Больше цитат

Alphandrew

23 февраля 2021 г., 10:17

1. При прочих равных обстоятельствах, ассоциация или следовали друг за другом соответствующие представления (11).

2. Ассоциация оказывается тем прочнее, чем боль­ше сосредоточивалось внимание на данных представлениях в период их сосуществования или сле­дования друг за другом (12).

3. Сила образованных ассоциаций (поскольку она может быть измерена при помощи описанных выше

методов) с течением времени ослабевает с уменьшающейся скоростью, причем обнаруживаются

большие индивидуальные различия. Если две ассоци­ации обладают одинаковой силой, но разной давностью, то более ранняя ассоциация слабеет медленнее, чем

более поздняя (11, 12).

4. Одно и то же число повторений может оказывать неодинаковое влияние на прочность ассоциации, в зави­симости от того, как эти повторения распределя­

ются во времени. Ассоциация оказывается более прочной и слабеющей с меньшей скоростью, если по­вторения не сосредоточиваются на одном определенном промежутке времени, а распределяются на более про­должительный период. Чем больше период времени, на который распределены повторения, тем прочнее (до известной границы) образованные ассоциации. Так на­пример 24 повторения одного и того же ряда бессмы­сленных слогов дадут лучшие результаты, если мы

распределим их (группами по 4 повторения) на 6 дней,

чем если сосредоточим все повторения (группами по 8 повторений) в трех днях. Но еще более благоприят­ные результаты получатся, если мы распределим эти повторения (группами по 2 повторения) на 12

дней (28)

5. Если в состав ассоциации входят два представ­ления, которые, будучи взяты сами по себе, воспроиз­водятся не с одинаковой легкостью, то данная ассо­

сте окажется более сильное представление. Так например при заучивании ряда слогов получается

более прочная ассоциация, когда ударный или напе­чатанный более жирным шрифтом слог стоит на первом, а не на втором месте (12).

6. Е с л и

непосредственно вслед за многократным повторением какого-нибудь ряда впечатлений (например слогов) мы переходим к работе, требующей значи­тельного напряжения внимания, то ассоциации, образованные этими повторениями, оказываются впослед­ствии более слабыми, чем это было бы при отсутствии последующей напряженней работы. Следовательно ин­тенсивная умственная работа вредно отражается на прочности ассоциаций, образованных в период времени,

непосредственно предшествующий ей

(о б р а т н а я задержка).

7. Если между представлениями (а-\-Ъ) была уже установлена ассоциация, то в случае повторения одного из этих представлений (а) в связи с каким-нибудь третьим представлением (с), у с т а н о в к а новой ас­социации (а-[-с)тормозится наличием преж­ней ассоциации. Это явление известно под именем ассоциативной задержки. Все знают, что „пе­реучиваться" чему-нибудь бывает труднее, чем выучиваться заново.

8. Если представление а часто вызывает ассоцированное с ним представление Ъ, которое в свою очередь вызывает представление с, причем внимание со­средоточено главным образом на представлениях а и с, представления Ь становится все более мимолетным и

наконец совсем исчезает. Таким образом вместо ряда а-\-Ь-\-с мы сознаем только ряд a - j - c . Так например при начале изучения иностранного языка, представле­

ние предмета, обозначаемого иностранным словом, свя­зывается при помощи слова родной речи. Но постепенно эта посредствующая связь слабеет, и мы прямо ассо­циируем с данным иностранным словом то представле­ние, которое им обозначается. Закон памяти, опреде-

деляющий подобного рода явление, известен под име­нем закона выпадения.

9. Когда при заучивании какого-нибудь ряда мы

устанавливаем ассоциацию между его отдельными чле­

нами, то наряду с этим образуются побочные ассоциации между членами данного ряда и другими

{сосуществующими и последующими) представлениями.

Из таких побочных ассоциаций особенное значение имеют те, которые определяют м е с т о каждого члена

в данном ряду или среди других рядов образованных нами ассоциаций. Воспроизводя свои прежние впечатления, мы замечаем, что они группируются по годам, временам года, месяцам и неделям. Припоминая содер­жание книги, мы часто относим те или другие поло­жения к определенным страницам. Приводя какие-ни­будь доказательства, мы нередко перечисляем (т. е.

считаем) соответствующие аргументы.

10. Количество повторений, требуемых для запоминания какого-нибудь ряда впечатлений (напри­мер ряда слогов) быстро возрастает но мере

увеличения длины заучиваемого ряда.

П. Более быстрый темп заучивания содей­ствует скорейшему запоминанию, но при медленном темпе заучивания данные впечатления дольше хра­нятся в памяти (12, 21).