Больше рецензий

15 апреля 2024 г. 09:38

186

3.5 Убийство в краю рыбаков и художников

Действие очередного романа Дороти Сэйерс (вышедшего в 1931 году) происходит в юго-западной части Шотландии, причём все упоминаемые в тексте населённые пункты существуют на самом деле. Местные жители занимаются в основном рыбалкой, а кроме того, этот живописный уголок издавна облюбовали многочисленные художники, обосновавшиеся здесь всерьёз и надолго.
Приходится признать, что данные творческие личности стали источником и некоторых проблем. Особенно отличился при этом некий мистер Кэмпбелл, постоянно задиравший своих знакомых и не раз распускавший руки. И никто особенно не опечалился, когда этот человек был найден мёртвым в небольшом ручье под обрывом. Всё выглядело так, будто он, рисуя очередной пейзаж, случайно сорвался с кручи и разбился при падении. Но незамедлительно прибывший на место детектив-любитель Питер Уимзи (находившийся здесь на отдыхе) пришёл к выводу о том, что данная смерть была насильственной. На это указало некое подмеченное им обстоятельство, долгое время сохранявшееся писательницей в тайне (что вообще-то нарушает восьмую из «10 детективных заповедей Рональда Нокса» и первое из «20 правил для писания детективных романов» С. С. Ван Дайна, причём данное нарушение вряд ли можно признать оправданным с какой бы то ни было стороны)...
Немного поразмыслив, тот же мистер Уимзи пришёл к выводу о том, что убийство было совершено кем-то из коллег-художников. В составленный им список подозреваемых вошло шесть человек, причём пять из них тут же скрылись с места происшествия (двое, правда, вскоре вернулись, а вот с розыском ещё троих пришлось повозиться основательно)... Дошло до того, что на состоявшемся уже под конец книги совещании сотрудники полиции выдвинули несколько различных версий случившегося, продолжая подозревать каждого из упомянутой шестёрки. (В этом, кстати, Д. Сэйерс явно использовала сюжет «Дела об отравленных шоколадках» Э. Беркли, вышедшего двумя годами ранее, а иные моменты её книги заставляют вспомнить также произведения Ф. У. Крофтса...)
В целом данную вещь можно охарактеризовать как довольно скучную и однообразную; автор в ней без конца «блуждает в трёх (т. е., вообще-то, в шести) соснах», постоянно мусоля одни и те же аспекты: реконструкция возможных поездок преступника по железной дороге (с подробным анализом расписания поездов), на автомобиле и на велосипеде, а также рассмотрение алиби каждого из подозреваемых. Ко всему прочему, концовка книги вышла неимоверно затянутой. Понравилось же то, что для вычисления убийцы мистер Уимзи, помимо всего прочего, использовал сравнение манеры письма и художественных приёмов разных живописцев...
Общий итог: книгу можно признать неплохой, но она явно не относится к числу бесспорных творческих удач данного автора.