Больше цитат
Видение подобной мировой эпохи возникает в наивно-сентимен
тальном, но значимом облике в «Трагедии человека», написанной
Модачом144. В гораздо более остром исполнении —в юнгеровском
описании мирового времени, находящегося под знаком машинного
образа; за этим образом маячат открытые перспективы*. Объектив
но определяет ихЯсперс: «... мир законченного безверия, в нем—ма-
шинолюди, утратившие себя и свое божество...»145 —конец внутрен
него благородства и персональности. В любом случае за этим ви
дением открывается похожая на пропасть перспектива хаотического
мирового состояния раздробленной культуры.
Вторая возможность: состояния, которые символизируют искус
ство нашего времени, являются всего лишь переходом. Этот переход
немного похож на смену культурой христианской Империи кризис
ных состояний культуры Поздней античности, когда последняя, все
более лишаясь глубины, ожесточалась и впадала в варварство. При
чем Римская империя создала своего рода «обрамление» для перво
го распространения христианства. Точно так же и вначале на смену
чисто внешней технической унификации планеты могла бы прийти
внутренняя, духовно обоснованная унификация, покоящаяся на ре
интеграции человека, на его возврате к середине.
Эту возможность с точки зрения метафизики истории обосновал
Соловьев. Из факта, что последнему явлению Христа будет предшест
вовать явление антихриста, он сделал вывод, что перед прорывом ре
шающего позитивно-нового в этом мире является его кривое подобие.
Перед появлением человека—обезьяна; перед явлением Богочелове
ка—неточный образ человекобога (эллинистические и римские вла-
* Ernst Junger. Der Arbeiter. Hamburg, 1932.
227
ХАНС ЗЕДЛЬМАЙР
дыки)*; и в конце мира—«обезьяна Христа», антихрист. Точно так же
и явление «машины» (как символ внешнего господства над миром),
быть может, станет прелюдией к возникновению духовного и «орга
нического» владычества дочеловеческого мира, некой «теургии».
Эти возможности не следует воспринимать как альтернативные
пророчества, наоборот, они сами все еще описываются через харак
тер эпохи, частью которой является наше настоящее, через ее сход
ство с двуликим Янусом и через ее бытие, «вставленное» между край
ними историческими решениями.
В индивидуальной и коллективной жизни — «величайшая нравст
венная задача состоит в построении жизни по ту сторону перспек
тивы времени, заботы и будущего»***, в устремлении взора исклю
чительно на «вечное в человеке», на его «исток» не во временном,
но во вневременном смысле
(отличное описание данное Ясперсом, теология истории Соловьева и, наконец, цитата из Соловьева, которая являет собой краткий взгляд на суверенность.)
К слову, разве это не тоже самое, что "ценить божественное" в человеке у Экзюпери?