Больше рецензий

13 февраля 2024 г. 19:50

104

3.5 Туда или сюда

Так и не удалось мне до конца понять, что хотел сказать нам автор по поводу того, хорошо или плохо иметь характер. Или, наверное, дело еще и в том, каков этот характер. Вот в случае Майка Хэнчарда этот характер его вознес наверх и потом опустил вниз. Была ли в том его воля? Ну вот сомневаюсь. Будучи нетрезвым, он проиграл жену, а она возьми да уйди. Герой протрезвел и раскаялся, дал себе зарок не пить и обещание свое выполнил. Прошло 18 лет, Хэнчард стал преуспевающим человеком и вообще мэром города. Вернулась его жена, считавшаяся пропавшей, и тут закрутилось. Он вроде и раскаивается, и надо бы жену принять назад, но уже и жизнь у него есть новая, да и личная жизнь наладилась, но все же герой решил поступить благородно. И дальше начинается: благородство перечеркивается гордыней и себялюбием, на один благородный поступок приходится два дурацких, а люди рядом с ним вынуждены рвать с ним отношения либо же подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Например, так вышло с женой и падчерицей Хэнчарда, причем последней достались все прелести его характера и завихрения его ума.

Один сюжетный поворот сменялся другим, герой становился все чудесатее и чудесатее, а я уже начала ждать, когда же закончится книжка. Поскольку это викторианский роман, в нем обязательно должна быть мораль, а она все никак не наступала, и уже достал этот Хэнчард с буду/не буду, признаю/не признаю, добьюсь/отступлю и так далее. Я нашла для себя объяснение, почему в книге такие резкие повороты: роман выходил в еженедельном журнале с января по май, и надо было подогреть интерес читателя, чтобы он продолжал покупать и читать. А для подогрева Харди помещал героев во все новые и новые ситуации, причем одна жестче другой, а цель этих испытаний оказывалась не совсем ясна.

Персонажей я так и не поняла, особенно Элизабет-Джейн и Фарфрэ. Она такая невинная овечка, как будто совершенно без характера, но предприимчивая и вроде бы добрая. А Фарфрэ такой делец, такой деловой, но о его мыслях и чувствах мы почти не имеем никакого представления. Люсетта женщина максимально непоследовательная. А понять Хэнчарда совсем не представляется возможным. Он и сочувствие вызывает, потому что от своего характера страдает, а с другой стороны, не так уж он и страдает, но причиняет боль другим, так что сочувствовать не очень получается.

Написано прекрасно, пожалуй, это и повлияло на меня в большей степени, чтобы все же положительно оценить роман.

Прочитано в рамках игры «Кот в мешке» и «Марафона Игры в классики»