Больше рецензий

NotSalt_13

Эксперт

"Непризнанный граф "Monte-LiveLib..."

5 февраля 2024 г. 12:37

445

5 "Не берусь указывать пальцем, но этот сценарий стоит внимания..." (с)

Автор книги, несомненно, прекрасен, пускай и не столько однозначен в великолепии творчества и множестве позиций мировоззрения, как, например, его давний друг и одновременный враг, более близкий мне, по своей написанной сути. Я не всегда в восторге от каждого произведения, возможно, из-за невнимательности, скудности моего внутреннего мира или же оттого, что я не являюсь в некоторых моментах прямой целевой аудиторией, но многие вещи заставляют меня аплодировать, признавая степень выраженного таланта, которые присутствовали в его усталых руках. Жан-Поль Сартр для меня в первую очередь сильный драматург, разбирающийся в тайных углах человеческой сущности. Его произведения вызывают эмоции и заставляют переживать главным героям, забыв о собственном мире. Мне нравится список вопросов, метания главных героев и проблемы экзистенциального кризиса. Именно по этим причинам я продолжал поиски его лучших книг, несмотря на некоторые разочарования в предыдущих. Именно так я наткнулся на данный экземпляр, снова вернувший мне веру в гениальность этого классика.

"Сценарий «Фрейд» – оригинальное биографическое произведение выдающегося французского мыслителя и писателя Жан-Поля Сартра, написанное в 1959 году, увидело свет лишь в 1984-м. С мастерством исследователя автор вчитывается в ныне легендарную судьбу творца психоанализа, выразительно раскрывая характер Зигмунда Фрейда, человека и ученого. Путь Фрейда в изображении Сартра трагичен; ученый идет к свободе мысли и действия, преодолевая все: недоверие собственной семьи, бедность, предрассудки буржуазного общества Вены, травлю антисемитов, разрыв со своими учителями и друзьями. Зигмунд Фрейд сумел стать свободным человеком и сказать новое слово в вечной науке о душе человеческой. " (с) Л. Токарев

Идея снять фильм о Фрейде принадлежала знаменитому голливудскому ре­жиссеру Джону Хьюстону, который в 1958 году и пред­ложил Сартру написать сценарий. В нём Хьюстон решил создать фильм о венской знаменито­сти  докторе Фрейде вполне в духе голли­вудских биографических картин, где "Проникнове­ние Фрейда в глубины бессознательного должно быть столь же страшным, как путешествие Данте". Однако чутьем художника Хьюстон уловил, что в основу фильма нужно положить "героический период" жизни Зигмунда Фрейда — эпоху до 1900 года, когда появился главный его труд "Толкование сновидений", содержавший вели­чайшее научное открытие Фрейда – учение о роли бессознательного в психической жизни человека.

В последнем Сартр был совершенно согласен с аме­риканским режиссером. "Надо было показать Фрейда не тогда, когда его теории уже принесли ему славу, – говорил он, – а в то время, когда Фрейд в возрасте тридцати лет полностью заблуждался и его идеи зашли в безвыходный тупик".

Среди страниц и сущности текста не стоит искать какие-либо скрытые смыслы. Всё, что будет требоваться от читателя, помимо возможности восприятия написанных букв, скрыто всего в единственном слове:  "Психоанализ" "Воображение..." Именно с помощью данного инструмента, можно прочувствовать стук колёс убывающих поездов, неловкость выражения лиц, безразличие пациентов и прикосновения кожи любимой. Автору удалось сделать не только распределение ролей в диалогах, но и воссоздать неповторимую атмосферу времени, борьбы и поиска истины.

Проблема множества людей, собравшихся прочитать это произведение заключается в неоправданных ожиданиях текста. Многим представляется другой биографический период или захват более ёмкого пласта жизни, где психоаналитик поглощает сигары, а не череду жизненных уроков, преодолевая трудности и находя в себе силы для истиной веры в собственную непогрешимость. Повествование гласит о другом. В книге Фрейд предстаёт перед читателем мечущимся человеком, испытывающим неудачи и кризисы, окунающие в поток размышлений. Верит в гипноз, идёт против большинства, любит, советуется с остальными, испытывает нужду в деньгах и пытается протаптывать путь. В этом произведении  анализируется судьба творца психоанализа, ставшего бес­страшным искателем истины о природе самого человека. В процессе повествования скрыты реальные исторические лица и использован обширный научный архив, для изучения фактов из жизни главного героя, где по крупицам воссоздаётся образ неуверенного человека и сущность внутренних противоречий, ставшими гранями конфликтов присущих каждому человеку, которые будут близки любому читателю.

– Что изменилось бы, если бы в истории фигурировала не фамилия, указанная на обложке данного произведения, а повествование велось совершенно о другом и выдуманном персонаже? Было бы столь же интересно читать?

– Да. Но учитывая, что речь идёт про становление Фрейда – читать становится ещё интереснее.

Рекомендую книгу всем тем, кто больше хочет узнать о зарождении психоанализа. Тем, кто ищет корни своих переживаний и кому свойственен поток чудовищной рефлексии, любителям хорошего слога и поклонникам экзистенциализма. Жан-Поль Сартр выдал отличный киносценарий, который подарит истинное наслаждение своим содержимым.

"Читайте хорошие книги!" (с)

P.S. Ссылка на профиль фильма:  https://www.kinopoisk.ru/film/12847/