Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

16 января 2014 г. 00:16

99

2.5

Долго думала, в каком тоне говорить об этой книге – стиснув зубы, отдать дань уважения почтенному автору, либо же честно высказать все, что испыталось и надумалось во время и после прочтения. В результате решила остановиться на втором и лишь немного добавить первого, ибо уважения Сомерсету Моэму, думается мне, и так уже выказано более чем достаточно. Чую, что получу немало нагоняев за эту рецензию, ну да ладно.

Итак, по такому введению понятно, что от романа я не в восторге. Почему? Дело в сюжете и конструкции. Нам предоставляют крайне обрывочные сведения о странном человеке, Чарльзе Стрикленде, который внезапно бросил свою налаженную жизнь, а заодно жену и детей (вот вам и завязка), дабы заняться живописью. Стрикленд замкнут, излишне груб и плевать на всех хотел, картины его не продаются (на что ему также плевать), но после смерти его ожидает слава поздновато признанного гения (вот вам и развязка). Все эти сведения немалым усилием автора соединяются в повествование о чужой жизни, полное туманных догадок, кое-как прочищенное и выставленное напоказ. Рассказчик-писатель, фигурирующий в романе, без ясной на то цели просто взял и поведал нам то, что он якобы узнал там-то и там-то (причем сбор сведений носил случайный характер), где-то притягивая за уши и тут же сообщая об этом, где-то оставляя пробелы и заполняя их домыслами, о чем также говорит.

Вот тут и выяснилось, что я не люблю такого рода изложение. На ум пришли школьные времена с небольшими рассказиками – автор углядел кого-то, на его взгляд, особенного, зафиксировал, добавил пару догадок (в душу-то человеческую не заглянешь) и попрощался. Для чего он это рассказал – поди догадайся. Мне это не то чтобы не нравится, подобный номер в романе вызвал у меня сильнейшее раздражение, хотя я отчаянно пыталась его побороть (знаменитый Моэм же ж). Ну как так, думалось, да и до сих пор думается мне. Рассказчик толком не в курсе, почти ни одного твердого утверждения мы не встречаем, так что думайте сами, решайте сами. Этот высказал предположение, что за черт этот Стрикленд, другой высказал, третий добавил. Потом, правда, были подкинуты интересные мысли о таланте и поиске красоты, о выражении себя, но до них, во-первых, еще дойти надо, а, во-вторых, это опять же догадки, пусть читателю толком ничего и не остается, кроме как принять их на веру. Честно говоря, рассуждать под конец романа об этой красивой якобы правде уже совсем не хочется, описанное ранее отбивает все желание.

Стрикленд предстает нам как отвратный человек, которого заслуженно ненавидели и сторонились при жизни, и который, по-моему, в принципе не заслуживает центрального места в романе – ни как человек, ни как персонаж. Будь он хоть тысячу раз великим. Можно, конечно, вывести ту мораль, что гениальность отнюдь не залог приятности в общении со своим носителем, но на это вполне хватило бы небольшого рассказика.

Лично у меня только и осталось после прочтения романа, что неприязнь к Стрикленду и людям, которые поносили его при жизни, а после того, как он умер и заделался великим, начали хвастать знакомством с ним и воспевать его гений. Низость человеческой натуры, да. А думать о поиске художника и проникаться нелегким путем, как я уже говорила, у меня после прочитанного не достало желания.

С другой стороны, не могу не заметить, что роман отлично написан, только, по-моему, несколько суховато. Впрочем, глаза не так уж и редко цеплялись за строки, которые непременно хотелось выписать.

Учитывая это, выскажу ту неоригинальную мысль, что книга просто попала не в те руки – ну, так уж случилось, не люблю я подобную муть. Но знакомство с автором я все же продолжу, и, верю и надеюсь, другие его работы доставят мне куда больше удовольствия.

Комментарии


автор углядел кого-то, на его взгляд, особенного, зафиксировал, добавил пару догадок (в душу-то человеческую не заглянешь) и попрощался. Для чего он это рассказал – поди догадайся.


Это характерная черта творчества Моэма)) Особенно заметно в книге "Бремя страстей человеческих", где почти каждый встречный персонаж выписан подробнейшим образом.