Больше рецензий

23 августа 2023 г. 20:14

130

4 Разговорный жанр

Для справки: по роману "Охота на полицейских" в 1958-м году был снят одноименный фильм.

Эда Макбейна лучше всего читать безо всяких на то надежд, потому что сегодня его ламповые детективы очень сильно устарели и сдали свои позиции гораздо более напористым коллегам по цеху. Если вы не питаете к этим романам никаких ложных иллюзий, то вполне возможно, что незатейливые работы про историю 87-го участка, в котором уставшие, порой циничные, иногда загнанные детективы и полисмены разбирают уличные убийства в городе, чей образ подозрительно похож на Нью-Йорк, вполне смогут развлечь вас на пару-тройку вечеров.

Учитывая, что у Макбейна накопилось очень много романов и повестей, то сейчас уже сложно разобраться в его хронологии, которая может прояснить читателю, с какой именно книги стоит начинать знакомство с тем или иным циклом, где временами главными героями выступают различные персонажи. Иногда связи может и не быть вовсе, потому что у автора некоторые повести были написаны без привязки к какой-либо вселенной, как сейчас это назвали бы его поклонники. Есть в обойме у писателя как хорошие пробы пера, так и весьма проходные, что для автора подобных вещиц вполне объяснимо.

Если брать за основу данный сборник, то здесь мы можем увидеть три повести, которые абсолютно никак не связаны между собой, хотя некоторые герои в них перекликаются и являются основными. Читать эту книжку можно залпом или в разнобой, как вам будет удобно, так как составители, по всей видимости, не видели ничего плохого в том, чтобы совместить истории из цикла про 87-ой участок с рассказом об убийстве юной медсестры на борту боевого эсминца в "Последнем уик-энде". На подобный ход обращать внимания явно не стоит, потому что в 90-ые года, а именно в то время книга увидела свет, издательства выживали как могли.

Поэтому не стоит удивляться тому, что после первой работы вы внезапно очутитесь среди других героев, атмосферы, обстановки и атрибутики. Это вполне естественно, так что не стоит придираться к книжке слишком уж ревностно. Она этого не переживет, потому что давно стара, непритязательна и чуть-чуть наивна, но опять-таки не лишена эстетики старой школы, а также залихватского повествования, интереса, логики и кульминационной развязки. Читать работы Эда Макбейна легко, так как в них прописаны крайне понятные дела, где в образе преступников находятся обыкновенные люди, попавшие в скверные обстоятельства.

Основная фишка прозы Макбейна заключается в непрекращающихся диалогах, которые то и дело пестрят остротами, колкостями и шуточками, за цинизмом и ерничеством которых скрыты характеры живых людей, работающих во мраке ночных улиц и переулков огромного мегаполиса, наполненного и кишащего всякого рода бандитами, проститутками, сутенерами, наркоманами и прочими маргиналами. Читатель в различных романах Макбейна способен отыскать для себя нечто особенное, будь то детективные расследования, полицейские неурядицы, выслеживание преступников или хитросплетения судеб последних.

В основном, писатель всегда выстраивает линейное повествование, чтобы впоследствии не вилять из стороны в сторону. Видимо, так Макбейну было удобно вводить публику в курс дела, что для читателя будет скорее плюсом, чем минусом. Естественно, что в наше время подобные вещицы уже подернуты нафталином, так как не отвечают современным запросам информационной реальности. Копы здесь снуют из района в район, пользуются справочниками, стирают туфли о тротуары и ведут долгие беседы с очевидцами, так как на тот момент отсутствовал интернет, компьютеры и прочие модные примочки, коих они были лишены.

Но детективам все также позволено вышибать двери, давить на подозреваемых и применять силу, если в ней реально нуждается одна из сторон. Криминал у Макбейна имеет весьма простоватое лицо, из чего следует одна простая мысль о том, что люди остаются теми, кем они и были раньше, а именно лицами, за масками которых скрывается целый клубок противоречий или скелеты в шкафу. Здесь вы не встретите отъявленных злодеев или гениев рецидива, все-таки этому писателю было далеко до лавров Конан Дойля или Кристи, хотя и его работы не лишены привычных человеческих черт. Макбейн говорит, что на преступление люди идут из-за страстей, ревности, нехватки денег или патовой ситуации, что вполне возможно в нашей жизни.

Писатель ведет с нами легкий и приятный разговор, во время которого мы расслабляемся и следим за целой россыпью расследований, когда то тут, то там проливается кровь невинных (или почти) жертв, вслед за чем в дело вступают матерые сыскари или ищейки из военной полиции, ведь нужно же кому-то идти по хлебным крошкам за преступником. Обычно у Макбейна все происходит довольно деликатно, четко и без лишнего пафоса, что добавляет пару лишних очков в копилку его авторского стиля и очарования. Так что если вы и возьметесь за данный сборник, то не будете сильно разочарованы, потому что в нем есть на что посмотреть.

"ПОСЛЕДНИЙ УИК-ЭНД" (1955 г.)

Во время дня Военно-морского флота на борту боевого эсминца "Эссекс" найдена мертвая медсестра. ФБР ведет расследование, но это мало помогает в деле по поимке преступника, потому что тот не оставил после себя никаких следов. Капитан корабля обеспокоен случившимся и выделяет на помощь федералам команду из своих офицеров, чтобы те тоже начали шерстить округу на наличие улик и показаний очевидцев, хотя им поначалу удается откопать не так уж и много, чем хотелось бы. Лейтенанту Мастерсу отведена в этой партии главенствующая роль, но если бы не помощь прекрасного пола, то еще неизвестно, чем бы все обернулось.

Эта повесть достаточно проста и довольно наивна, потому что здесь все очень понятно, ибо читателям почти нечего расследовать самим. Убийца неуловим вплоть до финала, но его личность можно разузнать по намекам, словам или действиям. Макбейн написал весьма проходную историю, где главному герою предстоит узнать тайну убийства и вывести убийцу на чистую воду. Рассказ написан в границах 50-ых годов, так что некоторые детали сейчас нам покажутся немного странноватыми, хотя в то время они были нормой. В качестве первого шара "Последний уик-энд" прочитать можно, но в целом это наивная и проходная работа.

"ОХОТА НА ПОЛИЦЕЙСКИХ" (1956 г.)

В огромном мегаполисе, задыхающемся от удушливой и знойной летней жары, происходят расправы над полицейскими. День за днем кто-то посреди ночи безжалостно убивает детективов, расстреливая их без всякого на то основания. 87-ой участок не на шутку обеспокоен, ведь против него объявлена настоящая война. Кто решил бросить стражам порядка кровавый вызов? Одинокий бродяга? Банда? Маньяк? Дело передается молодому, но перспективному копу Стиву Карелле, для которого поимка стрелка становится делом чести.

Этот роман является первым в цикле о 87-м участке, о котором Эд Макбейн писал на протяжении многих лет. В меру жесткий, увлекательный, динамичный и хлесткий рассказ о буднях сотрудников полиции не сможет оставить вас равнодушными. У автора получилась захватывающая история, в котором копы роют носом землю ради того, чтобы вытащить на свет божий убийцу своих приятелей, которые еще вчера прикрывали им спины. Лучи солнца расплавляют асфальт, мозги отказываются работать, по патрульным стреляют из угла, а по вечерам полисменов ждут дома любимые женщины и дети. Взрывоопасный коктейль из чувств и эмоций! Личина преступника будет скрываться писателем до самого конца.

"КУКЛА" (1965 г.)

У себя на квартире убита известная манекенщица. Она была зверски изрезана кухонным ножом. Убийство произошло на территории 87-го участка, именно поэтому детективам Стиву Карелле и Берту Клингу дают полномочия на его расследование. Из свидетелей они обнаруживают лишь пятилетнюю дочь модели, но ребенок не может сказать ничего вразумительного, потому что на момент расправы она спряталась у себя в комнате и тряслась от страха вместе со своей любимой куклой. Дело приобретает неслабый поворот при исчезновении Стива Кареллы, который вроде бы нащупал ключ к разгадке. Его напарнику придется быть начеку и всполошить весь город, чтобы добраться до сути.

Возможно, это один из самых известных романов Макбейна, вся суть которого сводится к постоянному нагнетанию окружающей обстановки. Все начинается буднично и узнаваемо, однако ставки начинают самопроизвольно расти, когда один из копов попадает в изощренную ловушку, подстроенную убийцей. Читать "Куклу" интересно, пусть она и несколько старомодна для наших дней, но в этом и заключается феномен ретро-детективов, когда различные мелочи, детали и улики лишь добавляют перчинки в ребус, жаждущий новых жертв и крови. Любители подобного чтива могут остаться довольными, а раз так, то не пришло ли время взяться за новую книгу Макбейна?

Итог: уравновешенный, ладно скроенный и любопытный сборник детективов, где каждая история лежит под правильным углом. Эд Макбейн неспешно ставит приоритеты, разбавляя при этом мрачные ситуации ложкой юмора и служебного ворчания. Вылитый образец старой гвардии, где детективы ходили в обшарпанных костюмах, палили по преступникам из смит-вессона и курили дешевые сигареты. Кто-то может заметить, что это дешевое и незамысловатое чтиво, но как же порой хочется окунуться в ту жесткую среду обитания, когда жизнь копа висит на волоске, ведь кто-то из местных бандитов уже давно взял его на прицел. Палец всегда на курке, а там только Богу известно, вернется ли детектив домой или же к вечеру сыграет в ящик.