Больше рецензий

Ravenclaw

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 апреля 2020 г. 15:05

2K

5 Посмотри: я улыбнулась, слышишь ли, вздохнула я..Так опять ко мне вернулась Жизнь веселая моя..

картинка Ravenclaw
Юрий Карлович Олеша родился 03.03.1899 года в городе Елизаветград (теперь это Кривой Рог), свое первое прозаическое творение написал в 1924 году. И творением этим оказалась чудесная взрослая сказка написанная для детей под названием "Три толстяка". Опубликовать ее получилось в 1928 году, спустя четыре года.Посвятил он ее по одной из версий своей жене Ольге Суок.
В книге рассказывается о революции, поднятой бедняками под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула против богачей (Толстяков) в некоей выдуманной стране. Это не волшебная сказочная история, однако здесь определенно присутствует магический реализм. Вспомнить хотя бы ученого Туба, который отказался делать наследнику Тутти железное сердце вместо человеческого (если помните, Толстяки хотели, чтобы в груди мальчика наследника билось железное сердце для того, чтобы он вырос злым и жестоким человеком). Проведя в клетке зверинца восемь лет, Туб превратился в существо, напоминающее волка, — полностью оброс шерстью, у него появились клыки, также присутствует попугай с красной бородой, мыслящий и умеющий передавать все что слышал.
Романтическая сказка про революцию, про то как весело и мужественно люди борются за свои права, свою землю, против господства трех жадных, ненавистных, властных толстяков. Как несмотря на свои беды и злоключения, люди не теряют света и тепла своих сердец, спасают несчастного наследника Тутти, оказавшегося потерянным братом ГГ, циркачки Суок, сказка о том, как порабощенный народ становится свободным и счастливым.
Однако в конце 1920-х годов, книга подверглась критике, чуть не единственным откликом на «Толстяков» была рецензия в «Читателе и писателе» под заголовком: «Как не следует писать книги». Многие авторы выражали свое согласие и особенно несогласие по поводу стиля написания, точнее видения определенных вещей с позиции автора.
Если Осип Мандельштам утверждал, что

...Между тем «Толстяками» уже зачитываются и будут зачитываться и дети, и взрослые. Это хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции, книга европейского масштаба...

то уже Лидия Чуковская полностью громила роман в своей статье, утверждая, что

... В мире, создаваемый Ю.Олешей в «Трёх толстяках»— это мир вещей, а не мир человеческих чувств. «Три толстяка» будто нарочно для того и написаны, чтобы все вещи, всех животных, всех людей сравнивать с животными и с вещами. «Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках»; «Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком»; «Розы вылились, как компот»; «Шпоры у него были длинные, как полозья»; «Пантера, совершая свой страшный путь по парку и по дворцу, появилась здесь. Раны от пуль гвардейцев цвели на её шкуре розами». А вот о людях: «Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками»; «Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки»; «Теперь высоко под стеклянным куполом, маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома». Зрительно, внешне, всё это, вероятно, так и есть: падающие люди похожи на лоскутки, человек в полосатом костюме похож на осу. Но ведь люди эти падают, поражённые пулями героев, человек, идущий под куполом, совершает геройство — зачем же автор видит их только извне? Исключительно живописная точка зрения тут едва ли уместна. Если раненые люди кажутся автору похожими на разноцветные лоскутки, то, по-видимому, гибель их не особенно задевает его; неудивительно, что и читатель остаётся равнодушен к их гибели.

Естественно, я понимаю, что хотела сказать Лидия Корнеевна, это видит любой человек, внимательно и вдумчиво читающий роман, однако я не ищу в нем всего выше перечисленного, я восхищаюсь храбростью доктора Гаспара Арнери, довольно состоятельного и крайне умного человека, готовому бросить все, ради правды, я очень люблю Суок, ну ,наверное, мечтавшей о теплой кровати и роскошных платьях, а вынужденной скитаться со своим цирком, понятно, что Цирк стал ее домом, помог ей встать на ноги, выжить, научил многому, познакомил с потрясающими людьми, помог вновь обрести брата и, наконец стать ЛИЧНОСТЬЮ, отдельное спасибо Автору за теплый образ хлопотуньи тетушки Ганимед и клоуна Августа.
И, знаете, вообщем-то не так уж и важно, наверное кто эти ТРИ толстяка: Змей Горыныч)), Церковь, Капитализм и Армия или кто-то еще.., нет, дело не в этом, суть в том, что ЛЮДИ находят в себе силы идти дальше, жить во мраке, отчаянно ища и находя свет, не терять тепло своих простых человеческих сердец и обогревать заблудшую душу, вселяя в нее Надежду.. Читайте и наслаждайтесь. Спасибо, что дошли со мной до конца моего скромного отзыва.