12 мая 2023 г., 19:31

18K

Почему дети не влюбляются в чтение

82 понравилось 11 комментариев 24 добавить в избранное

Подсказка: дело не только в гаджетах

Сегодня, когда я объясняю таким же, как я, родителям, что пишу романы для детей с пятого по восьмой класс, нередко в ответ следует виноватое признание: «А мой ребенок не читает — по крайней мере, не так, как я». Я прекрасно понимаю, что они чувствуют: мои подростки тоже не читают столько, сколько я в их возрасте. Когда я была в начальной школе, то уплетала все подряд: мистическую классику вроде «Ведьмы с пруда Черных Дроздов» и игровые серии наподобие «Выбери свое приключение». К средней школе я уже читала объемные взрослые романы — скажем, работы Луизы Мэй Олкотт  и Джона Толкина . Но не все дети такие заядлые читатели. Сейчас родители начинают понимать, что все меньшее количество детей читает много и запоем ради удовольствия.

Большую роль в этом, несомненно, играет привлекательность и повсеместность гаджетов (у большинства американских детей к возрасту 11 лет уже есть смартфоны), а также потеря знаний во время пандемии. Но это еще не все. Исследование, которое проводилось Национальной оценкой прогресса в образовании (NAEP) незадолго до пандемии, показало, что процент 9-летних и 13-летних детей, которые утверждают, что каждый день читают ради удовольствия, упал в два раза с 1984 года. Недавно я обсудила эту тенденцию с педагогами и библиотекарями. Они выдвинули много предположений, но одно из наиболее убедительных — и удручающих – состоит в том, как наша система образования учит детей относиться к книгам.

Больше всего о чтении в детстве я помню то, как влюблялась в персонажей и истории; я восхищалась Маргарет Джуди Блум и Ральфом С. Маусом Беверли Клири . В Нью-Йорке, где я в начале 80-х училась в государственной начальной школе, проводились тесты на уровень чтения и понимания прочитанного. Чтение как можно большего количества книг и эмоциональное вовлечение в них воспринималось лишь как способ развить необходимые навыки. Аналитический подход к чтению, кажется, убивает естественное наслаждение. Критическое чтение — это важный навык, особенно для поколения, которое просто тонет в информации, большая часть которой ненадежна и не заслуживает доверия. Но заострение внимания на анализе прочитанного обходится в большую цену: теряется любовь к книгам и рассказыванию историй.

Это пренебрежение историями начинается уже в начальной школе. Возьмем задание из Основного государственного стандарта по английскому языку для третьеклассников, который широко используется в США: «Дайте определение словам и фразам, встречающимся в тексте, учитывая их буквальное и переносное значение». Чтобы дать представление об этом задании, можно привести забавный пример: в классической «Амелии Беделии» ( Amelia Bedelia ) Пегги Пэриш служанке, имя которой вынесено в заглавие, дают поручение «задернуть шторы, когда выглянет солнце», а она вместо этого рисует занавески (draw – задернуть, нарисовать — прим. пер.). Вот какой способ обучения предлагает педагог, имеющий опыт в написании учебных программ в соответствии с Основным стандартом: сначала учитель объясняет понятия буквального и переносного значений, а затем дети читают один параграф из «Амелии Беделии» и письменно отвечают на вопросы.

Для всех, кто понимает, как устроены дети, это задание звучит как угодно, только не захватывающе: лучший способ представить детям некую абстрактную идею — это увлечь их историей. Понятие переносного значения становится в сто раз интереснее и понятнее, особенно для восьмилетнего ребенка, если он может сперва посмеяться над выходками Амелии. Самое веселое в чтении — это процесс знакомства с персонажем и наблюдение за конфликтами, с которыми он сталкивается. Для большинства детей перепрыгнуть на параграф в середине книги — это столь же увлекательно, как уборка в комнате.

Но, как объяснили мне несколько педагогов, появление законов о подотчетности и соответствующей политики (например, программы «Ни одного отстающего ребенка», утвержденной в 2001 году) и высокоуровневые экзамены, основанные на этих стандартах, будь то Основной стандарт или его альтернативы в штатах, оказало огромное давление на воспитателей, которые вынуждены преподавать согласно программе в ущерб передовым практикам. Дженнифер Лагард, учительница и библиотекарша в государственной школе, рассказала, что после одной из таких практик — чтения вслух в классе — дети непременно просят посоветовать похожую книгу. Но теперь чтение вслух омрачено необходимостью удостовериться, что все дети усвоили стандарты, которые ожидают их на тестировании: с начала пандемии эта задача еще больше усложнилась. «Выросло целое поколение детей, у которого чтение ассоциируется с оценками», — говорит Лагард.

К средней школе не хватает времени не только на активности вроде чтения вслух.

— Согласно инструкциям, огромное внимание уделяется анализу отрывков, — утверждает Лагард, которая преподавала в этой возрастной группе. — Недавно подруга рассказала мне, что учитель ее ребенка в средней школе показал детям «Убить пересмешника» . Он объяснил, что на чтение отведено несколько месяцев, но они могут не успеть прочесть всё до конца. Она удивилась: как можно не успеть закончить «Убить пересмешника»? Я с ней полностью согласна. Нельзя научить детей любви к чтению, если твоей главной целью даже не является прочтение книги до конца. Лучшая награда — это эмоциональная отдача в кульминационном моменте истории; если ребенок не дочитал до того, как Аттикус Финч защищает Тома Робинсона в суде, и не узнал тайну Бу Рэдли, то ему недостанет впечатлений.

Конечно, не каждый учитель сосредотачивается на коротких отрывках в ущерб сюжету. Но вследствие этого широко распространенного мнения (что чтение книги — это обязательно анализ от корки до корки) дихотомия «низкое/высокое», которая всегда существовала в детской литературе (сравните «Дающего» и цикл «Ужастики»), теперь, кажется, получила еще большее распространение. «Как вы называете книги, которые дети читают просто для веселья?», — спросила недавно писательница книг для среднего школьного возраста в своем Twitter. Учительница пятых классов на пенсии была озадачена этим вопросом: «Я никогда не думала о книгах как о «веселых», — написала она. — Я бы выразилась так: отличная, забавная, трогательная… Но на самом деле многие книги веселые!».

Но, кажется, детям не прививают идею, что любое чтение может доставлять удовольствие. Даже если большинство учеников средних классов прочитали «Дневник слабака» , у них не появляется желания приступить к более трудному чтению. Более длинные книги считаются менее «веселыми». Кроме того, после пандемии некоторые библиотекари, учителя и родители заметили у детей снижение способности концентрироваться на чтении. Эти обстоятельства выражаются в недавно появившемся спросе на более короткие книги. Но никому не приходит в голову предположить, что это — не такое уж удивительное последствие того, что детям приходится взаимодействовать с литературой в виде коротких отрывков.

Нам нужно считаться с потребностями детей: сейчас я пишу более короткие и менее сложные истории. В то же время нужно докопаться до корня проблемы: причина не в длине книг, а в системе образования. Нельзя позволить тестам контролировать то, как преподают учителя: результаты медленного чтения, может, и легко измерить, но оно не заставит детей влюбиться в книги и истории. Учителям нужна свобода преподавать подходящим для возраста и развития способом с использованием книг, которые, как они знают, увлекут детей и бросят им вызов (теперь, когда доступно так много разнообразных книг и героев, как никогда раньше, есть возможность порадовать более широкий круг читателей). Детям необходимо больше читать, и вместо простого анализа абзацев следует поощрять их взаимодействовать с книгами так же, как с «веселыми» сериалами, видеоиграми и телешоу.

Молодое поколение должно испытывать удовольствие от повествовательного путешествия, установления эмоциональной связи с персонажами (включая тех, кто отличается от них самих) и желания знать, что же случится дальше — и от того, что наконец это выяснили. Это магия, которое творит чтение. Но если разобрать историю на части и узнать, как она устроена, не успев исследовать все ее чудеса, то рискуешь разрушить все волшебство — как и с любым магическим фокусом.

Кэтрин Марш

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

82 понравилось 24 добавить в избранное

Комментарии 11

Ага, и у них тоже так же.

Я еще когда учился в школе, считал, что манера преподавания литературы убивает интерес к чтению. За много лет мое мнение не поменялось. На уроках занимаются чем угодно - добиваются N слов в минуту, изучают биографии писателей, историю, рассказывают о том, что хотел имел в виду автор, написав вот это предложение... Все, это хорошо и нужно, но не первично. На уроках литературы должны учить читать, любить книги и вырабатывать вкус. Почему вот здесь так классно текст звучит (чтение вслух, а как же)? Почему мы сопереживаем тут и не сопереживаем там, хотя казалось бы? Почему этот текст считается плохим, если мне нравится? В идеале учитель должен быть человеком, с которым можно обсудить любую книгу, даже (особенно!) вне программы. А еще посоветовать что почитать каждому ученику индивидуально.
Мне повезло - у меня случилась в жизни такая учительница. Про что только мы с Верой Андреевной не разговаривали на уроках! Всегда про литературу, конечно, но выходили на такие странные темы... Могли начать с Наташи Ростовой и минут 10 обсуждать стоит ли девушкам брить ноги. Читали Высоцкого, когда его еще не было в программе и даже фантастику, в то время как министерство образования делало вид, что такого жанра не существует. Эх, скучаю по урокам литературы.

Полностью Вас поддерживаю!
Прошло 12 лет, как я закончила школу, а до сих пор вздрагиваю, когда слышу фамилии или произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого. Бррр!

Дети читают, если к ним в руки попадаются интересные книги… а интересные книги подогревают интерес к чтению!

An_Alina, Интересное "интересному" рознь. Следуя вашей логике вы легко свалитесь в арык, ибо было интересно наблюдать за тем, как вихляет руль жертвы технологического прогресса.

Мне всё-таки кажется, что дело в гаджетах. В СССР развлечений было – тщательно отобранные цензурой авторы, так же тщательно отобранное цензурой кино, и гуляние во дворе. Понятно, что при таком раскладе даже Халдор Лакснесс продавался многомиллионными тиражами.

А сейчас хочешь – новости читай, хочешь – в соцсетях общайся, смотри Ютуб, Инстаграм и Тикток, хочешь – онлайн-кинотеатры, хочешь – компьютерные игры, хочешь – даже порнушку в сети смотри. Понятно, что чтение – сложные углеводы, – никогда не победят в конкурентной борьбе с быстроуглеводными шоколадками других развлечений. Время же не резиновое, проиграл в Плейстейшн весь вечер – значит, в этот вечер читать уже не будешь.

milenat, Вот и получается, что проблема в извращении понятия "свободы" слова, которое упразднило избирательное чтение и все отдало на откуп мусорному мышлению. Вот дети и копаются в мусорке и пробуют все что не попадя на детский зубик. Зубики крошатся и вот уже выросло беззубое существо, которому нравится жидкий шоколад вместо жёсткого. Появляются новые требования к питанию, а проблема остаётся незамеченной жертвами извращенцев технологического прогресса.

LogikaKyrgyz, Господи, вы под каким камнем просидели последние 30 лет

Да все гораздо проще, просто раньше не было альтернативы, поэтому все читали, сейчас же такое количество развлечений, которые доступны прямо из дома, что чтение ушло на десятый план

Я люблю читать не благодаря, а вопреки урокам литературы. Читать я научился задолго до школы и был уверен, что книга - источник самых разных впечатлений и читать это здорово.
Если бы я учился читать вместе с остальными детьми в рамках программы школы, то от книг бы меня тошнило. Какие скучные, морализаторские и фальшивые тексты приходилось читать и пересказывать, маленький Володя сломал об коленку линейку сестры - и тут же пошел признаваться, потому что он был очень честный мальчик. Как вспомню, так вздрогну. Утешением была книжка, заложенная конфетной оберткой на самом интересном месте и ждущая меня дома. И учительница была у нас обиженная жизнью мымра, заставляла учить правила, а я их терпеть не мог, я просто зрительно помнил, как писать то или иное слово, мне не нужны правила, диктанты всегда писал на пятерки и четверки.

paragraph - абзац

Количество информации слишком большое, и мозг старается сократить срок ее получения, поэтому чтение здесь кажется наиболее энергозатратным современным детям 7-10 лет. У нас сейчас начали водить на экскурсии в библиотеку, начиная с детсадовского возраста, дома были книги, но про ту же библиотеку мои дети узнали только когда старшая пошла в школу, потому что какое-то время я сама не читала, а потом ассортимент "Фикспрайса" пополнил мои полки и обеспечил бумажным чтением (еще, кстати, не все прочитано)

Читайте также