Больше цитат
Чтобы справляться со своей тревогой, я структурирую - пространство, информацию, опыт. В какой-то момент это даже стало моим конкурентным преимуществом в профессии
первое: что мы говорим и делаем. И здесь я имею в виду последовательность Последовательность и систематичность - залог ощущения безопасности (через повторяемость и предсказуемость). Апеллирование к ясной и прозрачной системе правил - потрясающе удобный и действенный метод. В формате «Ребенок, такие правила - мы едим только на кухне».
каком-то смысле именно интонационно и мимикой мы устанавливаем иерархию. Не окриком - этим мы просто подавляем волю ребенка, это не имеет отношения ни к авторитету, ни к уважению. Правила формулируем четкой, ясной, короткой и уверенной фразой, в конце которой ставим интонационную точку. Мама сказала «нельзя» - значит, нельзя.
Границы - это не только нормы, правила и режим. Границы - это сложная многоуровневая структура, которая позволяет ребенку в будущем взаимодействовать с миром и удовлетворять свои потребности
• безусловном принятии (как основе потребности в уважении, принятии, любви); • четких и ясных границах (ребенок искренне нуждается в родителях, а не в друзьях. Позиция родителя всегда сверху. Правила устанавливаете вы. Да, вы учитываете возможности и потребности ребенка, но регулируете границы вы. Ребенку это нужно, чтобы быть ребенком, чтобы не брать на себя ту ответственность, к которой он еще не готов, и не сталкиваться с чрезмерной тревогой); • общении (в том числе с двух-трех лет со сверстниками); • новых впечатлениях, знаниях.
Малыш должен захотеть делать то, что вы предлагаете. Иначе бунт. Понятие «надо» сформируется годам к 7, когда дозреют лобные доли.
Бывает, малыш, что я злюсь на твое поведение, но тебя я люблю
Два основных правила на все случаи жизни: • держим себя в руках, сохраняем родительскую позицию; • поощряем ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ поведение
секретный секрет: в основе поведения ребенка (особенно в момент кризиса) лежит огромная потребность в родителе.
• реагируйте максимально спокойно. Ровным, нудным тоном, без красок в голосе говорим (повторяем 100 раз, если надо): «Мы так не делаем / мы не бьем / не кидаем / мне больно». Но помним из главы про вседозволенность и границы: невербально показываем свое неудовольствие; • даем альтернативу: злишься - потопай/порычи/скажи: «Я злюсь»; хочешь пообщаться - скажи: «Привет»; нравится девочка - обними. В случае с избиением детей в окружении учим извиняться, жалеть, гладить, мириться (если вы ссоритесь при ребенке, не забудьте при нем же помириться). Готовимся повторять это много раз. Ребенок, который услышал, понял и сделал, - это три разных ребенка. По крайней мере лет до 7;
• смена деятельности (в том числе смена картинки, даже прогулки с ребенком в разных парках, по разным маршрутам).
Сепарироваться не значит вычеркнуть человека, отдалиться или закончить отношения. Это значит создать такие отношения, в которых наряду с близостью возможно НЕ сливаться, оставаться собой, сохранять свои границы. По сути, это то самое пресловутое взросление.