Больше цитат

Готовность учиться у наставника – величайший дар, какой мы только можем преподнести самим себе. А просьба стать наставником – высший дар, какой мы только можем сделать друг другу. Выступая в роли наставника, мы оказываем ближнему неоценимую услугу. Ее добросовестное выполнение – самый сложный процесс, какой только известен человеку, из-за близости и страха причинить ущерб человеческому существу. Следовательно, между наставником и подопечным существуют взаимоотношения самого высшего порядка, основанные на безграничном доверии, искренности и открытости, каковых требует этот дар.

Не иметь наставника – значит рисковать тем, что рано или поздно очутишься в «сумрачном лесу», да еще без Вергилия, горящего желанием помочь тебе выбраться оттуда.

Теперь, когда мы разобрались в функциях и роли наставника, выясним, каким образом следует его искать.

У древних греков была поговорка: «Когда ученик готов, приходит учитель». Я на своем опыте убедился, что греки были абсолютно правы. В своей практике я не раз сталкивался с почти мистическим совпадением: когда потенциальный ученик объявляет о своей готовности учиться, учитель находится моментально. В этом состоянии готовности я различаю и смирение человека, согласного быть подмастерьем мастера, и уважение к чужой мудрости. И я все отчётливее понимаю, что для успешной жизни насущно необходимо смирение как противоположность гордыне. Смирение позволяет человеку понимать, что он чего-то не знает, и обращаться за помощью и ответами на вопросы к другим людям, которых мы называем учителями. Этот процесс поиска и древний, и в то же время абсолютно современный. По-моему, такой ритуал должен предшествовать любой эффективной учебе.