Больше рецензий

Japanese_Tiger

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2024 г. 21:27

189

5 Ритм, слово и рифма.

Впервые я полностью прочёл сборник стихов. До этого дело доходило лишь до "Евгения Онегина", естественно. Но то был роман, пускай и в стихах. Здесь же у меня был совершенно иной опыт.
Я никогда не читал стихов Бориса Пастернака до сего момента. Каюсь, признаюсь, да, даже не открывал. Лишь его перевод монолога Гамлета знал (уж не представляю, считается ли это). Признаюсь, что зря! Его стихи очень живые. В них очень много образов, интересных конструкций, приёмов, тем и новых для меня понятий. Лишь теперь я понял, насколько серьёзен настоящий поэт, которому подвластно слово и которого это самое слово способно раскрыть сильнейшим образом. За одни только эти 220 (совсем немного) страниц, я впервые услышал про: арум, кисея, кафля, флокс, фистула, перетрафили, закут, гумигут, армяки, паюсная, башлык, вермут, цейхгауз и множество других. Возможно, значение не всех их них я запомнил, но некоторые в памяти остались, так что речь немного да обогатилась. Хороший и действенный способ, кстати, могу посоветовать и вам!
Я заметил, какую важную роль в поэзии Пастернака играют образы заката и рассвета. Очень много раз они упоминаются в его стихотворениях. К слову, это придаёт некоторую мистичность и таинственность его стихам. Считается, что это время является переходным между царством живых (день) и царством мёртвых (ночь). Словно мёртвые оживают, когда ощущаешь эти образы. Пастернак пишет о многих личностях: Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Анна Ахматова, Оноре де Бальзак, Уильям Шекспир и проч. Из-за такого обилия красок они как будто сходят со строк и наделяются чертами живого существа. Всякий стих здесь способен взбудоражить воображение, показать, визуализировать, дать почувствовать.
Мастерство Бориса Леонидовича неоспоримо. Естественно, здесь были не все его творения. Я планирую купить ещё сборник стихов Пастернака и, разумеется, вершину, монументальный труд, его opus magnum - "Доктор Живаго". Уж столько наговорили про него и в своё время, и в наше, что грех оставить такое творчество без внимания. Я также хотел бы почитать некоторые анализы трудов этого поэта или посмотреть их же. Я нашёл книги Лазаря Флейшмана, вернее, я знаю, что они существуют, но нигде не могу их отыскать. Попытаю счастье как-нибудь в библиотеке, может, подобная литература отыщется там.
Я также заметил, что в этих стихах очень много образов времён года. Что зимы, что венсы, что осени. Лето здесь, кстати, в меньшинстве. Интересная деталь. Возможно, таков сам Пастернак и подобно происходила его жизнь: тьма зимы - возрождение весны - меланхолия осени. Не берусь судить, с биографией автора знаком плохо, но предположить осмелюсь.
В конце я хочу немного пожаловаться на издательства. В стихотворениях очень важна каждая буква. Если гласная будет добавлена или пропущена тут, то полетит вся ритмика и приём, например, аллитерации. Именно поэтому я считаю, что хотя бы в стихах надо прописывать буквы "ё". Это очень важно, ибо иза неё происходят непонятки с "все" и "всё", "воронье" и "вопоньё", например. А это важно. Каждое слово ценится в строфах, их нельзя выкинуть. Из-за этого огреха некоторые стихи было крайне сложно читать. С первого раза не удавалось. Удивительно, что АСТ не добавило эту букву сюда, но прописала каждую "ё" в сборнике Рюноскэ Акутагава - Мадонна в черном (сборник) . Чудеса. Я ничего не понимаю. Экономия? Да, но какая-то избирательная..
Я продолжу изучать и творчество Бориса Леонидовича, и стихи в принципе. Это крайне интересно и глубоко, можно залезть в нереальные дебри при обсуждении этой темы.
Было светло, было интересно, было красиво, было больно. Я хочу ещё!
Всем рок-н-ролла!