Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

1 апреля 2023 г. 13:17

129

5 Защитники Аджимушкая в портретах

картинка metaloleg
Николай Бут "Последняя граната", 1962

Я уже как-то рассказывал историю знакомства с книгой Аджимушкай 1942, но повторюсь, потому что она этого заслуживает. В 2012 году я впервые приехал в археологическую экспедицию в Восточный Крым, на городище Сююрташ, что к северо-западу от Керчи. В свободные воскресенья (работа на раскопках шесть дней в неделю) с другом выбирался в Керчь для осмотра местных достопримечательностей, в городе с историей в 2,5 тысячи лет их хватает. И однажды мы в рамках убивания времени зашли в местную картинную галерею, что на Театральной, 36, в самом центре города у площади Ленина и под сенью горы Митридат. Ее весь второй этаж был занят творчеством Николая Яковлевича Бута, одного из самых известных художников студии военных художников М.Б. Грекова. Это было уже после посещения Аджимушкайского мемориала, так что я представлял что увижу. Но художественная сила полотен воочию совершенно не сравнится с репродукциями из Сети или даже в этой книге, это надо видеть воочию. После я спросил у тетушек на кассе, есть ли какие-нибудь альбомы с репродукциями увиденных картин. Увы, не было, тетушки смогли вспомнить, что подобный альбом выходил только в 70-х годах, еще в советское время, и где его сейчас найдешь... Но закон бинарных совпадений неумолим, либо в тот же день, либо через неделю, на местной барахолке на углу улиц Горького и Маршала Еременко я увидел этот альбом у местной бабушки и немедленно купил его. Это, напомню, было еще до возвращения Крыма, и местное населения массово распродавало наследие еще советских времен. Вот так ко мне попал выпущенный маленьким тиражом в 15 тысяч альбом с рисунками художника из Аджимушкайского цикла, написанные до 1975 года, пятьдесят две иллюстрации, как целые картины, так их фрагменты и эскизы к ним. Это примерно треть от более чем дошедших до нас более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к портретам. Эти же строки я пишу про второе издание альбома 1985 года, разысканное несколько лет назад у букинистов. Увы, по нему можно точно сказать, что практически все из аджимушкайского цикла было написано художником в 1960-х и начале 1970-х, в десятилетие между выходами альбомов появилось только условно две с половиной новых картины: "Последние патроны", "Политрук" и новый вариант "Клятвы". Но второй альбом на порядок лучше издан, на более качественной бумаге и с лучшим цветопереносом. Кроме того в нем каждую картину сопровождают два-три эскиза к ней или просто увеличенные фрагменты. Художник, конечно же мастер психологического портрета людей, оказавшихся в почти безвыходной ситуации, с написанной на лицах мрачной решимостью продать жизнь подороже. И как я уже писал о предыдущем альбоме, своеобразность полотен еще и в том, что на них нет образа врага вообще, он всегда за кадром, но в него направлен огонь и штыки защитников каменоломен.

В настоящее время, первое издание альбома 1975-го года является запредельной редкостью, не увидел ни одного предложения у букинистов. Второе издание 1985-го года более распространено, к тому же оно лучше по качеству. Ну и конечно, будете в Керчи, обязательно зайдите в картинную галерею.