Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

14 октября 2022 г. 22:02

972

5 чтобы стать святым, надо жить

риё (буду главного героем называть риё, несмотря на перевод н. жарковой rieux как 'риэ'..) - доктор, очередное действующее и врачующее лицо в мировой литературе - кафкианский уставший врач, чеховский интеллигент, пастернаковский поэт и забулдыга, булгаковский неуч-наркоман. на удивление, большую связь риё имеет с последним. булгаковский 'морфий' - одно из самых оптимистичных произведений русской литературы, подобно роману 'чума', провозглашающему победу над абсурдом мира: пусть сизифов труд напрасен потому, что камень снова скатится вниз и его снова нужно будет поднимать, но в этом-то упорстве и проявляется апофеоз силы воли и жизнелюбия человека. но победой ли над обстоятельствами? пусть риё и трудится, не покладая рук, пытаясь, подобно одному воину в поле, выстоять против полчища крыс, но получится ли у него это? бесплодность усилий понимает как риё, так и его окружение:



'но любые ваши победы всегда были и будут только преходящими, вот в чем дело'.

но риё все же гуманист, хотя в продолжении борьбы с чумой на первый план выходит сам процесс противостояния с жизнью, чем спасение людей. бороться до последнего вздоха - вот девиз риё:



'чтобы стать святым, надо жить. боритесь',

сказал он умирающему товарищу. с той же уверенностью мы можем сказать это о риё.

как сизиф, так и риё обречен вечно таскать камень. он упадет. и риё снова будет поднимать его. замкнутый круг. подъем и падение. прямо как в экономических циклах. пусть финал романа, по замечанию критика л. андреева, вершина, победа над чумой, но чувствуется, что это лишь передышка перед очередным испытанием. и повторится все, как встарь

несколько слов о переводе. mais je suis étranger à cette ville, настойчиво для жарковой повторяет рамбер, подчеркивая сходство с героем повести 'посторонний', который в оригинале звучит как... 'l'étranger'! куда привычнее для русскоязычного уха было бы перевести это слово как 'посторонний', а не 'чужой', чтобы читатель сразу нащупал эту нить, связывающую героев камю и подчеркивающих их отчужденность от остальных. правда, рамбера общество не осудило, а отнеслось с понимаем к его желанию покинуть город, ведь, в конце концов, он здесь приезжий, чужак. который со временем кардинально изменит взгляды и начнет вместе с риё, потому что чума поглощает всех, заставляя их поступать не так, как они поступили бы раньше.