Больше цитат

HeftigeTreue

22 февраля 2024 г., 16:45

В дополнение к элементарным понятиям рассмотрим степени индустриального притяжения и формы его употребления. Этих степеней всего три: притяжение прямое, или сходящееся, косвенное, или смешанное, обратное или расходящееся и ложное.

1. Притяжение будет прямым, когда оно рождается из са мого предмета, на который оказывает влияние какая-либо человеческая деятельность. Архимед, изучая геометрию, Линней, изучая ботанику, Лавуазье - химию, работали отнюдь не ради наживы, но в силу пламенной любви к науке. Принц, культивирующий гвоздики и апельсиновые деревья, прин цесса, воспитывающая чижей и фазанов, работают отнюдь не из жадности, потому что это занятие потребует больше расходов, чем даст дохода. Значит, они страстно увлечены самим предметом, самим занятием. В Этом случае притяжение является прямым или сходящимся с трудом.

Большинство животных и растительных домашних видов могут в строе ассоциации возбуждать прямое притяжение; оно сможет иметь место даже в отношении свиньи, когда про- мышленные серии будут хорошо заинтригованы.

2. Притяжение будет только косвенным, когда оно исходит от постороннего для данной деятельности средства - из приманки, достаточной, чтобы преодолеть отвращение, не преследуя наживы. Таково положение натуралиста, которому приходится иметь дело с отвратительными пресмыкающимися и с ядовитыми растениями: он не любит этих гадких животных, о которых он заботится, но научное рвение и страсть к предмету дают ему возможность преодолеть отвращение, даже не будучи заинтересованным в доходе. Это косвенное притяжение присуще функциям ассоциации, лишенным специальной привлекательности.

3. Притяжение расходящееся, или ложное, — это то, которое находится в разногласии с производством и намерением; это положение, при котором рабочий движим только потребностью в самом необходимом; когда в силу кабальных условий или моральных соображений он не испытывает ни радости, ни вкуса к своему труду, ни косвенного энтузиазма.

Этот род притяжения, недопустимый в сериях, построенных на страстях, является, однако, единственным, который умеют создавать политика и мораль. Именно оно господствует при цивилизации в 7/8 работ. Они ненавидят свой промысел, он является для них альтернативой голода или скуки, пыткой, на которую они идут медленным шагом, задумчивые и удрученные.