Больше рецензий

12 августа 2018 г. 21:21

2K

4.5 Всё к лучшему, поверь...

После нескольких триллеров с безжалостными психами всегда хочется такую книгу, чтобы "включилась" душа. И тут меня обычно выручает советская литература. Она как долгожданная тишина после оглушительного дня.

Я и не подозревала, что есть такая книга. Одноименный фильм, конечно, смотрела, и эта заносчивая красивая девочка никогда мне не нравилась. Я испытывала симпатию к Серёже и его его семье, очень мне по душе отношения родителей. Время от времени так и хочется напеть: "Всё к лучшему, всё к лучшему, поверь..."

Я обрадовалась, что в книге идёт рассказ поочередно от разных героев. Думала, Клава откроется по-новому, что-то я в ней пойму, и, возможно, изменю свое отношение. Но этого не произошло. Я по прежнему вижу девочку с абсолютным отсутствием слуха, не музыкального — душевного, который помогает чувствовать другого человека, его боль, страх, печаль. Она была в этом смысле абсолютно глухой.
Как это можно — не знать, что твоя подруга полгода живёт одна, что у нее тяжело болеет мама? О чем же они говорили, Таня с Клавой? Вспоминаю себя с подружкой в девятом классе: мы знали всё, что друг у дружки происходит дома. Но Клаве неинтересно всё, что непосредственно не касается ее царственной особы. Всегда и бесконечно "Я". Доброго слова никому не сказала.

"До чего же мне скучно с вами, — заявила Клава. — Скучные вы люди. Все!"

Нет, ей не с ними скучно было — с собой. Но ведь легче поставить себя выше, обособить.

"Вы оба для меня — пустое место", — говорит Клава.

Если объективно, то пустым местом была как раз она. Красивая девочка для вручения букетов важным гостям. Красота, которая не спасет ни мир, ни даже одного человека.
А мальчики были достойные. Развитые, со своими интересами, достижениями. И всё это бросали к ее ногам.

К Тане — тоже свысока.

"Таня, перестань барабанить, всё равно у меня слуха нет. Я не оценю."

А при чём здесь вообще ты и твоя оценка? Привыкла, что земля вращается только ради неё. Моя дочка в детстве, если злилась, говорила: "Ты здесь не королевна!" Так вот Клава везде и всегда была королевна, а окружающие ещё и подпитывали это ощущение.

Таня умела заботиться: о маме, о сестре, она добрый и чуткий человечек. Сережа тоже думал о других. Лаврик показал себя сердечным и отзывчивым. Клава же с детства купалась в чужом обожании и весь поток её внимания так и остался замкнут на себе. Как сказал Лаврик: "Она, в сущности, не злая девчонка. Мечется, не знает, что с собой делать."
Вот кому надо было идти работать санитаркой — чтобы наконец-то сдвинуть фокус с себя, любимой, на других людей, на тех, кому нужна забота. "Душа обязана трудиться" — и Клава, как никто, как раз в этом нуждалась. И хорошо, что Лаврик подтолкнул её к этому, а первые шаги вроде в конце истории были сделаны.

Жаль, что Сережа не полюбил Таню, хотя очень бы этого хотелось. Он был ей благодарен, считал прекрасным человеком, восхищался её качествами, но это ведь не то. И Танечка это понимала. Я очень желала, чтобы эта девочка была счастлива. И я верю, что так и было — потому что она умела отдавать, а отдача наполняет человека сумасшедшим счастьем!