autumn_eyeglasses

5 июня 2010 г., 13:10

Он думал: "Одна - история духа, кровавая, но - духа, целей, результатов: Александр, Цезарь, Наполеон, битва при Марафоне, битва при Дрездене, бомбардировка Берлина, Гамбурга. Это - время, развитие. Но рядом с нею, вернее, под нею, в тишине смерти, лежит антиистория - и иногда история тонет в ней. Тогда антиистории принадлежат Аттила, Тамерлан, Чингисхан, Гитлер. Там нет ни мыслей, ни целей, ни результатов - ничего. Между бойнями, которые устраивали гунны, и концлагерями Гитлера не прошло времени. Они - рядом, на дне вечности, и, - подумал он, - там же лежит Дрезден. Бойня в Аквилее, бойня в Освенциме - бойня в Дрездене. Мы уничтожили Дрезден, потому что это был Дрезден, так же как евреев убивали только за то, что они - евреи. Больше ни за что. Миллионы бессмысленных жертв, горящих веками, мертвое пространство истории. Как прекрасно! Дрезден бомбили Гитлер, и Аттила, и Тамерлан: на одну ночь я превратился в эсэсовца, в закованного в латы всадника армии варваров, летящего по небесной степи и понятия не имеющего о правилах жизни "ли" и "и"! Я должен возвратиться в холмы, - думал он, - и написать беспросветную, неподвижную книгу антиистории, где Бойня в Дрездене больше не рассматривается в противопоставлении с битвой при Дрездене и битвой при Марафоне, в ней Наполеон и Мильтиад попадут лишь в подстрочные примечания: антиистория, в которой ничто сражалось против чего-то, антибиографии никогда не существовавших людей: Гитлера, Коринфа..."