9 июня 2023 г., 12:45

36K

Рой Томас знакомит с историей Доктора Стренджа

28 понравилось 0 пока нет комментариев 2 добавить в избранное

Легендарный главный редактор Марвел Комикс делится секретами о некогда безвестном чародее-супергерое в своём введении к новому сборнику издательства The Folio Society

Да, как бы странно это ни было, и как бы трудно ни было сегодня в это поверить, имеющий два киноблокбастера за плечами и ключевые роли в ещё нескольких суперхитах, в 1960-х и в последующие десятилетия доктор Стивен Стрендж был одним из менее значимых и популярных из основных героев Марвел. (Позднее редактор Марвел Стэн Ли признался, что на самом деле, героя чуть было не окрестили Мистером Стренджем, но вместо этого повысили до настоящего доктора, потому что у них уже имелся Мистер Фантастик.)

Он начал свою четырёхцветную жизнь в проходной пятистраничной истории сценариста Стэна Ли и художника Стива Дитко в выпуске серии комиксов «Странные истории» #110 (Июль 1963). По сути, рассказ просто заполнял место после истории с обложки, в которой Человек-Факел сражался с Чародеем и Питом-клейким-тюбиком. Половину же оставшегося в журнале кислорода забрала еще одна пятистраничная научно-фантастическая зарисовка. Поэтому рассказ «Доктор Стрендж, Мастер Чёрной магии!» стал неизбежным выбором для начала этого тома одной из величайших саг, главным героем которой является человек, который в будущем станет Верховным магом Вселенной Марвел. Этот комикс оказался совсем не плохим маленьким приключением, представляющим читателю не только Дока, но и потустороннего злодея Кошмара, с тех пор портящего ему жизнь.

Две дополнительные пятистраничные истории про Доктора Стренджа распростерлись на 4 следующих выпуска, и к четвертой истории про Дока, «Происхождение Доктора Стренджа» в «Странных историях» #115 (Декабрь 1963), становится ясно, что команда Стэна Ли и Стива Дитко выкладываются на все сто. И как обычно бывает, когда Ли и Дитко, даже на короткое время, находят общий творческий язык, результат вышел изумительным: предыстория, которая дарит усатому волшебнику очень человечное, даже трагичное прошлое (жадный, себялюбивый хирург в автокатастрофе теряет работоспособность рук, и как следствие, источник дохода и даже смысл жизни), резко контрастирующее с возвращением Доктора к жизни в стиле «Потерянного горизонта» , которое он обретает на Мистическом Востоке (как некоторые его тогда называли). Это был далеко не первый поп-культурный артефакт, испытавший на себе влияние романа Джеймса Хилтона 1933 года (и тем более, киноверсии 1937 года), представившего читателю затерянную землю под названием Шангри-Ла, но он был определенно лучшим и самым долговечным из этих ответвлений. Для этой истории количество страниц было увеличено с пяти аж до восьми.

«Происхождение доктора Стренджа» было настолько выдающимся литературным приношением, что тоже неизбежно было выбрано, чтобы быть повторно представленным в этом сборнике, посредством отдельного переиздания «Странных историй» #115... хотя более половины страниц сюжета в этом комиксе посвящены Человеку-Факелу. Просто не было никаких других возможных вариантов. Честно! Как и для предыдущих томов этой серии Folio Society, я нанял нескольких давних и знающих фанатов Марвел, чтобы посоветоваться и прийти к согласию относительно того, какие рассказы включить в этот том — и они были единодушно согласны, что это единственный разумный выбор!

Тандем Ли/Дитко со Стренджем был последовательностью всё более грандиозных триумфов, увенчанных астрально-энергетическими сражениями Дока с жутким существом, известным как Дормамму, а также умопомрачительной визуальной пиротехникой сущности под названием Вечность и чужеродными «пейзажами» других измерений, по которым путешествовал наш герой, чтобы добраться до него. Сделав антологический эквивалент подбрасывания монеты, я выбрал «Коль вечность подведёт!» из «Странных историй» #138 (ноябрь 1965), чтобы представить команду Стэна и Стива на самом пике. Кто-нибудь до Дитко — или после него, если на то пошло, — когда-нибудь создавал более инопланетное, но прекрасное видение звездных миров?

Я, краснея, признаюсь, что сам некоторое время был равнодушен к чарам серии комиксов про Стренджа, несмотря на мое восхищение писательскими способностями Стэна и артистическим талантом Стива. С детства я никогда особо не любил персонажей, завязанных на магии, так как всё не мог понять, что именно может сделать такой персонаж. Кроме того, как произнести заклинание, что казалось мне слишком удобным deus ex machina (в переводе с латыни — «Бог из машины»; это выражение означает неожиданную и неправдоподобную развязку ситуации с помощью чего-то или кого-то, ранее не упоминавшегося в истории — прим. переводчика) еще до того, как я понял, что означает этот термин. Конечно, я приобретал все выпуски «Странных историй», но обычно полностью читал только основную иллюстрированную историю про Факела (или позже про Щ.И.Т.) и просто просматривал иллюстрации бывшего на подхвате доктора Стренджа. Конечно, я был чертовски неправ, и, очевидно, в юности не отличался большой читательской разборчивостью в том, что касается Мастера мистических искусств.

И что бы вы думали, когда я пришел работать на Стэна в середине 1965 года, одним из моих первых заданий было написать диалог для двух последних квартальных эпических историй Дитко про доктора Стренджа — в результате я мгновенно, хоть и запоздало, стал одним из обращённых. Оказалось, я просто обожаю писать волшебные заклинания для Мастера мистических искусств!

После моего краткосрочного труда, последние две сюжетные нити Дока, придуманные и нарисованные Дитко, были прописаны еще одним новичком Деннисом О ‘Нилом. В рассказе «Наконец-то финал!», последней работе Стива над Стренджем, Денни не только получил возможность обеспечить диалог и подписи к эпическому поединку с Дормамму и повторному появлению Вечности, но он также стал парнем, который наконец дал имя Клеа, серебровласой леди из других измерений, которая подружилась с Доком во время нескольких предыдущих приключений, при этом Стэн постоянно пренебрегал придумыванием ей прозвища. (Для протокола, Денни присвоил её имя из названия одного из романов литературного Александрийского квартета).

Когда Доктор Стрендж в 1968 году стал сольным комиксом, Стэн «попросил» меня писать его, и это стало одной из моих самых приятных задач того десятилетия. Главным образом потому, что вскоре после этого художником был назначен Джин Колан. Джин был первым художником после Дитко, подход которого к приключениям колдуна не был по сути производным подхода Дитко. Туманные «инопланетные измерения» Джина были его собственным видением. Тем не менее, Джин действительно преуспел в изображении мира людей, в обращении с Земными жителями. Это дало мне шанс проявить ответственность, увеличив глубину характера и человеческого взаимодействия. Панельные раскадровки Джина были изобретательны и, по моим ощущениям, изящно сочетались со странностью рассказов. А глазурью на торте были вдохновенные чернильные и цветные рисунки молодого Тома Палмера, который ярко дебютировал в журнале в том же месяце, что и Джин.

В некотором смысле, не может быть ни одного конкретного выпуска, который был бы на голову выше всех других среди тех, над которыми сотрудничали мы с Джином, чем «Сила и маятник» в «Докторе Стрендже» #174 (на самом деле, это всего лишь шестой выпуск сольного комикса, а не 174-й!). Он показывает команду Колана/Палмера в лучшем виде. И это полноценная история, что добавляет ей привлекательности и обеспечивает место в нашем сборнике.

Однако, увы, на фоне временного, но общеотраслевого спада в продажах комиксов вскоре после этого, Доктор Стрендж стал одним из нескольких заглавных комиксов Марвел, которые временно ушли на полку.

Возрождение этого комикса, начавшееся в Марвел Премьер #3 в 1972 году, тоже ни к чему не вело, пока мне как редактору не повезло: я передал этот серийный комикс восторженной новой команде: писателю Стиву Энглхарту и художнику Фрэнку Бруннеру. С самого начала было очевидно, что этот дуэт был именно тем, что Доктор прописал. В этих комиксах рука Дитко была более заметна, чем в работах Колана, однако Стив и Фрэнк, работая фактически в симбиозе, использовали эту особенность в смелых новых направлениях, кульминацией чего стал выпуск Марвел Премьер #14 1974 года (рассказ «Происхождение Сиз-Нега»), который описывал битву с самим Верховным Божеством. Приготовься, твой разум взорвётся совершенно по-новому! Дуэт Энглхарт/Бруннер впервые в истории сделал Мастера мистических искусств коммерчески успешным для Марвел, что привело к запуску второго комикса о Докторе Стрендже, который выдержал проверку годами.

Спустя некоторое время талантливый новый писатель — Роджер Стерн — стал выдающимся автором комиксов про Доктора Стренджа, и его усилия в сочетании с работой нескольких молодых иллюстраторов оставили неизгладимый след на человеке, который теперь стал Верховным чародеем. Одним из них был Майкл Голден, который в сотрудничестве с Роджером и растушевщиком Терри Остином написал историю «Любить... И потерять!» в выпуске #55 (октябрь 1982). Сочетание сценария и иллюстраций сделало эту историю, в которой Стивен испытывает острый соблазн поддаться отчаянию (в разных смыслах) и свести счеты с жизнью, выдающейся классикой.

Несколько месяцев спустя в «Докторе Стрендже» #62 Роджер и художник Стив Лейалоха вновь собрали ключевых членов вспомогательного состава недавно отправленного на покой комикса «Гробница Дракулы: Блейд — истребитель вампиров»: детектива-вампира Ганнибала Кинга и Фрэнка Дрейка, последнего живого потомка Влада Дракулы. Наблюдение за ними тремя, в сочетании со Стренджем и его «верным помощником» Вонгом, а также битва за то, чтобы навсегда покончить на Земле с вампирской напастью и «Избавить нас от зла», получилось драматической и удовлетворительной эпопеей в один выпуск.

По правде говоря, одной из самых достойных серий комиксов Роджера Стерна, была выпущенная в сотрудничестве с художником Маршаллом Роджерсом — и работа последнего определенно заслуживает включения в любую коллекцию «Лучшее из доктора Стренджа». Однако, так вышло, что это невероятный автор «Людей Икс» Крис Клермонт придумал магическое злоключение, проиллюстрированное Маршаллом Роджерсом и продемонстрированное на этих страницах. Рассказ «Украсть душу колдуна!» немного короче, чем все предыдущие и последующие, появившиеся в глянце Марвел Фанфеир, антологии, состоящей из единичных рассказов. Крис всегда славился своей проработкой женских персонажей, и определенно его магия сработала, когда он служил красавице и умнице Клеа проводником по сюжету этого выпуска!

В «Докторе Стрендже» # 80 (декабрь 1986) писатель Питер Гиллис и художник Крис Уорнер дали Стивену шанс сделать то, что он никогда не мог сделать с момента своей истории происхождения более двух десятилетий назад — а именно, провести операцию, используя свою астральную форму для завладения телом живого хирурга. А пациент, остро нуждающийся в спасении той ночью? Конечно, сам Док, кто же еще? Чудесная задумка, чудесно исполненная.

К моему удивлению, в конце 1980-х, когда я вернулся в Марвел после нескольких лет, которые мы часто называли Состязанием достойнейших, мне вскоре предложили сценарий недавно перезапущенной серии комиксов «Доктор Стрендж», которая содержала два дополнительных слова в подзаголовке. Я всегда хотел еще одного шанса поработать с ней, после отмены в 1969 году нашей с Коланом серии, и, что лучше всего, я обнаружил, что реалистичная работа Джексона Гиса вдохновила меня прописать славного Доктора несколько по-другому.

Я рассудил, что, поскольку Стивен Стрендж, опытный хирург, до ипостаси мага прожил, по крайней мере, три десятилетия как нормальный человек, у него может быть больше чувства юмора, похороненного глубоко внутри, чем я и другие вообще прописали. Получившийся подход начал реализовываться с первого выпуска Томаса/Гиса, «Доктор Стрендж, Верховный чародей #5 (июль 1989), «Гамбит Фауста, Часть I». Я понял, что хитрый разум давней немезиды Дока, Барона Мордо, привёл его к продаже души двум разным демонам — и теперь они оба кричали об этой душе!

Одна из самых выдающихся историй Дока, однако, должно быть та, которая была опубликована в двух совершенно разных версиях. В 1976 году писатель Марв Вольфман и художник/соавтор П. Крейг Рассел подготовили необыкновенную тридцатипятистраничную «Ежегодную историю доктора Стренджа» под названием «Да будут новые миры!» Выдающаяся попытка — но это оказалось лишь отправной точкой. В 1999 году Рассел и другой соавтор, Марк Андрейко, превратили ту же общую сюжетную линию в сорокавосьми-страничный графический роман с обманчиво убаюкивающим названием «Что тебя гложет, Стивен?» Обе истории настолько выдающиеся, что их включение в этот том было бы оправданным... но в итоге кивок одобрения получил именно более длинный, поздний вариант. Если вам нравится графический роман (и мы вроде как подозреваем, что так и есть), вы можете поискать издание 1976 года самостоятельно. Оно достаточно отличается от новой версии, поэтому вы сможете насладиться этой историей снова.

Каждое поколение — действительно, каждая команда писателей и художников — находит новый способ подхода к Доку, как к фокуснику, так и к человеку... как к мастеру трюков и как к влюбленному... как к могучему волшебнику и как к слишком смертному воину. В ограниченной серии комиксов 2006 года «Доктор Стрендж: Клятва» писатель Брайан К. Воан и художник Маркос Мартин показали нам Стивена Стренджа в кризисе, разрывающемся между противоречащими друг другу требованиями его роли Верховного чародея и клятвой Гиппократа, которую он принял много лет назад. Болтовня в зале ожидания между двумя героями Марвел, Железным Кулаком и юной Араньей, пока они ждут своих приёмов у врача по поводу травм, сама по себе стоит цены комикса — но история по-настоящему начинается только тогда, когда Вонг на третьей странице истории тащит с улицы подстреленного Дока Стренджа. Хотя мы смогли представить только первый из пяти выпусков серии, подозреваем, что вы поймёте, почему мы её выбрали.

Возможно, нет более подходящего способа, закончить этот том, чем выпуском 2016 года «Доктор Стрендж» #11 (нумерация была начата заново), под названием «Новое лицо магии». Джейсон Аарон написал, а Леонардо Ромеро проиллюстрировал эту историю, в которой практически вся магия на Земле была уничтожена — казалось бы, навсегда. Такая ситуация, казалось бы, является финальной дилеммой для героя, который долгое время был Мастером мистических искусств, и большую часть своей красочной жизни — Верховным Чародеем. Но если окажется, что заговорили слишком рано, и магическая мощь Дока в конечном итоге будет восстановлена в целости и сохранности... Ну, Аарон и Ромеро, вероятно, знали это еще до тебя. Тем не менее, на некоторое время, с этим приходиться считаться.

Мир без магии. Ну, это, возможно, стоит описать и нарисовать. Но мир без Доктора Стренджа — вот этого, вероятно, смертному разуму уже не вынести!

Рой Томас  

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

28 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также