Больше рецензий

Eugenia_Novik

Эксперт

аристократического искусства ничегонеделания

31 января 2024 г. 14:13

128

4 — Заниматься софистикой, сказала она Джуиту, — значит придумывать благовидные оправдания неблаговидным целям.

Спустя долгие годы размеренной, но не особо счастливой жизни актеру Оливеру Джуиту предстоит столкнуться с прошлым: его сестра умирает от рака, и ей нужны забота и уход. Столкнувшись с необратимым, он начинает переосмысливать свою жизнь. Прошлое: как он дошел до жизни такой, как он стал актером и правильно ли поступил выбрав это дело. Настоящее: метания между сестрой и отношениями, борьба с собой и обществом. Будущее: мечты о спокойной старости, никакого "актерства" только пекарня и возможность готовить для кого-то.

Ни одна аннотация не объяснит смысл книги и не сможет завлечь так как содержание через которое продираешься (в прямом смысле) с боем. Ведь для начала читатель будет спотыкаться о Неспешность повествования. Вам, как и герою, пятьдесят семь лет. Но это же не старость для ухоженного актера (да и в принципе). Но его мысли настолько тяжелы, что воображение рисует глубокого старика. Автор еще подливает масла в огонь и описывает мельчайшие действия его ежедневной рутины.

Подробности. Оооо. Тут этого хватает. Мы узнаем в одной сильной сцене, как приготовить вкусный пирог или алкогольный коктейль. Перечисление ингредиентов, цветов, способов закурить, деталей интерьера и тому подобное. Но когда вы прочитаете, то поймете, что эти мелочи изумительно оттеняют боль происходящего на "сцене".

Время. В одной главе Хансен может вас утопить в событиях юношества Оливера и сразу же в другом абзаце, без подготовки вы в настоящем и не понимаете, что происходит. Но главный плюс – к этому привыкаешь и принимаешь это как изюминку. Но еще бОльшим подарком оказывается то, что сквозь эти дебри видна глубокая мысль.

Это отражается не в Великих речах-полотнах мудрецов-героев, а в действиях, в мимолетно брошенной одной (!) фразе, во взгляде. Оливер размышляет, и вы вместе с ним. А мысли эти не из категории "пришел, увидел, победил", они тягучемеланхоличнопечальные. Близкие люди не уважают желания друг друга. Измены не считаются зазорными. Чужое видение тебя не равно истине. Пренебрежение важным и детальный упор на бытовые мелочи и многое другое.

Эта история слишком похожа на любую человеческую жизнь, и от этого грустно, потому что так бывает. И Оливера действительно можно сравнить с Иовом многострадальным. Ведь за год жизни произошло слишком много всего.

"Год Иова" не для всех. И это не для красного словца, чтобы набить книге цену. Тут forbidden things. Это нужно учитывать. Но это не главное. Это всего лишь антураж, который косвенно раскрывает истинные потребности человека: в счастье, в безопасности, в спокойствии, в любви. Насколько ужасная обложка, настолько шикарное содержание.