Caramelia

Эксперт

Фламинго

11 сентября 2019 г. 21:49

2K

5 Цивилизации приходит конец, всему приходит конец. (с)

картинка Caramelia
Начала читать книгу по рекомендации подруги, услышав от неё такую реакцию: «меня как будто раздавило изнанкой, тем, как все реально в мире происходит, гнильем», «эта книжка может потом тебя выплюнуть». Знаете, я поддалась такой реакции и решила прочитать. Ранее о ней я не слышала, даже не встречала имени автора и название книги. После прочтения я осознала: действительно, книга жестокая, серьезная, беспощадная, неумолимая и подавляющая. Она показывает все гнильё в этом мире, несмотря на то что события не совсем в наше время происходят (начало нулевых). Ты читаешь, пытаешься найти хоть какой-то проблеск надежды, приятный момент, а потом словно плывешь на корабле в тумане, по пути врезаясь в скалы, разбиваясь каждый раз, теряя частичку самого себя. Безнадежность, понимание реального мира, осознание проблем молодёжи и людей в целом, поиски цели жизни, боль, потерянность и дезориентация — вот что вас ждёт в этой книге. Это не юмористическая проза, не комедия. Это жестокая реальность.

Сюжет, задумка и персонажи:

Книга поделена на вступление и четыре части. Уже в самом начале читателя погружают в настоящий ад (и это не будет спойлером, так как всё это уже обозначено и в названии, и в описании) — смерть мальчика по имени Дэниел Джастер (в народе его называют Скиппи — «неженка»). Эта смерть обескураживает всех, и никто не может понять, почему всё это произошло. Что стало поводом, что повлияло на эту необычную смерть маленького мальчика, которому жить и жить. И после такого вступления читатель переносится на дни раньше, когда то ещё был жив, и всё только начинало закручиваться вокруг него, слова накидывая на него прозрачные путы несчастья и боли.

Первые две части книги знакомят читателя с этим мальчиком Скиппи, который живёт и учится в ирландской «элитной» католической школе для мальчиков под названием Сибрук. Здесь, в этой школе, вокруг неё, разворачиваются все события, которые в той или иной мере повлияют на судьбы всех — Скиппи, его друзей и учителей. Казалось бы, вот обычная школа для мальчиков, где есть своя древняя история, которую якобы пытаются сохранить и укрепить несуществующий дух. Престижность — не всегда значит что-то хорошее, и это прекрасно иллюстрируется автором, показывая не только поверхностную оценку школы, но и проникая в самые глубины, раскрывая её секреты, доказывая, что и здесь, как и во всём мире в целом, есть своя тёмная сторона, своя гниль.Автор умело переплетает насущные проблемы XXI века с проблемами маленьких детей, учителей, родителей. Всё это раскрывается с помощью их жизни, судьбы, а также истории (в частности, очень подробно расписывается судьба людей в Первой Мировой войне). Иногда казалось — а вот зачем вот это событие? Вроде оно никак не влияет-то на основные события, но стоит запомнить, что всё, что показано в этой книге, связано, и в итоге, когда начнётся развязка, всё встанет на свои места. И даже самые нелепые ситуации, неприятные моменты создадут единую картину происходящего.

Тут поднимается тема взросления, и ею пронизана вся история — от самого начала и до самого конца. Она касается всех — и Скиппи, который сталкивается с жестоким миром, готовым проглотить его и выплюнуть, и Рупрехта, который стремится достичь каких-то высот, узнать тайны Вселенной, даже если это невозможно, и Говарда, потерявший цель в жизни и не знающий, как теперь ориентироваться в жизни, которая ему наскучила, и Лори, осознавшую своё взросление только под конец, получив жестокий урок, и Карла, запутавшегося в жизни, уязвлённого проблемами в семье, получив при этом психические отклонения. Она действительно касается всех и раскрывается в размышлениях различных героев.
«Мрачный процесс избавления от детский мечтаний, который даже в большей степени, нежели игра гормонов или знакомство с девочками, составляет подлинную суть взросления».
С ней переплетается тема поиска смысла жизни, которая, в частности, раскрывается в истории Говарда, учителя истории. Он живёт со своей девушкой уже три года, их будни превратились в настоящую рутину, никаких ярких красок, всё выглядит серым и унылым. И в один момент ему кажется, что всё может измениться, лишь воспользоваться моментом, который подвернулся ему, хотя всячески отрицал такую возможность изначально. Только потом, потеряв всё, он понимает, насколько ошибся, теряясь в размышлениях о том, какая всё же жизнь была приятна ему. «Если бы только он мог быть уверен, что это и есть та жизнь, о которой он мечтал, а не просто жизнь, которая ему досталась потому, что он побоялся искать ту, о которой мечтал», — вот какие мысли проносятся в голове учителя истории. Эта тема весьма актуальна, даже в наши дни. Ради красок в жизни люди готовы пойти на всё что угодно. Люди вытворяют безумства, совершают случайные поступки, чтобы переступить границу, ощутить свободу. Но они никак не связаны с тем, кто ты есть, это — не жизнь. «Вам не кажется, что мы должны любой ценой бежать от скуки?»

«…вы куда больше похожи на этих рыбок. Вам явно по душе плавать по воде, ни на кого не обращая внимания, и предаваться мечтам…. Мы млекопитающие, Говард. Млекопитающие, а не рыбы. Быть млекопитающим — значит что-то делать. Это отражается даже в самых ничтожных действиях».
«Они ждут, чтобы им официально подтвердили, что, несмотря на весь наш треп, взрослый мир и их подпольный, одержимый сексом порномир — это, по сути, одно и то же, и сколько бы мы ни пытались вколачивать им в головы сведения о королях, о молекулах, о моделях торговли или ещё о чём-нибудь, вся цивилизация, если вдуматься, сводится всё к тем же отчаянным попыткам одних поиметь других. Словом, что весь мир — это мир подростков».
История Скиппи поистине трагична, беспощадна, и очень сложно перестать его жалеть, хотя это и вымышленная история. С самого начала автор оставляет различные намёки среди будничных событий у персонажей и Скиппи, и уже к середине складывается примерная картина того, что же произошло и со Скиппи, и с его семьёй. И становится по-настоящему жаль персонажа, потому что понимаешь, чем все колебания, плохое состояние вызвана у мальчика. Жестокость, которая скрыта в глубинах людей, не прекращает удивлять. Страсти, обуревающие людей, беспощадны.Автор не сразу раскрывает перед читателем все свои секреты, оставляя «приятное» на потом. Но это «приятное» затем повиснет тяжким грузом на твоих плечах, заставляя задуматься о жизни, друзьях, учёбе, отношениях. К сожалению, такие истории возможны и даже реальны. И это очень и очень страшно, что люди готовы скрыть, лишь бы никто не узнал, и престижность школы никаким образом не испортилась. Главное же не выносить ссор из избы, так? Ведь важен дух, важна история. На детей же, маленьких детей, которых должны обучать, помогать найти свой путь в жизни, поставить их на первый план в списке своих задач и приоритетов, просто же плюют. Без детей не будет школы, а уж престижности — подавно. Такое случается не только в школах — скрывают все и всюду, чтобы не было ни сплетен, ни грязи. Возможно, с какой-то стороны это может показаться правильным, но потом люди просто всего-навсего ходят безнаказанными, и ты удивляешься: где же справедливость в этом мире? Всё кроется за масками, а дети не способны справиться одни. Не справился и Скиппи, который из последних сил цеплялся за ненужные вещи, которые огорчали его, не жаловался и просто хотел жить и встречаться с красивой девочкой. Это учит тому, что каждому нужна помощь, что каждому нужно внимание со стороны родителей, учителей и друзей, как бы кто ни отказывался от этого.

Рупрехт Ван Дорен, у которого проблемы с весом, с общением со своими же сверстниками, является самым близким другом Скиппи. Его размышления по поводу устройства Вселенной (в этой книге есть элемент физики, который имеет очень важное значение, как бы по началу ни показалось), он так содержательно и коротко всё поясняет, и в итоге это помогает ему осуществить один невероятный план, пытаясь достигнуть параллельной Вселенной, которая может быть на волоске от нас. Этот персонаж сможет удивить и даже поразить; порой складывалось впечатление, что не может думать ни о чём, кроме учёбы, физики, исследований и экспериментов, но потом происходит жесткий слом героя. И за маской умного мальчика скрывается страдающая душа, которая просто стремится помочь своему другу всеми возможными средствами, даже если остальные ему не поверят и назовут дураком. Он, хоть и предстаёт в виде умного мальчика, у которого крутые родители, всё же остаётся маленьким мальчиком, у которого тоже есть проблемы и с самооценкой, и с общественным мнением (например, ситуация с родителями). В конце он превращается в маленький комочек жалости, боли, страдания; он один в полной мере ощутил потерю друга, несмотря на все беспорядки в школе. Его помощь, его деятельность на концерте — удивительная вещь. Люди готовы поверить даже в немыслимое, чтобы сделать приятное друзьям. Самоотверженный персонаж.

Последние страницы в книге настраивают на определённое настроение (мрачное, грустное, лишенное надежды), ты ожидаешь, что вот случится наказание, но от этого легче не становится, как будто всё это у самого себя выжигает сердце. Вот так я прониклась к героям, так как автор умело и грамотно раскрыл их;ты начинаешь за них переживать или же их ненавидеть за чудовищные поступки и мысли. Остаться равнодушным к кому-либо в этой книге, как по мне, — действительно сложно; все вызывают эмоции — и негативные, и положительные. Концовка мне понравилась, хотя и теплилась какая-то надежда на более благополучный исход. Я даже желала, чтобы эксперимент Рупрехта реально сработал! Но по настроению книги всё к этому и идёт. Мир жесток, везде есть своя изнанка, но нужно стремиться к радости, добру, надежде, даже если порой кажется, что это невозможно. И надежда сохранилась, и всё благодаря Рупрехту, который пускай не добился конечной цели, но постарался показать своему другу, что он всегда будут рядом.

Тут множество основных тем и тем, которые пускай и мелкие, но всё же важные: экологическая проблема, раскрываемая, к примеру, учительницей географии; роль истории в жизни человека, раскрывающаяся посредством деятельности Говарда и Грега, директора школы; воспитание и внимание родителей, которые либо отгораживаются от своих детей, либо проявляют сверхопеку, которая никак не помогает им; вопрос морали, который становится краеугольным камнем истории Скиппи; тема наркотиков; поиски самоутверждения и так далее. Их слишком много, их сложно полностью раскрыть в рецензии, так как уйдёт много времени на рассуждения, вопросы, мысли. Поэтому намного проще прочитать самим.

Выводы:

Книга удивительно хороша и в плане сюжета, и в плане персонажей, и в плане тем, которые поднимаются в ней. Порой читалось не слишком-то просто из-за своеобразного стиля автора, некоторой недосказанность в определенных моментах, что порой не понимаешь, а что именно произошло, или же другой вопрос — а это произошло или всё прошло? Большинство, конечно, раскрывается в конце, соединяясь в единый паззл, вопросы, поднятые ранее и вызывающие недоумение, интерес, раскрываются. Книга больше радует своей серьёзностью, продуманностью и связанностью. Сюжет, несомненно, хорош; складывалось ощущение, будто автор таким образом показывает своё отношение к этому миру (это и понятно, так как многие так делают посредством сюжета). Только непонятно, почему книга отнесена к юмористической прозе? Смерть ребёнка, серьезные темы — это юмор и комедия? Это кажется странным. Здесь есть элементы юмора, но они не составляют основу, так как автор как будто стремился к тёмному повествованию, украшая некоторые моменты шутками, которые могли, конечно, разбавить момент, но не становились смешными в ужасных ситуациях. Но я рекомендую эту книгу к прочтению: она подойдёт не только подросткам, но и взрослым, так как поднятые темы, проблемы могут затронуть каждого в той или иной мере.
картинка Caramelia

Комментарии

в хотелки добавила)

+1 23.09.19

Надеюсь, что Вам понравится)

+1 23.09.19