Больше рецензий

23 ноября 2015 г. 00:23

235

4.5

Пресвятые оладушки, Уильям Гибсон разродился новой книгой! Причём не просто новой книгой, а новой книгой в зарождённом тридцать лет назад им же самим жанре киберпанка. Казалось бы, ну кого в наше время удивишь научной фантастикой о высоких технологиях? Ан нет, как говорится, мастерство не пропьёшь. При чтении пару раз себя ловил на ощущении, как будто любимая группа из детства перезаписала свой старый хитовый альбом, заслушанный когда-то до дыр, но теперь ты слушаешь его не на скрипяще-шипящем кассетном магнитофоне, как раньше, а на крутой hi-end стереосистеме. Дедушка киберпанка постарался на славу, спасибо ему.

Сюжет книги разворачивается в будущем. Точнее, одновременно в будущем и возможном варианте развития этого будущего еще через 60-70 лет вперед. В конце XXI века происходит глобальный катаклизм, как водится, большая часть населения его не переживает, а оставшиеся начинают развивать технологии бешеными темпами. В итоге через какое-то время где-то на тайном китайском сервере появляется сервис, позволяющий получать доступ к так называемым срезам -- вариантам реально происходившего прошлого с возможностью влиять на него, выстраивая альтернативы его развития. Физическое перемещение между мирами невозможно, а вот обмен информацией (вплоть до телеприсутствия) -- сколько угодно. В итоге богатые и влиятельные начинают эксплуатировать такого рода срезы как им заблагорассудится -- от отработки на них экономических и социальных теорий до эксплуатации дешевой рабочей силы (этакий удалённый аутсорсинг обработки данных). В итоге один из таких гастарбайтеров, выполняющий работу по удалённому (в пространстве и времени) патрулирования здания с помощью дрона (а по легенде -- выполняя тестирование новой онлайн игры), становится свидетелем убийства. Начинается расследование, в ходе которого взаимовлияние между реальностями становится всё более и более тесным.

В целом книга не претендует на какой-то сверхсюжет, но написана добротно и качественно. Много разнообразных технологических фишек, правда, некоторые очень интересные моменты оставлены без разъяснений (например, откуда взялась эта технология взаимодействия со срезами и как она работает). Но если посмотреть на традиции Гибсона последних двадцати лет, книга вполне может стать началом новой трилогии, и тогда все эти умолчания могут стать точками соприкоснования с последующими книгами. Вселенная так уж точно заслуживает собственной трилогии. Отдельно стоит упомянуть перевод -- очень живой и неформальный, с кучей сленга современного и такого, каким он мог быть бы лет через 50 от нас. Читаешь и наслаждаешься.

PS: Когда тридцать лет назад Гибсон писал про виртуальные реальности, прототипы интернета, человеко-машинные интерфейсы и хакерские войны, это было научной фантастикой. Сейчас Гибсон пишет про взаимодействие с параллельными срезами реальности, армии дронов, 3D-принтеры, печатающие всё, что душе угодно, и прочие нанотехнологии. Ну посмотрим, посмотрим.

9/10

оригинал рецензии