Больше рецензий

Razanovo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2024 г. 23:43

230

5 Как Тарантино стал Тарантино

Автор книги, американский кинорежиссер и сценарист Квентин Тарантино , рассказывает о Голливуде, о кино конца 60-х - 70-х годов, того времени, когда Квентина стал "гиком-синефилом", когда сформировалось его видение кино и, когда кино было максимально свободным (по мнению Тарантино, 70-ые самое смелое время в голливудском кино, жаль, что оно сменилось "трусливыми" 80-ми).

В начале 70-х Квентину было 7 лет и следующие 10 лет - это период взросления Тарантино, но, одновременно, это период значительных изменений в кинопроизводстве - становление Нового Голливуда. Расцвет в 60-х годах массовых молодежных движений и массовых молодежных выступлений (хиппи, черные пантеры, студенческие бунты в кампусах, антирасистские и антивоенные протесты) привел к серьезным изменениям всего американского общества и американского образа жизни (и не только американского), в том числе это коснулось и кино.

Рождение Нового Голливуда
Деннис Хоппер, опьяненный успехом «Беспечного ездока», ужинал с Питером Богдановичем, его женой Полли Платт и легендарным режиссером Старого Голливуда Джорджем Кьюкором. За ужином Хоппер стал насмехаться над поколением старшего коллеги <...> эта история хорошо иллюстрирует отношение Денниса и всего хиппи-Голливуда к Старому Голливуду, который уступал дорогу Новому Голливуду. Режиссеры-дебютанты собирались сокрушить систему. <...> Антисистемные постшестидесятники только что совершили революцию. Старая студийная фантасмагория, основанная на бродвейских мюзиклах <...>, наконец-то отправилась в могилу. <...> Кодекс Хейса уступил место рейтинговой системе. Можно было снять фильм (практически) на любую тему и не бояться, что материал искромсают. Все эти жеманства и салонные игры, в которые был вынужден играть Хичкок, затрагивая тему секса, больше были не нужны. Благодаря рейтинговой системе прокатчик мог запустить смелый фильм по всей стране, не опасаясь, что деревенский шериф из какого-нибудь Эль-Жопито объявит его нарушением законов морали и нравственности.
свернуть

Квентин и его мама жили в Лос-Анджелесе. Любимым развлечением матери Тарантино и ее друзей были походы в кинотеатры, после чего шли бурные обсуждения увиденных фильмов. Мать стала регулярно брать Квентина с собой в кино с семилетнего возраста и он смотрел те же фильмы, что и взрослые, что-то понимал что-то нет, но в нем тогда зародилась страсть к кино. Со временем Квентин стал все свободное время проводить в кинотеатрах, просмотрел массу разных фильмов, он запоминал актеров, режиссеров, сценаристов. К тому же, благодаря окружению матери, он прекрасно чувствовал себя в обществе чернокожих и смотрел фильмы "блэксплотейшн" и знал "черную" киноиндустрию.

Это был первый субботний вечер новейшего фильма с Джимом Брауном, поэтому огромный зал (там было, кажется, 1400 мест) не был набит битком, но народу было прилично и все гудели от нетерпения. Моя мордаха была единственным белым лицом в помещении. Я впервые смотрел кино среди полностью (не считая меня) чернокожей публики, в чернокожем районе. Это был 1972 год. К 1976 году я уже сам буду ходить в преимущественно черный кинотеатр «Карсон Твин» в Карсоне (штат Калифорния)

Квентин смотрел кучу фильмов, анализировал их, вел что-то вроде дневника кинозрителя, пытался писать сценарии и всё запоминал, запоминал, запоминал!

В книге Квентин Тарантино пишет о некоторых фильмах, которые его зацепили. Большинство фильмов о которых рассказывает автор не входят в "золотой фонд", это фильмы второго ряда, они не получили наград на фестивалях, но в них молодой человек увидел как можно показать в кино определенные действия, выразить свои мысли и своё видение.

сцена из фильма Буллит
Одна сцена в начале задает интонацию всему фильму: когда Фрэнк ведет свою девушку на ужин в ресторан под названием «Кофе Кантата». Мы видим, как они едят, общаются и хорошо проводят время. И при этом не слышим ни единого гребаного слова. За всю сцену мы не узнаем об этой паре ничего нового, кроме того, что им хорошо друг с другом и что Фрэнк вообще способен наслаждаться жизнью. Йетсу интересно другое: джаз-бенд, играющий в ресторане, обволакивающая музыка, модная атмосфера заведения, дух Сан-Франциско, идеально подобранные статисты, окружающие Маккуина и Биссет.
Сцена ничего не говорит нам словами. Но мы понимаем суть. Нам нравится находиться в «Кофе Кантате». Нам нравится смотреть на то, как Маккуин и Биссет вместе кайфуют в атмосфере Сан-Франциско. Ни одного слова, но при этом все сказано.
свернуть

Одна из главных тем для Тарантино - это как показывать в кино насилие и жестокость. Практически любой человек сталкивается за свою жизнь с проявлениями насилия, насилие неотъемлемая часть жизни, поэтому и фильмы неизбежно содержат сцены жестокости и насилия. Вопрос - как это показывать? И тут Тарантино против сглаживания, осторожности, жеманства, но для показа настоящего насилия нужно мастерство

Многие другие режиссеры, работавшие в жанре, хорошо снимали драки и перестрелки, но у них в результате получалось действие. Когда Сигел снимал такие же сцены, у него выходила жестокость.

Насилие должно быть показано ярко и в полную силу, зритель должен буквально "ахнуть", замереть, восхититься, в общем испытать сильные эмоции. И боятся таких реакций режиссеру не стоит, ведь насилие для человека естественно, главное чтобы зрителю был понятен контекст происходящего, тогда с его психикой ничего страшного не произойдет. Примерно подобного подхода придерживалась и мать Тарантино, беря его или не беря на взрослое кино:

«Ну, Квентин, это очень жестокий фильм. Само по себе меня это не очень смущает. Но ты не поймешь, о чем вообще история. А раз ты не поймешь контекста, в котором происходит насилие, ты будешь просто смотреть на насилие ради насилия. А вот этого мне не хочется».
Это дискуссия, в которой мне суждено участвовать до конца своих дней, но никогда в жизни я не слышал такой точной формулировки.

Самого Тарантино можно отнести к тем режиссерам, которые прежде чем стать на самостоятельный путь, просмотрели огромное количество чужих фильмов и продолжают это делать, отсюда такой подробный анализ фильмов 70-х в книге. Вот что говорит Тарантино о волне режиссеров конца 70-х (Коппола, Де Пальма, Скорсезе, Спилберг)

Это было первое поколение режиссеров, которые с детства смотрели фильмы не только в кинотеатрах, но и по телевидению. А это значит, что они видели больше. Кроме того, они были первым поколением, которое смотрело телефильмы и сериалы. Режиссерам до них (Пекинпа, Олтмен, Ритчи, Марк Райделл, Сидни Поллак, Джон Франкенхаймер, Ральф Нельсон, Джордж Рой Хилл, Дон Сигел) некогда было смотреть телефильмы – они были слишком заняты, снимая их.

В своей книге Тарантино упоминает просто массу имен актеров, режиссеров, сценаристов, продюсеров, названий фильмов, фактов из истории голливудского кино, повествование буквально пестрит ими и если Вы обычный человек (как и я), а не "гик-синефил", то абсолютное большинство названий и имен Вам будет незнакомо. Тарантино прекрасно осознает это и ничуть не смущается, он говорит:

Если вы взялись читать эту книгу в надежде узнать что-нибудь о кино и теперь ваша голова кружится от незнакомых имён, – не отчаивайтесь, что-то в ней отложится.

И тут Тарантино, безусловно, прав. Книга читается легко, она очень интересная и познавательная, прочитав ее вы многое узнаете об истории Голливуда, о киноиндустрии 70-х и многое поймете о самом Тарантино, а он великий!

Флешмоб "Нон-фикшн 2024"