Больше рецензий

8 мая 2024 г. 19:54

91

4 Уютная сказка, слишком взрослая для детей

«Маленькие женщины» достаточно популярна, чтобы название книги было у всех на устах, но до момента прочтения я не имела представления, что повествование ведется о детях, которым пришлось повзрослеть слишком рано.
Как ребенок, в семье которого слишком рано появились младшие дети и чьи родители не были достаточно богаты, чтобы обеспечить жизнь на широкую ногу, я, к собственной неприязни, слишком легко могу представить, что пришлось пережить Маргарет, Джозефине, Элизабет и Эми. Очень много лишений, слишком взрослые мысли, и все это — чересчур для того, чье детство еще не закончилось. Мой отец не бывал на военных действиях, но и счастливого, богатого прошлого у нас не было тоже.
Книга может показаться очень уютной и нежной сказкой, пока в очередной раз не всплывает напоминание о том, что каждой из девочек меньше шестнадцати. Главная мысль, которую я пронесла через все повествование с собой, так это что каждый ребенок заслуживает детство, и нельзя забирать у него право на то, чтобы не быть озабоченным проблемами взрослых. Я смотрю на эту историю с призмы двадцать первого века, со своими взглядами на жизнь и моральными принципами, но прекрасно понимаю, что речь идет о конце девятнадцатого века. Впрочем, свои слова обратно я не беру: какой бы тяжелой жизнь не была, родители обязаны сделать все возможное, чтобы дети об этом не узнали. Дети не виноваты в бедах, которые окружили семью, и не должны взрослеть слишком рано. Когда, если не под родительских крылом, им быть беззаботными и счастливыми?
Это было уютно, хорошо, пусть и беспросветно тоскливо местами. У Луизы Олкотт язык воздушный, как белковый крем; девочки становятся близкими знакомыми, если не друзьями. Местами хочется приобнять, утешительно пообещать, что дальше — будет лучше, такие эти малышки приятные, воспитанные и дружелюбные.
Тоска лишь, что в конце произведения из сестер словно бы «выкачали» то, что делало их непохожими друг на друга. Неусидчивость и открытость Джо, детскую капризность и умение ценить себя у Эми, желания и мечты старшей Маргарет. Я более, чем уверена, что Мэг имела право на то, чтобы желать для себя лучшей жизни, думать о роскоши, платьях, беречь свои руки — и, конечно, от таких жертв этих маленьких девочек в груди замирает и екает, но восхищение очень быстро сменяется печалью, которая полностью омрачает все приятное и волшебное.
Как уже и сказала, главные героини получились очень живые, даже если и стали похожи друг на друга как одна. Мне не хватило разве что историй о семействе Лоренсов. Быть может, я просто прослушивала аудиокнигу не тем местом, которым бы следовало, но осталось очень много вопросов относительно того, как погибли родители Теодора, а также что эта за таинственная умершая внучка старого мистера Лоренса, которую тот увидел в Бет? И я бы с большим удовольствием послушала истории молодых миссис и мистера Марч, такой они кажутся сильной и пропитанной любовью и уважением парой — хотелось убедиться, что оно и правда так.
Еще очень порадовало, что за всю книгу родители ни разу не надавили на дочек относительно брака. Не было фраз: «Будь женственнее, ты же станешь чьей-то супругой и матерью чьих-то детей», что, нельзя отрицать, было частью культуры и грустным фактом из жизни каждой женщины того времени — они росли, чтобы выйти замуж, но я верю, что эти четыре малышки растут для того, чтобы стать художниками, писателями и просто сильными личностями.
Не могу поставить пять, потому что для меня роман неполный, не хватило деталей, историй героев, которые важны для повествования — те же Лоренсы. Повествование ленивое, неспешное; словно целый год наблюдаешь за жизнью семьи, подглядывая в окошко их дома. Очень разочарована тем, как в конце девочек подвели к тому самому образу «женщин», слишком взрослых для их реального возраста, о котором писал их отец с фронта. Надеюсь, что в «Женах» Джо и Эми вернут свои характеры обратно и снова станут яркими, вредными звездочками.