Больше историй

13 октября 2014 г. 13:35

3K

Главное, чтобы без спойлеров

Так получилось, что в этом году мне довелось поработать преподавателем русского языка и литературы в 5-х и 8-х классах самой обычной петербургской школы. Что значит «самой обычной»? Не в гимназии, не в лицее, не с углублённым изучением чего-нибудь, но при этом находящейся в центре города. Дети самые обычные, на класс из 25 человек – пара отличников. И что меня удивило – всего по 2-3 семьи в классе полные, остальные либо только мама, либо опекуны. Но история не об этом.

Я была классным руководителем у прекрасного 5-го класса. Прекрасного – потому что детишки еще очень восприимчивые, неизбалованные, горящие желанием читать и чего-то добиться в учебе. Для сравнения – 8-й класс уже не хочет ничего, кроме звонка, а на уроках лучшие ученики класса спрашивают меня, что такое «корысть», «прослыть» и «ибо». Так вот, 5-й класс тоже уже слишком сильно находится под влиянием смартфонов, видеоблогов, майнкрафта и прочего пожирания времени, но шансы наладить с ним связь есть.

Будучи классным руководителем, я вытаскивала детей на различные мероприятия. Чередовала музеи и выставки с развлекательными центрами, комнатами страха и прочими не относящимися к учёбе местами, чтобы не отбить желание куда-то ездить. И вот настала пора уговорить детей съездить в театр. «Уговорить» - именно то, нужное слово. Идти до ТЮЗа от школы менее получаса, но дети не хотят тратить время и деньги на спектакль. На эти 300 рублей они хотят сходить в развлекательный парк, киношку, а эти два часа посвятить сёрфингу ютуба. Так что мне пришлось исхитряться, чтобы их заинтересовать.

- Скоро мы с вами поедем в театр. Кто хочет?
Раздаются вздохи, ахи, стоны и крики «Фу».
- Ребята, отличный спектакль в ТЮЗе! «Поллианна»! По книге! Вы не читали?
Крики: «Ещё и по книге? Вот блин! Давайте лучше ещё разок на прогулку сходим!»

Ни один человек из 25 не хочет идти в театр.

- Давайте я вам хотя бы расскажу, о чём книжка. Спектакль-то я сама не видела.
Крики: «Мало нам книжек что ли на уроках?», вздохи. Я начинаю рассказывать сюжет, преодолевая гул целого класса. На фразе: «Девочка лишилась обоих родителей, но не отчаялась» они прекращают гудеть. На фразе: «Попала к тётушке, которая вела себя, как старая грымза» шикают на тех, кто мешает слушать. А на фразе: «И вот ближе к концу…» они перебивают меня и начинают хором кричать: «Мария Игоревна! Не рассказывайте дальше! Блин, как интересно! Мы сами прочитаем и на спектакль сходим!». В итоге на спектакль едет 18 человек и 3 ещё об этом думают, а некоторые девочки уже подходили и показывали мне книгу «Поллианна», взятую в библиотеке.

Не знаю, какую мораль можно вынести из этой истории и можно ли. Да к чёрту морали. Мне было приятно, что кто-то благодаря моему рассказу прочитает книжку и сходит в театр. Хотя сама я «Поллианну» терпеть не могу, о чём детям рассказала сразу же после пересказа сюжета. Но на их желание прочитать книжку такие мелочи уже не повлияли.

1 2 3

Комментарии


А Вы у них не ещё спрашиваете, можно ли Вам проводить урок?


Со следующего года по новым ФГОСам.


А я уже 3-ий год работаю по новым ФГОСам. Впрочем в таком стиле я работаю уже больше 20 лет, только раньше это была моя фишка, а теперь нужно всем так работать))))


Желаю вам успеха и с восьмым классом. Почему-то кажется, что их тоже сможете заинтересовать своим предметом и факультативами. Увлеченный педагог найдет подход, и всегда запоминается ученикам.


Привет!
За кадром остался ответ на вопрос: "За что вы лично не любите "Полианну"?"

Книгу я не читал, а вот фильм - очень понравился.


Я об этом в рецензии упоминала. Если вкратце - то в детское время книжка прошла мимо меня, а во взрослом состоянии главная героиня раздражала своей приторностью и одномерностью.


Не читал вашу рецензию, - только эту историю.

Фильм, несмотря на то, что я посмотрел его совсем недавно, будучи вполне себе взрослым, - очень впечатлил.
Мотивацию героини можно объяснить себе по-разному. Например, как защитную реакцию на жестокий и несправедливый мир. Или - как безвопросную, безоговорочную веру. Веру в то, что надо вести себя так - ибо боженька все видит.
Повторюсь - книгу я не читал, и может оказаться, что в фильме http://www.kinopoisk.ru/film/332348/ смысловые и психологические акценты, по сравнению с книгой, могут быть смещены.


Как же это вдохновляет!
У нас хоть и гимназия, но в театр ходит 5-7 человек - всем лень, и книгой не заинтересуешь.
Наоборот, я принесла в школу почитать "Бойцовский клуб", а одноклассники убили вопросом:
- А зачем на книгу тратиться, если фильм в Нете глянуть можно?

Так что я руками и ногами за такие истории и таких учителей =)


Вот, кстати, отличный пример! Тоже столько раз слышала мнение: "А зачем читать книжку, если можно кино посмотреть?"
Я в таких случаях (если человек в предвыпускных классах или старше) предлагаю почитать "Пролетая над гнездом кукушки" и посмотреть одноимённую киношку.


Даже пожалела, что у меня в школе не было такого классного руководителя:-) Потом вспомнила, что у нас и театра-то в городе нет. Совсем в печаль впала:-) Вы молодец!


Побольше бы таких преподавателей)


Подобным образом меня с двумя подругами преподавательница в техникуме сагитировала сходить на рок-оперу "Юнона и Авось". Я и так подумывала сходить в Музыкальный театр, город - Иркутск, но не могла решить, на какой спектакль.
Впечатлений было масса, а спустя пару лет мне попалась книга "Великий океан" Ивана Кратта о Русской Америке, и история, рассказанная в опере оказалась одной из сюжетных линий, с поправкой на достоверность. Книга отличная, вызвала бешеный интерес к истории колоний и Дальнего Востока в том числе. Так что преподавательнице трижды спасибо.
И вы тоже молодцы, что стараетесь вызвать и поддержать у школьников интерес к окружающему реальному, а не виртуальному миру.


И история прекрасная, и Вы - молодец!


Привет, коллега! :)

Мы как раз неделю назад с очередным 5-ым классом бурно обсуждали "Поллианну", которую как раз я сама очень люблю (причем прочитала я ее только лет 5 назад).
Это уже мой третий 5-ый класс, с кем мы обсуждаем эту книгу. И ни разу - ни одного промаха.
НАИБУРНЕЙШИЕ отклики!!!! (хм, есть такое слово?:)
Очень нравится играть в игру Поллианны, и с каждым классом приходим к выводу, что не везде эта игра уместна, и что иногда нужно просто погрустить.

Каждый раз беру по 2 спаренных урока на эту повесть, и каждый раз они пролетают как полчаса...

А история, конечно, чудесная. Я тоже хотела бы сходить на это спектакль, хоть и с некоторой опаской.


Кстати, а мы на прошлой неделе ходили на нашу замечательнейшую постановку "А зори здесь тихие". Ходила с моими 7-классниками, с которыми работаю 3-ий год. И было здорово, что даже ни словом, ни жестом не надо было их агитировать туда идти. Все-таки что-то можно сформировать у нынешних подростков, и уверена, что это не просто пустое послушание...


Все-таки что-то можно сформировать у нынешних подростков


Согласна. У меня по этому поводу есть ещё одна славная история, только уже про 8-е классы, которые в нашей школе считаются "пропащими и неуправляемыми".

Хотя чем раньше начнёшь работать с ними, тем лучше.


И у меня за жизнь накопилось штук 100 историй, развенчивающих миф о потерянном поколении))


Так надо записывать =)

1 2 3