Больше рецензий

BBaberley

Эксперт

Читака без претензий на эксперта

29 марта 2024 г. 20:38

201

2.5 "Тот, у кого нет дома".

Постмодернистский роуд роман - попытка понять себя, повествует о нескольких годах жизни южноафриканца Дэймона (написанный южноафриканцем Дэймоном Гэлгутом, какое совпадение), который постоянно находится в путешествии по миру и самому себе. Я не являюсь поклонником подобных сюжетов, которые как таковыми сюжетами и не являются.
Роман делится на 3 равные по объему части: Ведомый - любовник - страж и в каждой из них, герой терпит неудачи в попытке общения с другими людьми, он всегда чувствует себя одиноким (где-то читала что второе имя героя - анаграмма слова "одиночка"), лишним, "чужим среди своих". В "ведомом" Дэймон отправляется в путешествие с едва знакомым Рэйнером, который имеет типичный нарциссический тип философа с замашками социопата, он постоянно прихорашивается, не любит работать, делает все только по-своему, не считаясь с мнением партнера, и не терпит общества людей. Вообще герои, встречающиеся главному персонажу по ходу повествования в большинстве своем невыносимы и эгоистичны, да и сам Дэймон странный, замкнутый, он не знает чего хочет и в этом его главная проблема. Он ищет общества людей, но людей не любит, как и не любит самого себя.
В "любовнике" герой бежит навстречу кажущейся возможности любви и также бежит от этой любви (да, герой нетрадиционной ориентации, как и его сумасшедшая подруга из 3 части).
В "страже" Дэймон играет роль няньки своей старой подруги с психическим заболеванием, которая мечтает о самоубийстве. Эта часть раздражала меня больше всего из-за этих бесконечных игр, в которые больные люди вовлекают других (так делают алкоголики, наркоманы), эти фразы про "я клянусь так больше не делать" просто невыносимы, и с такими людьми всегда нянчатся, жалеют, вместо того чтобы предоставить их самим себе.
Повествование романа странное, как и весь постмодерн, то оно ведется от первого лица, то в следующем же предложении уже от третьего (напомнило маньяка из фильма "Молчание ягнят": "Оно втирает лосьон в кожу и делает это тогда, когда ему велят"), из-за чего складывается впечатление, что главный герой вовсе не путешествует, и всё, что происходит - параноидальный бред в его нездоровой голове. К тому же, это тот типа сюжета, который не просто без сюжета, но и без начала и конца. Просто вырванный кусок ничего.

Для меня это тип литературы, который выдает себя за псевдо интеллектуальный, а то факту пустышка.

P.S. В тексте упоминаются сербские художники, которые пишут картины об одиночестве.