Больше рецензий

26 сентября 2015 г. 19:59

233

0 осторожно, спойлеры!

Даже оценку ставить не стала, потому что антология очень неровная, приём составлял её какой-то враг рода человеческого. Ну ок, враг читателя как минимум.

Антология открывается несколькими душными и плоскими рассказами Мелвилла Дэвиссона Поста. Можете смело их пролистать, вы ничего не потеряете. Честно говоря, у меня создалось впечатление, автор придумывал сперва детективную интригу, а потом вокруг неё уже выставлял совершенно ходульную ситуацию и с картонными персонажами. Ну серьёзно, мужика случайно убило собственное ружьё, которое он случайно поставил так, чтобы дуло было направлено на него, и так же совершенно случайно на это ружьё попал лучик солнца и воспламенил порох. ОЧЕНЬ ВЕРИТСЯ. -___-

«Девятью девять» — тоже так себе, но не такой ужасный картон без всякого проблеска, как рассказы Поста. Завязка интересная и многообещающая (куча подозреваемых и куча мотивов для убийства), сюжет в общем-то достаточно бодрый, встречаются забавные шутки, а Агасфер — хитрая жопа. Но. Мужские персонажи плоские и одномерные, временами выглядят вообще как карикатура, женские чуть получше; любовная линия совершенно невнятная; слишком много этих унылых мужиков — и слишком мало милой сестры Урсулы; прямо посреди текста герои долго и скучно обсуждают «лекцию о замкнутой комнате» Карра (и при этом, конечно, автор «ненавязчиво» пиарит коллегу).

Зато последний роман — это та самая роза среди навоза. Правда, радость несколько портит тот факт, что «В пятницу рабби проспал» уже два раза переводился и публиковался на русском (справедливости ради скажу, что в интернете он висит в единственном надмозговом переводе, а перевод серии романов о рабби Смолле вообще нигде не достать, увы, он канул в бездну).
По признанию самого автора, о чём можно узнать из предисловия, он всего лишь «оживил» детективной линией роман о быте еврейской общины в провинциальной Америке. Хочу сказать, что этот роман я бы стала читать и обычной социальной драмой, но детективная линия легла очень удачно.
«В пятницу рабби проспал» — удачный синтез бытописательной социальной драмы и детектива, линия рабби Смолла, которого часть общины считает недостаточно представительным (он молод, весьма несолиден, говорит спокойным голосом и ведёт себя как самый обычный молодой человек), приобретает дополнительный драматизм тогда, когда рабби начинаю подозревать в убийстве. Определённо, этот сюжетный поворот пошёл на пользу его сюжетной линии. Детективная интрига неплохая, хотя оригинальностью и не блещет, и всё же она на порядок лучше, чем в предыдущих произведениях антологии.

Хочется надеяться, что Корпус переиздаст Кемельмана полностью, а не только один роман.