Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

6 августа 2022 г. 18:10

400

4.5 Хранитель путей Света

картинка metaloleg

Инженеры "Ленэнерго" около катушки с кабелем. Н.С. Туманов четвертый слева. Осень - зима 1942-го

Аналогов подобных воспоминаний у меня в библиотеке нет, и я не знаю есть ли что-нибудь еще подобное в мемуарной литературе. Потому что это подготовленный и выпущенный производственный дневник капитан-инженера Никодима Сергеевича Туманова (1908 - 1989) о подготовке, прокладке, эксплуатации и демонтажу Кабеля жизни, пяти ниток силовых путей по дну Ладоги, по которым ток от Волховской ГЭС пошёл в Ленинград осенью 1942-го года. Эта операция вошла в историю блокады, но только в наше время дочь инженера, Т. Н. Косоурова опубликовала эти записи со схемами и таблицами, графиками и подневными записями о произведенных работах, то есть так, как задумывал ее отец. Сам Туманов пытался издать эту книгу еще в советское время, но от него требовали убрать техницизмы, добавить лирики и руководящую роль партии, что автору было неинтересно.

7 августа 1942 года Военный совет Ленфронта принял решение о прокладке кабеля через Ладожское озеро, это было проще, чем везти в город топливо, но непонятно технически, в СССР подобные кабели не прокладывали, не знал автор и о мировой практике. Капитан-инженера Туманова назначили начальником Специального кабельного района на Ладоге. 12 августа Никодим Сергеевич заперся в комнате Ленэнерго и думал три дня над техническим решением проблемы. Он сделал макет баржи с трюмами, нарезал из свинца чушки, изображающие кожухи соединительных муфт, взял катушку ниток изображающий сам кабель, пока не нашел решение. Кабель уложим в трюмы, муфты смонтируем на верхней палубе, не отходя от пирса. А провод потянем по дну ночью. Он рассчитал количество материалов, до мелочей разобрал все работы. Надо было выделить водолазные станции и транспорт, подобрать место для лагеря, найти людей. В операцию вступили ленинградские заводы: кабельные нитки изготовили на Севкабеле, 600-тонную металлическую баржу построили прямо на Ладоге рабочие с Балтийского. Шаблоны для окантовок муфт смастерили на Красном Выборжце. Монтажную площадку устроили в укромной бухте Морье, и в осенние ночи, а то и дни выходили на прокладку кабеля, иногда под бомбежками причину чего я по тексту не понял - вполне себе спокойно клали кабеля ночью, зачем понадобилось это делать днем и терять людей мне было решительно непонятно.

Проложенные свыше 100 км кабеля в пяти нитках позволили снабжать током ленинградскую промышленность и иногда, по два часа в день давать свет в квартиры. Вся операция делалась на суровую военную нитку, во время передачи терялось до трети напряжения, но в войну такие потери были мелочью. Редко когда все кабеля работали одновременно, то один то другой выходил из строя, их меняли обычно просто вырезая сотни метров поврежденного участка, повреждение носили обычно характер заводского брака и не изученности особенностей подобной эксплуатации, немцы про этот кабель так и не узнали. Хотя цель была вполне досягаема даже для обычных авиабомб, максимальная глубина прокладки была в 16 метров, Ладога мелка, но коварна своими внезапными штормами. Летом 1944-го кабель демонтировали, чтобы использовать в восстановлении городского хозяйства, но многие поврежденные участки сочли нерациональными для подъёма, поэтому они до сих пор лежат в Ладоге, напоминая о производственном патриотизме ленинградских электриков и ладожских водолазов.