Больше рецензий

10 декабря 2021 г. 21:03

109

5 «Истина и ложь везде были так смешаны, что их было трудно отделить.»

«Эта история стоит того, чтобы ее рассказывать. Она поучительна для тех, кто интересуется историей изобретения и послужит поучением для тех, кто думает, что достаточно сделать гениальное открытие, чтобы привлечь внимание публики»

o-r.jpg

Уилбур и Орвилл Райт

Очень подробная книга про авиаконструкторов и создателей первого в мире самолета. С самого детства братья проявляли не заурядные способности, самостоятельно могли построить токарный станок, который действительно работал. При этом Уилбур Райт даже не получил диплома высшей школы, ибо его сочли недостойным и он так и остался самоучкой. Младшему брату Орвилу часто первому приходила в голову та или иная счастливая мысль, проект, наметка того или иного изобретения, но для того, чтобы осуществить свою идею до конца, он нуждался в помощи старшего брата, более настойчивого и практического. Они были простыми владельцами обычной велосипедной мастерской, но их тянуло в небо. Смерть немецкого изобретателя Лилиенталя, который разбился на планере собственной конструкции, подтолкнула братьев к созданию самолета. Из двух путей, которыми шли к разрешению проблемы авиации изобретатели того времени, бр. Райт с самого же начала избрали путь Лилиенталя и его школы, так называемого парящего полета. Вообще, тем кто интересуется авиацией, эту книгу просто необходимо прочитать и погрузится в поэтапный процесс поступательного и созидательного пути творения самолета. Человеку пришлось затратить кучу времени только на то, чтобы представить и обдумать все то, что банальная чайка не задумываясь исполняет машинально...

Итак, вначале было даже не слово, а известие о смерти Лилиеталя. Потом был змей. Но не библейский, а банальный и воздушный. Братья применили статистический подход к всей информации и вот уже его величество математика демонстрирует, что знаменитый Лилиенталь, оказывается, за пять лет планировал в воздухе всего около пяти часов. «После этого удивительно не то, что он сделал так мало, а то, что он сделал так много. Даже для велосипедиста было бы не безопасно ехать по многолюдной городской улице после двухчасовой практики, разделенной на кусочки по 10 сек. в течение 5 лет.» Для своего планера братья долго искали самое ветреное место и нашли городок Китти-Хоук. Из кремового сатина братья пошили собственноручно крылья. Их первый планер был сконструирован, чтобы летать, как воздушный змей, на привязи, с пилотом на нем. В книге очень много вычислений и порой ловишь себя на мысли, что можно было бы самому попробовать сколотить раму, обтянуть ее тканью и прыгнуть с высокого песчаного холма. Смерть так же может способствовать прогрессу и тушка убитого сокола позволила братьям сопоставить размах его крыльев с размером корпуса птицы. И снова вычисления и опыты. А где-то на другом конце страны типа трудился целый институт, который пытался доказать, что человек и небо - это несовместимые вещи.

«Они произвели математические вычисления и пришли к неожиданному открытию, что лилиенталевские воздушные таблицы верны всего лишь на 50 %, а более поздние таблицы Смиссонианского института и того меньше.»

И, тем не менее, они определили, что вопреки учениям книг центр давления на вогнутую поверхность передвигается назад, когда поверхность наклоняется при небольших углах более или менее боком к ветру. Братья конструируют аэродинамическую трубу! Но чтобы ни делали братья Райт, профессор Лэнгли почти что высмеивал или, в лучшем случае, относился к этому с недоверием. Но, как говорится, собаки лают, а караван идет. И вот уже планеру для того, чтобы стать полноценным самолетом необходим двигатель. И начинается борьба с или за пропеллер. В качестве которого сперва выступал гребной морской винт.

Справка: официальной датой первого исторического полета на аэроплане считается полет Орвила в 10 час. 35 мин. утра 17 декабря 1903 г.

«Этот полет, — пишет Орвил, — продолжался всего 12 сек., но он был тем не менее первым в истории мира, при котором машина с человеком поднялась силой своего двигателя в воздух при полном полете, пролетела вперед, не уменьшая скорости, и спустилась в месте, одинаковом по высоте с местом старта.»

А дальше в дело вступает журналисткая сволочь и в потоках лжи начинает теряться истина. 59 секунд полета превратились в руках некоторых предприимчивых репортеров в 59 минут, а покрытое полетом расстояние в 502 фута превратилось в 502 фута высоты. Все это впоследствии бросало тень на репутацию братьев, их считали лгунами и фальсификаторами. А где-то потирал довольно руки «пионер авиации» профессор Лэнгли. Пускались слухи, что братья при помощи лжи делают рекламу своей велосипедной мастерской. А потом их перестали замечать. И говорить о них перестали. Это была почти что история Мартина Идена.

Интересный факт: летный журнал братьев Райт, так же как и остальные их дневники и письма, до сих пор не опубликован и известен только в выдержках.

Но братья не сдавались. Из года в год они совершенствовали конструкцию летательного аппарата и увеличивали время пребывания в воздухе. Редактор какого-то пчеловодного журнала, случайно увидевший полет братьев, не смог не опубликовать статью про них в своем издании. Копия журнала со статьей была переправлена в редакцию «Американского ученого» (Scientific American), чтобы обратить внимание на новое замечательное изобретение. Но посылка статьи не оказала никакого действия. Редакция «Американского ученого» не сочла нужным посвятить хотя бы одну статью аэроплану бр. Райт. А ведь конструкция братьев в то время уже могла спокойно пролетать больше 10 миль. Впоследствии, оправдывая свое игнорирование изобретения бр. Райт, американская пресса стала винить их в том, что все свои полеты они «производили в большой тайне». Но это была ложь.

«Хотя полеты производились на месте, открытом со всех сторон, граничащем с двумя очень оживленными линиями, по которым проходили каждый час электрические трамваи, и их наблюдали жители окрестностей на милю вокруг и сотни других зрителей, — пишет Орвил, — однако эти полеты были некоторыми газетами превращены в какую-то большую «тайну».

И тогда пророкам пришлось покинуть свое отечество. Признание бр. Райт началось не в Америке, а за границей, во Франции, и то с большим опозданием. Но перед этим, братья подали заявление в Вашингтон о выдаче им патента на их изобретение. Однако получение патента на первый аэроплан оказалось совсем не таким легким делом, как думали братья, и потребовалось целых три года канцелярской волокиты. Выдача такого патента для патентного ведомства была совершенно новым делом, и никто из его служащих ничего не понимал в аэроплане, который казался им таким же фантастическим изобретением, как перпетуум мобиле. Братья также неоднократно обращались к правительству Соединенных штатов с предложением купить их изобретение, но получали отказ. Военный министр Америки считал их идиотами и не готов был выплатить за изобретение ни цента.

«Правительство, давшее Лэнгли несколько лет назад субсидию в 50 тыс. долларов на постройку аэродрома, который потом оказался непригодным к полету, упорно не хотело вступать в какие-либо переговоры относительно приобретения или заказа на постройку уже готового аэроплана, совершившего ряд успешных полетов, о которых сообщалось в газетах и на которых присутствовали многочисленные свидетели.»

Следующей ступенькой в будущее для их изобретения стала война. Франция заинтересовалась возможностью скидывать бомбочки на головы немцам из аэроплана братьев Райт. Один из нью-йоркских репортеров узнал случайно о заключенном соглашении и напечатал об этом сообщение, возмущаясь тем, что американское изобретение переходит в руки иностранцев. Однако сообщение не произвело никакого впечатления. Военное министерство по-прежнему продолжало игнорировать изобретение бр. Райт. В итоге французская фирма приобрела право на монопольное посредничество по реализации изобретения бр. Райт за границей, во всех странах, за исключением Соединенных штатов и Англии, где братья надеялись обойтись без капиталистов-посредников. Аэроклуб Америки решил в 1907 г. открыть подписку на покупку за 100 тыс. долларов патента бр. Райт с тем, чтобы поднести его потом правительству Соединенных штатов. Однако, несмотря на все призывы к «патриотизму» и «гражданским чувствам» жертвователей, кампания окончилась неудачей. За шесть месяцев подписки было собрано всего 11 тыс. долларов. Хотя среди членов Аэроклуба было немало миллионеров, самый крупный взнос не превышал 500 долларов... А потом братьям пришлось снова доказывать свою правоту. Ведь толпы корреспондентов, в первую очередь из США были направлены во Францию, где демонстрировался аэроплан только для того, чтобы доказать, что братья мошенники! И это при том, что одновременно с полетами Уильбура во Франции происходили полеты Орвила в Америке, и рекорды двух «летающих братьев», как их прозвали, следовали в сентябре 1908 г. один за другим. Короткий период признания сменился периодом зависти и недоброжелательства. Особенно в Америке. Ведь ведущая роль в авиации перешла к Франции, которая первая обратила внимание на открытие бр. Райт, приобрела их патент и продемонстрировала рекордные полеты Вильбура. Но и французы в этой игре пытались играть не честно.

«первенство полета стало приписываться Клеман Адеру, от которого будто бы пошла вся новейшая школа французской авиации.»

А какой-то Сантос Дюмон за свой единственный 20-секундный полет вокруг Эйфелевой башни был провозглашен во Франции первым изобретателем аэроплана и его одно время даже противопоставляли бр. Райт! Начались судебные процессы против братьев. Их обвиняли в воровстве идеи открытия и в других грехах. Как правило суды признавали правоту братьев, но с какой-нибудь оговоркой.

«Технический эксперт признавал за бр. Райт первенство на изобретение аэроплана, но ссылался на то, что они сами утратили свое правo благодаря оглашению секрета своего изобретательства Шанютом во Франции и Вильбуром в его двух лекциях в Чикаго в 1901 и 1903 гг»

Судебные разбирательства занимали много времени и средств. В 45 лет умирает Уильбур Райт. После его смерти бюро патентов в разных странах начинают аннулировать патент.

«Бюро патентов в Германии сначала признавало патент бр. Райт, а потом аннулировало его на том основании, что Вильбур и Шанют разгласили секрет изобретения. Такова была ирония судьбы. Раньше бр. Райт упрекали за то, что они слишком строго держали в секрете свою «тайну», теперь же, наоборот, оказывалось, что они не сдержали ее и разгласили сами.»

А в институте авиации пошли еще дальше и выставили в Вашингтонском музее аэроплан с такой надписью:

«Первый поднявший человека аэроплан в истории мира, способный совершать свободный полет. Изобретен, построен и испытан на реке Потомак Сэмюелем Пирпонтом Лэнгли в 1905 г. Успешно полетел в Гаммондспорте, Нью-Йорк 2 июня 1914 г.».

При этом в газетах появилось сообщение, что первый аэроплан бр. Райт, на котором они совершили свои исторические полеты в 1903 г., вывозится из Америки в один из британских музеев. Это Орвил Райт не смог вынести такого издевательства и был готов переместить свой аэроплан в Англию, где не постеснялись бы указать имена истинных изобретателей. После шумихи в газетах сeкретарь Смиссонианского института Уолкот публично выразил сожаление, что «воображаемая обида одного лица причиняет Америке потерю первоначальной машины, на которой впервые полетел человек». Но табличка под аэропланом не поменялась.

«Орвил выдержал еще три года и, видя, что позиция смиссонианцев не изменяется, решил накануне 25-летия первого полета бр. Райт отправить первый аэроплан в Англию.»

Ибо с государственной машиной было так же трудно сражаться, как и отделять истину от газетной лжи... Аминь!

Мемориал в честь полета братьев Райт в Китти-Хок

o-r.jpg