Больше цитат

dansury

15 декабря 2022 г., 03:30

Любит ли ребенок обычно своего отца? Конечно. Но, если с отцом поступают несправедливо, все усложняется, потому что отношения между ребенком и отцом гораздо сильнее обусловлены средой, другими связями. Пара ребенок-мать, в особенности в истоке, обладает столь исключительными качествами, что почти выходит за границы мирского. Напротив, образ пары ребенок-отец, к которому мы привыкли, является с самого начала частью группы, как минимум триады. Эта пара уже является частью общества; ожидается, что именно отец научит ребенка быть в обществе, как мать научила его ощущать свое тело.
----------------
часто важнее всего то, чтобы отец показывал пример победителя, а доброта отступает на второй план.
----------------
Необходимость силы также устанавливает ограничения для его чувств. Эта цензура чувств сказывается на его отношениях с другими, которые, создавая порочный круг, могут ответить ему тем же: маленький Зигмунд Фрейд не относится с пониманием к слабости своего отца.
----------------
После того, как разрушительные мировые войны и война во Вьетнаме стали связываться с отцовской агрессивностью, неагрессивных отцов становится все больше. Но эта эволюция часто сопровождается инволюцией: растет также количество молодых людей, которые доверяют только своим группам и заменяют отца главарем группы.
----------------
Люби меня. Но с другими будь, прежде всего, сильным:
----------------
Существуют и матери - главы семьи, матери, делающие карьеру, к которым дети предъявляют сложные требования: следовательно, матери тоже страдают от «парадокса отца», и это осложнено тем, что дети также ждут от них преданности и округлости традиционной матери.
----------------
Мы интересуемся всем, что характерно для этой фигуры -архетипа отца, - не только своими вариациями, и тем более не только этими: «отцом, каким бы ни был его пол» (father of whatever sex). Мы добавили бы сюда: каким бы ни было его происхождение и поколение.
----------------
не столько убеждения и правила отца, которые и так у нас на глазах, сколько его глубинные образы и модели, часто бессознательные или забытые, но все-таки влияющие на него и поразительно актуальные.
----------------
сконцентрируемся на психологически решающих моментах. Это Греция, Рим, приход христианства, Французская революция и революция промышленная. Наконец, мировые войны и «семейная революция», которые делают заметными взаимное отдаление отца и детей.
----------------
Так как мужчина не получил отцовство от природы, каждый мужчина должен научиться ему в течение своей жизни, и в течение жизни может снова забыть его.
----------------
чувство, в котором отцы не признаются, -неуверенность, внутренняя амбивалентность отца. Она соответствует внешней  - амбивалентным ожиданием детей от него, - тому, что мы назвали «парадоксом отца».
----------------
Для древних греков отец - исключительный родитель ребенка. Мать, даже в период беременности, -только кормилица, которая его питает: у этой ложной науки есть последователи даже в современную эпоху. Не случайно, что греки в наше время считаются как началом европейской цивилизации, так и обществом, в котором отец больше всего возвышается над матерью.
Римляне делают следующий шаг: ставят отца на более высокую ступень в сравнении с ребенком. Но закон Рима говорит нам еще одну вещь, которая имеет ценность для отцов всех времен: даже законный отец должен совершить публичный акт, которым он подтверждает свое желание быть отцом ребенка.
----------------
Ребенок сразу же пользуется защитой взрослого, но в свою очередь дает взрослому преимущества: тот начинает видеть мир по-новому, получает новое понимание, которого мужчины от природы не имеют, потому что, - мы увидим это позже, - среди животных только особи женского пола в состоянии учиться у детей.
----------------
Является ли отец в буквальном смысле приемным или породил ребенка -не имеет значения с точки зрения встречи.
----------------
Множество видов рыб доверяют особям мужского пола заботу об икре. В этих условиях речь идет о совместной заботе о потомстве. Женская особь мечет икру и, выполнив свою задачу первой, может удалиться. Особь мужского пола затем оплодотворяет икру, так что более «естественно», что он отвечает за последующую заботу о ней.
Но этот естественный ход событий становится обратным на суше. Не имея воды, в которой могли бы развиваться икра или сперма, новые формы жизни используют внутреннее оплодотворение. При таком типе оплодотворения особь мужского пола заканчивает плодотворяющую деятельность первой, и поэтому может удалиться, в то время как у особи женского пола есть еще обязанности.
Это физиологическое усовершенствование скрывает в себе экзистенциальную болезнь, которая повлияет на поведение мужской особи, мешая ей стать отцом.
----------------
При размножении в природном состоянии самцы любого вида животных обладают количественными функциями.
----------------
Самка играет качественную роль.
----------------
Короче говоря, матери не могут позволить себе быть плохими матерями; отцы же могут позволить себе вообще не быть отцами.
----------------
Если рептилии в целом не следят за развитием своего потомства, то у птиц самка и самец образуют стабильную пару, которая вместе строит гнездо и растит птенцов. У большей части страусов и пингвинов яйца высиживают самцы. Для других птиц характерно еще более удивительное поведение, не природное, а протокультурное. Например, пение, характеристика самцов, — не врожденное умение: ему должен научить отец. Поэтому птицы одинаковых видов в разных местах поют немного по-разному;
----------------
Все обезьяны учатся, наблюдая. Очевидно, что малыши учатся лучше, чем взрослые. Если самки в зрелом возрасте учатся лучше, чем самцы, это объясняется не их врожденными способностями, а их симбиозом с детьми. В самом деле, мать не только учит детей, но и учится у них. Отношения между самкой-обезьяной и ее детенышем - это первый тип отношений, который не полностью принадлежит сфере природы; это первая нить, из которой ткется полотно культуры, которое распространяется как вверх, так и вниз.
----------------
бонобо, наименее известные среди крупных обезьян, создают общество, в котором мало соревнования.
----------------
Как большая часть сперматозоидов, составляющих поток спермы, исчезает в никуда, так и большая часть самцов рождаются сами для себя и существуют никому не нужные,
----------------
Сексуальная связь - это также спрос и предложение, как в экономике. Рыночные законы издеваются над благими намерениями и, если им удается превращать в ничто идеалы христианства и социализма, они, без сомнения, в состоянии унизить и самцов-обезьян.
Это отсутствие равновесия могло выровняться только при эволюции. Так и случилось.
----------------
Человек сегодня — единственный вид, который, похоже, никогда не достигает предела своего развития. В отличие от всех животных, он сохраняет детские характеристики (большая голова, мало волос и так далее), даже достигнув периода половой зрелости. Этот факт изначально был изучен как зоологическая особенность, называемая неотенией, потом — также как характеристика поведения. Нас же это интересует как психологическое качество. Даже во взрослом возрасте люди склонны оставаться неутолимо любопытными и беспокойными:
----------------
безопасность малышей, которые все более долго были подвержены опасностям саванны, требовали, чтобы мужчины, среди которых возрастала привычка уходить, выработали привычку возвращаться на место, с которого они уходили. Эти прежде кочевые существа открыли для себя необходимость постоянного места. И, так как охота и сбор плодов предполагают определенные кочевья, этим местом, закрепленным и надежным, не могло быть географическое место. Речь шла о месте психическом. Так они открыли для себя возвращение в семью и тоску по ней,
----------------
помимо задачи передачи жизни новому поколению, сексуальность начала приобретать роль в скреплении семьи: стабильных отношений пары. Эти отношения стали революционным новшеством, и изменения в сфере сексуальности способствовали этому. Они стали постоянными — стали формой общения,
----------------
Потом она направила также взгляд ребенка, — который смотрел только на нее — чтобы он в свою очередь взглянул на отца.
----------------
То, что сегодня многие считают шагом к стабильности в своей индивидуальной жизни, — это стратегическое решение, которое когда-то приняли мужчины. Один из наиболее глубоких конфликтов цивилизации связан с тем, что этот переход не был полным и решающим. Это был выбор, а не полное обновление природы. Мужчины сохранили в себе и прежнее животное стремление к сексуальности лихорадочной, беспорядочной и количественной, чему потребительское общество последних времен дало «цивилизованное» поощрение.
----------------
моногамное распределение женщин освобождает мужчин от постоянной конкуренции за партнершу, и их энергия может быть направлена на создание орудий труда или общественных правил.
----------------
хотя ум и культура пользуются большим весом среди мужчин, регрессивное искушение доверять телесному очень сильно: об этом знают владельцы тренажерных залов и создатели комиксов, которые строят свое состояние на подобных упрощениях. Этот мужчина имеет право на обладание женщиной, потому что он сильнее остальных мужчин и несравненно более силен, чем она.
Эта амбивалентность отражена не только в борьбе между Улиссом и Полифемом, но и в конфликте между Кинг-Конгом и обычным современным мужчиной. Этот конфликт воспроизводит сегодня не соперничество внутри общества, но столкновение внутри самого мужчины: не только между разумом и силой, но и между личностью отца и личностью доцивилизованного мужчины,
----------------
открытие неизведанного частного пространства, симбиоза и общения с другим, было связано с тревогой растворения эмбрионального «я» в неотделимом от него «ты». Как правило, мужчина, в отличие от женщины, которая уже растила ребенка, знает о симбиозе только как о далеком воспоминании тех времен, когда его вскармливали грудью; следовательно, как о ситуации, когда о нем полностью заботились и он был слабым, не имел никакого значения. Это было для него положением изначальной неотличимости от другого, от которой он победоносно освободился, когда вырос и приобрел собственную идентичность.
----------------
Вероятно, это принимало форму мучительной двойственности. С одной стороны, было открытие возможности общаться с партнером все более глубоким образом, что повышало интенсивность существования и помогало понять самих себя; с другой - страх перед слиянием, которое могло в одно мгновение уничтожить ту индивидуальность, в создание которой сближение внесло вклад. Если мы будем располагать две капли краски разных цветов — допустим, красного и синего, — все ближе друг к другу, их особенности будут восприниматься все ярче за счет сопоставления. Но у этого сближения есть порог, который не надо переступать.
----------------
вероятно, некоторые из первых культурных форм были мужскими и были неосознанно направлены именно на то, чтобы ограничить мужскую идентичность и отделить ее от женской: даже сегодня мужчина намного больше, чем женщина, боится проявить характеристики другого пола, боится вызвать подозрения в женственности. Так, первые формы культуры были, вероятно, также первыми проявлениями женоненавистничества и связанными с ним суевериями и неврозами: разделение работ между полами,
----------------
и сложная задача: контроль над собственной агрессивностью.
Первобытные люди постепенно переносили ее в охоту, которая даже усиливала воинственные импульсы.
Одна из специализаций, доверенных мужчине, — убивать. Есть гипотеза, что мужчина столкнулся с первыми формами совести именно исполняя все с большими сожалениями именно эту задачу.
----------------
женский оргазм появился в частности потому, что доставляет удовольствие мужчине: но что это значит? Физическое благо для мужчины заключается в его собственном оргазме, и здесь ничего не изменилось. Новое удовольствие было исключительно психологическим и связанным, вероятно, с сублимацией агрессивности. Если от мужчины требовалась жертва в виде отказа от агрессивного импульса, и в то же время союз с женщиной пробуждал в нем неоднозначные чувства и страх перед потерей контроля, то возможность того, что она уступит физической связи и умрет в его объятьях, что исчезнет именно она, было сублимированным удовлетворением его агрессивности и интенсивным символическим опытом, возвращавшим ему чувство контроля. Даже сегодня одна из характеристик, отличающих сексуальность мужчины от сексуальности женщины, и, вероятно, от сексуальности животного-самца, — это присутствие садизма.
----------------
В сравнении с эндогамией, экзогамия неизмеримо более привлекательна с физической и психической стороны.
----------------
В отличие от экзогамии по отношению к матери, запрет на сношения с отцом имеет по сути человеческий характер. У него нет антецедентов в мире животных
----------------
при переходе от животного «отца» к человеческому наблюдается скачок, может быть, настолько резкий, что он до сих пор остается незавершенным.
----------------
У кого нет отца, тот должен найти его себе.
Ф. Ницше
----------------
как и в области телесных размеров, так и в области сексуального поведения женщина приближается к мужчине. Последний, вероятно, восстанавливает дистанцию, перенеся свое превосходство в область нематериальную.
----------------
Почему мужчины-охотники, у которых периодически или после того, как они заполучили хорошую добычу, было свободное время, не могли принять участие в собирательстве вместе с женщинами, на плечах которых была также забота о детях?
----------------
старается установить для себя другие законы, опрокидывать с силой то, что дано от природы.
----------------
Если даже эта эпоха не была матриархатом, это была эпоха матриоцентрической психологии.
----------------
мужчины начали чувствовать — а может, и утверждать, — свою власть в тот момент, в который стали более или менее сознательными отцами: когда начали осознавать свою роль дающих жизнь. Речь идет не о присутствии спермы в акте оплодотворения — это понимание было достигнуто намного позже, — но о роли хранителей семьи, обеспечивающих преемственность между поколениями. Это был решительный выход из сиюминтуного существования и вход в мир проектов и планирования.
----------------
Мы не знаем, какой из полов доминировал в то время в обществе. Но мы знаем, что женщины доминировали в психике. Для психологии мужское было относительным, а женское — абсолютным. Присутствие мужчины представлялось случайным, а женщины — обязательным.
----------------
Даже спустя длительное время мужчина несет в себе тревогу по поводу той бесполезности, которая характеризовала самца обезьяны.
----------------
Патриархат притесняет не только матерей. Со временем, косвенным образом, смещая акценты с психики и чувств на институционные отношения, опустошая символы и ограничиваясь их материальным содержанием, закрепив петлицы и погоны на униформе отца, он подавляет и его самого.
----------------
Обращаясь к надежде на будущее, он поднимает ребенка на вытянутых руках, превозносит его над собой, и физически и психически. Этот жест будет во все времена признаком отца .
Гектор молится за ребенка, бросая вызов законам эпоса ради него:
«Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан; Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно. Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя: Он и отца превосходит!»
----------------
патриархальный мир приучил нас к виду брони, заставив забыть, что ее смысл заключен внутри: согласно этимологическому мифу, corazza («броня») — это то, что защищает сердце (по-латински: cor).
----------------
Отцы, в свою очередь, дети культуры и истории, однажды заключили пакт ответственности за женщин и детей. За отсутствием инстинктивной базы, обучение и - в психике каждого - самообучение должны были постоянно зависеть от усилий отцов. Усилия эти подвергались не только внешней опасности из-за возможного противодействия общества, но также внутренней, в связи с искушением регресса и беспечного поведения в душе каждого отца.
----------------
Стараясь истребить в себе все слабое и сентиментальное, он провоцирует радикальный бессознательный рост этих свойств. Иначе говоря, отец «как он есть» в смысле не только общественном, но и психологическом, нуждается в броне не только перед другими отцами или родственниками, но и перед самим собой. Поэтому время и цивилизация создали в нем нечто вроде «внутренней брони».
----------------
Отношения отца с сыном всегда несут на себе знак изобретения и воли. Отец, который старается соответствовать своему отцовству, не «инстинктивен». Но маленький мальчик еще не прошел через такое подавление инстинктов и деформацию природной сути. В то время, как ребенок знает способы продления симбиоза с матерью после рождения, он не имеет механизмов приспособления к социальному поведению, созданному отцом. Именно отцовское намерение принять ответственность по отношению к ребенку препятствует непосредственности общения: отец и сын сначала должны изучить друг друга, чтобы познакомиться. Поэтому наивность Гектора, который забывает снять шлем, когда обнимает ребенка, поражает нашу фантазию и заставляет улыбнуться.
----------------
Гектор, таким образом, — древнейшая метафора традиционного отца, но и его непоправимого отдаления от мира матери и ребенка. В то время как мать и кормилица общаются с маленьким Астианаксом без проблем, образ отца, такой отличный от них, его пугает. Прежде чем обнять ребенка, отец должен снять часть брони. Он забывает об этом, потому что уже привык быть одетым как воин.
----------------
рассказ об Улиссе — это рассказ о самоприручении мужчины. Пылкий, неуверенный и лукавый, как этот герой, он чаще развивался на основе сомнения, чем благодаря смелости и героизму. Когда, потерпев кораблекрушение, он сознает, что у него есть место, в которое он должен вернуться, и семейная ячейка, где он пустил корни, из этого мужского персонажа рождается образ Улисса.
----------------
неуверенность этих отцов-подростков, их потребность чувствовать себя пупом мира, сделали их авторами науки и философии, изначально запутанных, которые объясняют оплодотворение и порождение, переворачивая древнее почтение к материнскому чреву вверх дном. Бесконечное уважение к способности женщины рожать отрицалось со слепым фанатизмом, напоминающим расизм других эпох, и заменилось верой в порождающее всемогущество мужчин. Материнское чрево — это всего лишь теплый овин или земля, которую надо возделать: отец, напротив, настоящий и единственный родитель ребенка.
----------------
Афину,
----------------
Греки находили эту кровную связь только между отцом и детьми, игнорируя гены матери, в этом и был их мужской шовинизм.
----------------
мнение Аристотеля.
----------------
Мужчина и женщина участвуют в рождении ребенка, как плотник и дерево — в создании мебели. Отец вносит активный вклад; женщина пассивный.
----------------
женщина подобна бесплодному мужчине. Ее характеристика, таким образом, - бессилие».
----------------
греческая культура. Мужчины не доверяют женщинам, которые не спешат внести в нее вклад. Так как они в основном руководствуются инстинктом, мужчины убеждаются, что женщины не способны на интеллектуальный выбор, который потом со строгой дисциплиной претворяется на практике. Женщины склонны к различным настроениям, болтливы и лишены суровости, как варвары, которые, в свою очередь, считались неисправимо другими.
----------------
мужская педофилия была широко распространенной и самой искренней из сексуальных предпочтений.
----------------
Только в 1660 Нильс Стеной опишет природу яичников. И только в XIX веке механизм оплодотворения будет действительно объяснен.
----------------
Греческий отец из традиции был завершённой, полной фигурой: социальной и человечной. Хотя часто он был далеко от семьи и, по крайней мере, до какого-то возраста, доверял воспитание детей женщине или гувернеру, семья все равно не представляла себя без него; все семейные чувства и переживания его касались и встречались в нем,
----------------
Для патриархата достаточно, чтобы отец был сильным: иначе он может быть заменен институтами, потому что мало-помалу сам отец все меньше становится объектом чувств как человек и все больше материей долга как институт.
----------------
Образ Энея, бегущего с отцом и сыном, — центральное звено в цепочке отцов, которая удерживает общество. Редко образ оказывается настолько программным, как этот (рис. 1).
----------------
Он был готов пощадить Турна в память об отце; он убивает его в память о другом отце.
----------------
Богини женского пола, которым поклонялись языческие римляне, превратятся в аспекты изначальной Великой Матери. Она сохранится в сознании народа, но всегда будет присутствием зла, ассоциирующимся с суеверными страхами возвращения назад в истории.
----------------
перед лицом путаницы обычаев, умножения числа разводов и непризнанных детей, начиная со II века по Р. X., Рим ввел закон об обязанности
кормить своих детей.
----------------
Мужчина больше не может вообще не интересоваться своим ребенком.
----------------
Отцовство в самом деле заключается не в том, чтобы зачать ребенка с женщиной, а в изъявлении желания быть отцом: отец поднимает сына на руки публично (если это дочь, то отец просто приказывал, чтобы ее кормили), показывая, что принимает за него ответственность. В отличие от греческого отца, он будет учить сына. В этом смысле в Риме «настоящее» отцовство — это усыновление, в то время как собственно физическое отцовство не играет никакой роли.
----------------
За рамками отцовства оставался любой ребенок, которого отец, по своему вольному выбору, не хотел принимать.
----------------
Рождение не давало прав: их передавал тот, у кого они уже были.
----------------
Христианские понятия милосердия и любви к ближнему предвосхищали современное равенство и косвенным образом сопровождающие его в истории анти-патриархальные настроения. Тот же самый идеал неиерархического братства, против которого выступали отцы Израиля, вдохновит в XVIII веке революции, европейские и американскую.
----------------
Без объявления об войны патриархату, настаивая, напротив, на добродетели традиционного послушания, Иисус стал Христом и, следовательно, основал неудержимую религию, которая подрывала патриархат так, как далекий Рим не мог бы и вообразить. Находящийся рядом народ Израиля, однако, почувствовал это, и по этим причинам отказывался от новой проповеди.
----------------
словах Христос-учитель безусловно поддерживает Отца. Но присутствие сына Христа уводит отца со сцены.
----------------
Между концом Средневековья и началом Возрождения, через фигуру Марии, римская церковь придает силы Матери.
----------------
С точки зрения социологии, патриархальная семья укрепляется до XIX и даже XX века7; авторитет отца в ней остается прочным вплоть до Французской революции; с психологической точки зрения, образ отца, небесной звезды, которая ведет эти земные институты, достигает наивысшей точки в античности, и с тех пор лишь теряет позиции.
----------------
«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах»9.
----------------
Европа, И еще больше протестантская Америка, с их активной и либеральной ориентацией, в согласии с мужской этикой, предпочли модернизацию и разделение государства и церкви. Это сделало публичную жизнь более светской и подорвало метафизические основы именно того отеческого авторитета, с которого начались перемены.
----------------
даже в триумфе символов и святых весьма подчиненной осталась роль святого Иосифа как приемного отца Христа: в Италии мне удалось найти только одно его важное изображение (рис. 3).
Культ же Марии по количеству изображений превышал культ Бога: было подсчитано, что в разных местностях Италии ей было посвящено девяносто процентов церквей, в то время как Христос и другие святые все вместе удовлетворились десятью.
----------------
XVIII веке, в Париже, женщины высокого экономического и культурного положения начали делать светским материнство. Дети проводили годы с кормилицами в деревне, в то время как матери освободились от одностороннего мифа Марии и начали принимать участие в интеллектуальной жизни10.
----------------
Абсолютизм отца в семье и короля в государстве завершились одновременно.
----------------
Вольтер искал реальную альтернативу: если признание и непризнание — это выбор, он должен быть и у сына. В таком состоянии духа он взбунтовался против отца.
----------------
(1714), Вольтер выставил на сцену драму Эдипа как свое первое произведение.
----------------
Лучезарный проект братства сыновей — создать мир, более ни перед кем не склоняющийся, где то, что несправедливо, можно изменить, где справедливость — не просто метафизика. Дети не ждут, когда их поднимет отец: они хотят сами себя поднять.
----------------
промышленная революция, и наступил самый темный час для отца.
----------------
У молодых людей образ себя как крестьянина происходил из наблюдений за отцом, за дедом: это была патрилокальная, патрилинейная, патриархальная жизнь, патрицентрический рассказ.
----------------
Революция началась снизу, с самых нищих слоев населения. Отец бросился в неведомое:
----------------
Обнищание села, общий рост населения, новые возможности направляют все большие массы работников на фабрики.
----------------
«невидимость отца».
----------------
Они теряли и инициативу, потому что не сталкивались с неожиданными ситуациями и не несли никакой ответственности, кроме повторения определенного жеста. Почти всегда они теряли возможность гордиться своей профессией,
----------------
их занятие, их день, сами их чувства оказались далеко и были неизвестны сыну. Они зарабатывали деньги, но больше не обучали детей непосредственно и не вводили их во взрослую жизнь:
----------------
мировые войны в двух актах, с перерывом в одно поколение между ними, позволили одним и тем же мужчинам быть как сыновьями, покинутыми отцом, так и отцами, потерявшими сыновей.
----------------
Росло количество отказов идти в атаку.
----------------
дезертирство,
----------------
Внутреннее ощущение правоты у солдат не совпадало с внешней властью офицеров. Упадок авторитета отца в гражданской жизни нашел отражение в жизни военной.
----------------
Из противостоящих друг другу окопов, таких близких и похожих, итальянские и австрийские солдаты обмениваются поздравлениями и подарками.
----------------
Коллективные символы скрепили разжалование отца; но отцы не хотели с этим согласиться, потому что в момент, когда все это началось, они были далеко.
----------------
XX века отцы постепенно удалялись от дома по причине промышленной революции. У детей, которые больше не видели, как работают отцы, возникла пустота в психике, которая постепенно заполнится тревожащими нас фантазиями. Мировые войны могут считаться повторением этой внезапной и тотальной потери. Этот процесс имел характер не постепенно возникающей проблемы, а самой настоящей травмы, которая способна была подорвать корни даже здоровой личности.
----------------
Отец-солдат знает, чего ждут от него офицеры. Но, когда он возвращается домой, ситуация намного сложнее. Теперь тот, кто выжил на войне, становится противоречивой фигурой. Родителю соответствует обширное ожидание: помимо любви, дети требуют, что он пользовался успехом, как воин и как глава семьи. Отсутствие отцов было достаточно долгим, чтобы заставить детей голодать, и их психология пришла в состояние, сходное с депрессией Телемаха. Несмотря на посредничество матери, роль которой вовсе не мала, отцу очень трудно объяснить ребенку, что он покинул семью, потому что его долг был быть воином. Без образов этот долг превращается в абстракцию.
Потребность ребенка не просто материальная. Отец-герой мог в каком-то аспекте компенсировать свое отсутствие, дав ребенку умственную подпитку. Но мировая война все меняет. С одной стороны, коллективный образ конфликта делается очень сложным и, впервые, открыто антигероическим. В таких случаях критика войны, которую ребенок слышит дома, мешает ему видеть в отце-военном положительную фигуру. Часто, в своем бессознательном, где командир войска и отец-солдат — это просто два разных формата одной и той же матрешки, враждебность к военному командованию ассоциируется с враждебностью к отцу, который следует за командиром в его извращенных приказах. Дети не могут игнорировать то, что отец делает объективно. То, что по традиции сын мог получить от воюющего отца, — образ, о котором он думал бы с гордостью, — впервые отвергается.
----------------
Впервые педагогика и психология распространились в обществе и подчеркнули, что отсутствие родителя вредит росту ребенка. Новость точки зрения состоит в том, что они становятся на позицию ребенка, противопоставляя ее традиционному авторитету главы семьи. Обычный итальянский отец страдает не от выстрела анархиста Бреши, а от книг Марии Монтессори.
----------------
Радикальное пренебрежение к преемственности, верности, сохранению: даже такого уникального города, как Венеция
----------------
Многие безумства конца тысячелетия — экологические, общественные, расовые, — предсказаны здесь, вместе с радикально новой и в то же время очень древней мужской идентичностью. Это личность, которая живет одним мгновением и хочет упразднить время. Для этого мужчины дети, и вместе с ними будущие поколения, касаются только женщин.
----------------
1909 г. выходит «Манифест футуризма», в котором представлена новая мужская модель, и фашизм распространит ее Европе, весь двадцатый век пройдет под знаком этого манифеста,
----------------
мужскому образу, который раньше доминировал в коллективном воображении, а сейчас вынужден беспорядочно болтаться в европейском подсознании41
----------------
Мир долга, который славили евреи Рот, Верфель и Цвейг, хранители памяти, которые были своими в этой уходящей эпохе, был заменен миром удовольствий и мгновения, воспеваемого Маринетти и Д'Аннунцио, светскими гедонистами, которые торжественно открыли новую эпоху. Остался лишь мир скорости — провозглашенный, что существенно, движением, — и взрыв эмоций. Они предвосхищают страсть этого века к ярким зрелищам, шуму, наркотикам, мгновениям. Они заменят сдержанность и проекты, которые, может быть, слишком тщательно оберегались во время отцов.
----------------
возвращении отца-мужчины в качестве исключительно оплодотворяющей функции:
----------------
В современном обществе государство старается заменить отца, особенно в образовании.
----------------
Потребность в отце - огонь, в который век подливал бензин, для миллионов молодых людей была удовлетворена диктаторами, внезапно и извращенным способом, что привело к еще большей потере корней семьи.
----------------
Приход фашизма и нацизма сузил пространство отца, который и так уже скрючился от старости. Фактически, с одной стороны, антифашизм был силой антиотцовской, потому что выступал против избытка власти, яростного патернализма и маскулинности диктатуры. С другой, диктатура славила отца в лицо, но наносила ему удар в спину, выступая против культурной автономии семьи и всей сферы интимных чувств.
----------------
Претензии «отцов народа», публичных отцов, оказались такими деструктивными, что они дискредитировали и отцов частных.
----------------
«парадоксом отца» — противоречивые ожидания, чтобы отец был субъективно справедлив, но при этом объективно побеждал,
----------------
Фашизм, нацизм и коммунизм, по меньшей мере, в сталинском варианте, объявляет, что право основано не на принципах, но на объективной победе. Таким образом, проигрывая, они сами себя осуждают.
----------------
строгий этический код сделал естественной потребностью переоценку прошлого: что сделали индейцы отцам отцов? Они тоже уничтожали даже женщин и детей?
----------------
Если действительно сегодня публичный отец — политический или военный — оценивается за его этику, и независимо от его успеха, значит ли это, что однажды дети перестанут требовать от личного отца выгоды и справедливости одновременно?
----------------
Может быть, отец не просто потерял власть. Может быть, он приобрел более близкие отношения с детьми? Не были ли теневым противовесом его преувеличенной власти в противоречивых и также завышенных ожиданиях детей?
----------------
В 1968, очень значимом, году так называемого протеста, во Франции появилась новая гипотеза. Отправной точкой была теория Фрейда, содержащаяся в «Тотем и табу» (1912-13), согласно которой первые формы общественной жизни и примитивные формы религии возникли вследствие сотрудничества детей-братьев, которые, устранив отца, смогли вместе контролировать взаимное соперничество и чувство вины по отношению к его памяти: интериоризация его образа позволила создать Супер-эго внутри личности, а гражданские и религиозные институты - снаружи. Когда это было сделано и закреплено, мир приобрел мощный отеческий отпечаток: видимый в монотеистических религиях, патриархальных институтах и, мало-помалу, во все более рациональной и научной ориентации культуры. В этот момент долг отцу был уплачен, в то время как сейчас начинает ощущаться архаическое чувство вины по отношению к матери, с которой отождествляется природа, подвергшаяся нападению и использованная во время строительства отеческого мира.
----------------
Тойнби предвидел возвращение к Великой Матери Земле, с авторитетностью историка, который исследует человеческую цивилизацию как один длинный процесс в симбиозе с земной корой.
В последнем поколении движение в защиту окружающей среды создало теории, которые критикуют антропоцентризм, внушенный людям самим Богом, в начале «Бытия». Это сочетается с феминистской критикой патриархальных институтов и мужского рационализма Западного мира, который насилует землю, женщину, и другие формы жизни.
----------------
Что могут предложить мужские движения, кроме мощной ностальгии ветеранов войн? Они не только не могут создать соответствующую критику матриархата, но и не знают, где поместить себя на громадной диаграмме истории. История дала нам отца, история у нас его забирает.
----------------
С психологической точки зрения закат отца не оставляет нас без авторитета: напротив, он оставляет нас наедине с Супер-эго, которое функционирует как клетка для нашего «я». У нас есть авторитет, который является антагонистом Эго, но недостает того, который был бы с ним в созвучии и давал ему тепло. Вопреки распространенному мнению, сегодня не хватает именно доброго авторитета — внутри, в психике — и пустота требует заполнения, ища его по миру. А спрос, обращенный к внешнему миру, миру экономики, порождает предложение, согласно законам рынка. Появляются учителя. Рынок гуру все богаче, а отец все более нищ.
----------------
отец — это тот, кто учит семью тому, что справедливо, и дает ей средства для воплощения этого знания в мире.
----------------
отец стал роскошью. Его традиционные психологические функции осуществляются все меньше. Его материальные задачи переходят в руки матерей или каких-либо институтов. Его психологическая коррозия уже сопровождается буквальным исчезновением отцов. Сколько отцов далеки от детей, и в течение какого времени?
----------------
Отец зарабатывает все больше денег, но все меньше времени проводит с детьми. Он считает деньги для жизни ребенка, но играет все меньшую роль в его жизни.
----------------
Отсутствие отца заключает их в порочный круг, и все повторяется в жизни следующего поколения: в семьях, где есть отец, даже при одинаковой нищете и цвете кожи, больше вероятность, что дети учатся, а где его нет — работают с детства.
----------------
туземок
----------------
рабовладения
----------------
Отец не может научить сына своему делу, потому что профессии от поколения к поколению меняются более радикально, чем у более простых людей. Он не может посвятить сына в социальную группу, потому что с глобализацией семья переезжает; он не может передать сыну ценности, потому что они такие же относительные, как и все остальные обстоятельства.
----------------
Это явление по сути началось с двух крайних сословий общества и движется к центру: постепенно оно проникает в средний класс, который принимает новшество, потому что то приходит сверху:
-------------