Больше цитат

straktak

16 января 2016 г., 15:53

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, в свою очередь, спросить: откуда взялся критерий «истинности» в архитектуре? Цитата из книги Певзнера предлагает ответ: архитектура фальшива и обманчива, если она не отражает Zeitgeist, или дух времени. Певзнер не одинок в этом мнении. Фактически его разделяет целое направление, известное как Kunstgeschichte, или историческая школа в искусствоведении. Сама по себе эта идея может принимать более или менее претенциозные формы. Одна из самых претенциозных формулировок принадлежит немецкому теоретику Вёльфлину.

«Архитектура выражает свое время в той мере, в какой она отражает телесность человека, его манеру держаться, его походку, причем неважно, будут ли они легкомысленными и фривольными или серьезными и торжественными; неважно, будет ли его отношение к жизни страстным или невозмутимым, — иными словами, архитектура выражает Lebensgefühl эпохи»

Другие теоретики говорили то же самое в отношении других видов искусства. Художник Кандинский утверждал:

«Всякое произведение искусства есть дитя своего времени... Так, каждый культурный период создает свое собственное искусства, которое не может быть повторено. Стремление вдохнуть жизнь в художественные принципы прошлого может в лучшем случае вызвать художественные произведение, подобные мертворожденному ребенку. Мы не можем ни чувствовать, как древние греки, ни жить их внутренней жизнью. Так, например, усилия применить греческие принципы в пластическом искусстве могут создать лишь формы, сходные греческим, но само произведение останется бездушным на все времена. Такое подражание похоже на подражание обезьян. С внешней стороны движения обезьяны совершенно сходны с человеческими. Обезьяна сидит и держит перед собой книгу, она перелистывает ее, делает задумчивое лицо, но внутренний смысл этих движений совершенно отсутствует»