянием. Как бы то ни было, повторюсь: для меня роман во многом симпатичен тем, что близок традициям русской классики, в том числе темой сожалений и несостоявшегося счастья, которое "было так возможно, так близко".

Scout_Alice, мне, кстати, тоже предыстория понравилась больше...

Julia_cherry, Она интригующая и не такая тривиальная как романтическая линия.

Scout_Alice,

У меня все время было стойкое ощущение, что я читаю русского классика середины-конца девятнадцатого века.

Это хорошее наблюдение. Я вот задумалась, и точно очень родственно.

Отношения для меня слишком странные.

Мне бы точно не понравилась такая женщина в реальной жизни, но в книгах я люблю таких «сломанных» персонажей. Отношения их поистине странные, невероятно, что они вообще случились.

dandelion_girl, Мне надломленность героини показалась какой-то искусственной и беспричинной, и оттого все ее отношение к главному герою, пока она не полюбила его, выглядело в моих глазах выглядело просто "мозгодельством". А таких товарищей я ни в жизни ни в книжках не люблю. Мой девиз по жизни: определись, что тебе нужно, а потом уже выстраивай какие-то отношения, а то вынуждаешь других вертеться на своей карусели.

Scout_Alice, «Мозгодельство» возможно.
Мне вообще показалось, что у Марии была своеобразная миссия. Я бы не сказала, чтобы отомстить всем мужчинам, но доказать что-то.

“Делать то, что меня никак не устраивает, что не кажется мне необходимым, унижает меня в собственных глазах. Особенно не могу смириться с тем, что женщина всегда должна быть пассивной перед мужчиной… Почему? Почему мы всегда убегаем, а вы – преследуете? Почему мы всегда сдаемся, а вы всегда завоевываете? Почему даже в ваших мольбах всегда присутствует принуждение, а в наших отказах – беспомощность? С самого детства это возмущало меня, я никогда не могла с этим смириться. Почему я такая? Почему мне кажется важным то, чего другие женщины даже не замечают?

Она себя изначально выделила из толпы других женщин. Возможно, она была уверена, что Раиф - один из многих, и была не готова к тому, что он станет тем самым, отсюда и карусель.

dandelion_girl, С секретом девушка, конечно, но очень уж акцентирует свою отличность от всех. Влюбившись, стала больше похожа на человека. Волшебное свойство любви))

dandelion_girl,

Женщина всегда должна быть пассивной перед мужчиной… Почему? Почему мы всегда убегаем, а вы – преследуете? Почему мы всегда сдаемся, а вы всегда завоевываете? Почему даже в ваших мольбах всегда присутствует принуждение, а в наших отказах – беспомощность?

Прямо-таки всегда. Бывают разные люди и разные ситуации. Еще одна любительница навешивать ярлыки. Сама себя во многом накрутила.

JulieSS, Думаю, Мария обобщила опыт всех своих подруг и знакомых, отсюда и такая широта. Вот не знаю только, действительно ли хотела быть отличной от других, потому что сама этого не хотела, или может просто из-за какого-то капризного бунта - идти наперекор.

r30-gray.png
Вкусно, но грустно, как говорится. Прям Стефан Цвейг по уровню драмы и трепетности персонажей.

Герои интересные вещи говорят про себя и про жизнь, я читала и ставила закладки — но сейчас не могу вспомнить ни одной цитаты. Эта хорошая в целом книга отходит, значит, на второй план вместе со многими классическими произведениями, где персонажи жили-были недолго и несчастливо. Мораль истории: если ваш возлюбленный/ая вам не отвечает, значит, помер/ла в муках, иные оправдания не принимаются.

Мария как персонаж — обнять и плакать. Нитакая как фсе с лёгким ароматом биполярки. Увы, даже автор не знал, что с ней делать, так что умертвил её жестоким образом и оставил ребёнка с задержкой развития (возможно) одного. Честное слово, был бы лучше любой другой вариант. Если бы она продолжила строить жизнь, укатила в Париж делать карьеру художницы или вышла замуж за кого-то другого. А Раиф продолжил мариновался в своих просроченных ожиданиях.

swdancer,

Вкусно, но грустно

*запоминает на будущее*

Прям Стефан Цвейг по уровню драмы и трепетности персонажей.

Вот мне Цвейг всегда откликается в сердечке, а тут так описано, что читаешь и оно проходит мимо(

Мария как персонаж — обнять и плакать

Ох, плюсую. Радует, что не одну меня она смущала))

imaginative_man,

*запоминает на будущее*

Очень удобная присказка для разных книжек, а также для тех случаев, когда денег остаётся только на макароны))

Вот мне Цвейг всегда откликается в сердечке, а тут так описано, что читаешь и оно проходит мимо(

Очень захотелось сделать мем с ауф волком под эту печаль:

r40-darkgreen.png
Очень классический роман о том, что даже в самом неприметном человеке может таиться недавний огонь, и трогательная любовная история. Молодой человек знакомится на новом рабочем месте с коллегой, Раифом-эфенди, который чем-то ему симпатичен, хотя никакого уважения у сослуживцев, и как позднее выясняется, у членов своей семьи, не вызывает. И буквально перед его смертью узнает о любовной истории, которая случилась десять лет назад в Германии между Раифом и немецкой художницей (наполовину еврейкой) Марией Пудер. История оборвалась, но оставила тягостный след в сердце турка, который теперь не верит в любовь, и не доверяет людям. Как оказалось, напрасно. Написано хорошо, но достаточно предсказуемо. Действительно, чем-то напоминает Ремарка и да, отчасти - русскую классику, вот только не метания Достоевского, а тихую неслучилость Тургнева. Вот только еще в ужасе хочется схватить за руку тетушку, которая везет девочку сомнительного происхождения в Берлин - нельзя туда в такое время!

И да, мне тоже не понравилось, что автор убил героиню. Он явно не понимал, как продолжать историю, что может произойти с персонажами, и прервал её смертью. Впрочем, я вот только что читала английскую классику, и там автор поступил точно также, поскольку как-то развивать историю оказалось невозможно. Так что это к общему писательскому мастерству автора скорее вопросы, а не к этому конкретному произведению.

Julia_cherry,

а тихую неслучилость Тургнева

- отличное определение всего его творчества)

Вот только еще в ужасе хочется схватить за руку тетушку, которая везет девочку сомнительного происхождения в Берлин - нельзя туда в такое время!

- мурашки бегут табуном, когда это читаешь. Хочется только надеяться, что родственница достаточно шустрая, чтобы вовремя оттуда выбраться.

Scout_Alice, вот не знаю насчет шустрости... тут иногда и шустрость не помогает((

Оставила книгу без оценки.
До чего же занудным тюфяком оказался Раиф. Бедный, несчастный, никем не понятый. Все вокруг какие-то не те, один он хороший. Только вот хотелось спросить: а сам-то ты что-нибудь сделал, чтоб хоть кого-то, кроме себя любимого, услышать и попытаться понять. Только бы ярлыки навешивать. Любимую женщину и ту сразу в плохом заподозрил. Как баба, которая сама придумала и сама обиделась. Женился тоже не пойми зачем и как. Отца, который теоретически мог надавить, уже не было. Сестрам, я думаю, было глубоко наплевать. Одинокого, так и обобрать проще. Сразу не понял, что эта женщина не подходит, не интересна. Зато на следующий день после свадьбы внезапно прозрел. Вот ощущение, что человек сам сознательно усугубляет свои страдания.
Мария тоже "хороша": я вся такая загадочная дама, сама не знаю, кого и чего хочу. Но как только стало не до выпендрежу из-за болезни, так тут и Раиф сгодился. И тоже все мужики какие-то не такие, одна она молодец. Давайте играть, но только по моим правилам. Угу. Очень удобно.

r40-green.png

В течении всей книги было на 3+, а до 4-х звёзд оценка доползла лишь в конце. Мне было откровенно не интересно. Скучный герой, героиня с прибабахом. Честно говоря, я не поняла обоих, вернее мне не близки такие люди. Короче, герои не вызвали во мне никакого отклика. Может свою роль сыграло резкое переключение скорости от предыдущей прослушанной книги Лето 1969 Элин Хилдербранд, которую я слушала с интересом и в удовольствие. И хотя Лето 1969 тоже неторопливая книга, но Мадонна оказалась слишком уж медленной и скучной.

skasperov,

Скучный герой, героиня с прибабахом. Честно говоря, я не поняла обоих, вернее мне не близки такие люди. Короче, герои не вызвали во мне никакого отклика.

Судя по отзывам, у многих (я в их числе) складываются такие ощущения)

r45-green.png, моя рецензия.
Читал книгу год назад и до сих пор нахожусь под впечатлением. Мне кажется, автору хорошо удалось передать всё сложность эпохи, эти духовные метания и растерянность, которые испытывали многие в то непростое время.
Есть в его повести нечто роднящее с любовными метаниями героя «Бремени страстей человеческих» Сомерсета Моэма, в конце концов приходящего к неутешительному для себя выводу; столь же фатальное, противопоставляющее себя духовно-развращённым нравам современности в «Дубровском» Александра Пушкина, а может быть каждый для себя найдёт и ещё более что-то близкое.
В жизненных позициях Раифа-эфенди вообще можно заметить очень большую близость с мировоззрением самого автора. А частое переплетение судьбы главного героя с биографией его создателя многих вовсе наводило на мысль об некой автобиографичности «Мадонны в меховом манто». Те же робость, духовное одиночество, презрение к власти, славе и богатству, пребывание в Берлине и Потсдаме в годы юности.
Если подумать, здесь многое символично. Мог ли быть у повести иной конец? Могли ли они обрести счастье и быть вместе? Могли, если бы сумели преодолеть отчуждённость. Если бы поняли, что счастье не в том, что здесь и сейчас – в мимолётном стремлении к обладанию, наслаждении моментом, а в том, что сумеешь от него сохранить. Что перенесёшь с собой на завтра. О чём грезишь и к чему стремишься. И лишь пройдя этот путь вместе, осознавая это – можешь воистину надеяться, что то самое «совместное завтра» действительно произойдёт. Кажется, Мария это поняла – в тот момент, когда Раиф провожал её на вокзал до Праги, когда согласилась приехать куда угодно по первому зову, когда писала бесконечные письма. Но было только слишком поздно… Как часто бывает, что всё решает случай.
Думаю, повесть учит многому. Хотя бы тому, что нужно бороться за своё счастье. Был ли у них двоих иной выход? Нам хорошо рассуждать так, сидя на диване. Но отчего-то мне кажется, что всё всё равно закончилось бы так, как окончилось. Дело ли в несовместимости взглядов и ожиданий от того, что зовётся «любовью», мнения окружающих или самой эпохе? Один лишь случай решает всё.
После этой книги решил продолжить знакомство с творчеством автора и прочитал ещё «Дьявол среди нас», и, знаете, она мне во многом напомнила эту, даже ещё более сильная. Такая же атмосфера, погружение в мир героев, своеобразный турецкий колорит. Так что, кому понравилась, посоветую.

Всем привет! Я поставила книге r45-green.png Мне понравилось.
Очень интересная история. Трагическая, яркая, впечатляющая. Лишний раз задумаешься о том, как тяжело дается в жизни одиноким людям. Даже если у них есть семья. А от этого одиночество еще суровее.
Приятный язык повествования и стиль автора.
Очень понравилась идея автора начать историю с конца - хороший сюжетный ход.
Яркий социальный аспект книги тоже оставляет приятное послевкусие.
Хорошая, качественная литература.

r40-green.png

Скажу честно, меня не особо впечатлила вторая часть книги про любовь и расставание, такой сюжет не редкость, читали-знаем. И вроде история красивая, но рациональная часть моего внутреннего читателя ныла, что уж можно было при желании найти пропавшего с радара человека, если у вас такая сильная любовь. И смущала Мария со своими причудами. В общем, отношения у них складывались не особо здоровые и итог логичен.

А вот первая часть, когда мы только знакомимся с семьей Раифа и его удручающим положением, меня заинтересовала. Пару дней назад я прочитала Решад Нури Гюнтекин - Листопад и там тоже была тема о неуважении к главному добытчику семьи. Подумалось, что может быть, в Турции это распространенная проблема? Когда глава семейства в силу скромного характера, отсутствия близости с родными (тут у Раифа очевидна причина такому), иных обстоятельств становится презираем собственной семьей, которая при этом живет за его счет (а выхода не тянуть эту лямку у мужчины нет).

Мои r35-green.png и рецензия
Как и многим, больше понравилась первая часть истории, но когда начались взаимоотношения героев всё пошло по накатанной полосе и финал был вполне ожидаем, кроме разве такого отчаянного самоистязания главного героя и пренебрежения к нему со стороны родственников. В остальном, порой чересчур слезливо и предсказуемо.
Плюсами для меня стала возможность погрузиться в атмосферу Стамбула и Берлина 30-хх годов прошлого века, а также ещё раз озвученная мысль, что внутренний мир каждого человека индивидуален и богат.

Поставила r45-green.png, отзыв здесь

Если честно, то я не знаю как относится к главному герою. С одной стороны, его, действительно, жалко. А с другой, меня он раздражал. Ну да, что-то не сложилось в жизни. Но разве это повод полностью перечеркивать свою жизнь? Да, у многих первая любовь не складывается, но как-то справляются люди. Как-то находят силы идти и жить дальше. А он сразу сложил лапки и всю свою жизнь не жил, а существовал. Нельзя так. И вот его семья, которая изначально бесила, потом стала более понятной. Ну как можно жить рядом с человеком которому ничего не надо, который ничего не хочет, ни к чему не стремится???