22 января 2024 г., 13:43

91K

Девять писателей, которые верили в привидения

84 понравилось 5 комментариев 30 добавить в избранное

Некоторые из них, подобно Гарриет Бичер-Стоу и Виктору Гюго, верили, что общались с духами напрямую; у других, например, Натаниэля Готорна и Томаса Харди, случались встречи с призраками, которым они не могли найти объяснения

Привидения — от добродушных духов «Рождественской песни в прозе» (1843) Чарльза Диккенса до голодных фантомов, населяющих отель «Оверлук» в «Сиянии» (1977) Стивена Кинга  — появляются на страницах многих книг. Но некоторые авторы относили призраков не только к миру художественной литературы. Вот девять прозаиков и поэтов, которые были убеждены в том, что привидения существуют на самом деле — а некоторые из них даже сообщали о встречах с паранормальными явлениями.

1. Энн Райс

картинка ria-2886

Энн Райс, автор «Интервью с вампиром» (1976), конечно же, не верила в то, что по улицам ее родного Нового Орлеана рыщут вампиры, но вот призраки — вполне. В интервью NPR (Национальному общественному радио) Райс упомянула, что в ее особняке XIX века — более известном как Роузгейт — водятся привидения. «У него есть свои легенды. У него есть свои призраки, — сказала она. — Я их не вижу, но их видели другие». Одним из призраков, обитающих в доме, считается его прежняя жительница Памела Старр Клапп; она прожила здесь более 70 лет до самой своей смерти в 1934 году (за это время вырезав на зеркалах в бальной зале свои инициалы). Для Райс особняк Роузгейт послужил также источником вдохновения, выступив в качестве дома семьи Мэйфейр в ее трилогии «Мэйфейрские ведьмы» .

2. Томас Харди картинка ria-2886

В 1901 году Томас Харди, автор таких классических произведений, как «Вдали от обезумевшей толпы» (1874), «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» (1891) и «Джуд Неприметный» (1895), рассказал в интервью театральному критику Уильяму Арчеру о своем желании увидеть призрака. «Я с радостью отдал бы десять лет жизни, только бы увидеть привидение — подлинное, несомненное привидение», — сказал он, полагая, что ему «на роду написано быть духовидцем» вследствие его «желания верить» и «болезненного воображения».

Английскому писателю пришлось ждать еще восемнадцать лет, но в конце концов его желание исполнилось. «В рождественский сочельник он увидел привидение на стинфордском кладбище», — сообщила его жена Флоренс в письме от 1919 года. Харди положил веточку остролиста на могилу своего деда, и человек рядом с ним произнес: «Зеленое Рождество», на что Харди ответил: «Мне нравится зеленое Рождество». Затем мужчина направился в церковь, и Харди последовал за ним, как говорит Флоренс, «чтобы узнать, кем может быть этот странный человек в платье XVIII века, но не нашел никого».

В 1927 году Флоренс вспомнила об еще одной призрачной встрече, которую ее супруг пережил несколькими годами ранее во время устроенного ими чаепития. Она написала, что Харди «заметил незнакомца, который большую часть времени стоял рядом со мной». Позднее он спросил жену, кто это был, на что она ответила, что «посторонних не было, и я назвала ему имена трех присутствовавших там человек, все — мои близкие друзья. Он сказал, что незнакомец был не из их числа, и, по-видимому, решил, что там действительно присутствовал кто-то еще».

3. Виктор Гюго картинка ria-2886

В конце 1851 года Наполеон III провозгласил себя императором Франции; вскоре после этого Виктора Гюго выслали из страны из-за его открытой оппозиции по отношению к авторитарному правлению Наполеона. В конце концов писатель обосновался на Нормандских островах, принадлежащих Соединенному Королевству, и за это время написал «Отверженных» (1862). Находясь на Джерси, Гюго начал проводить спиритические сеансы, во время которых духи предположительно общаются путем постукивания по столу или его наклона. Список знаменитостей, с которыми, как он считал, он разговаривал, очень длинный; он включает Уильяма Шекспира , Жанну Д’Арк и Галилея. По-видимому, Гюго также общался с абстракциями, такими как роман, океан, Россия, смерть и даже перст смерти.

Говорят, что сам Гюго вел беседы из загробного мира. Во вьетнамской религии Каодай писатель считается пророком, и полагают, что он выходил на связь с того света посредством сеансов (которые сейчас запрещены религией).

4. Гарриет Бичер-Стоу картинка ria-2886

Автор «Хижины дяди Тома» (1852) Гарриет Бичер-Стоу поддерживала трансатлантическую эпистолярную дружбу с Джордж Элиот , автором «Мидлмарч» (1871-72). В письме от 1872 года Стоу рассказала Элиот, что посредством «игрушечной планшетки» общалась с призраком автора «Джейн Эйр» (1847)  Шарлотты Бронте , которая умерла семнадцатью годами ранее.

Вернувшаяся с того света сестра Бронте была явно «огорчена строгостью критики» по отношению к ее роману «Шерли» (1849). Хотя Стоу кратко рассмотрела возможность того, что за Шарлотту мог выдавать себя другой дух, она утверждала: «Эти духи незримо общались со мною, в этом нет сомнений».

Элиот была не столь в этом убеждена. «Ваш опыт работы с планшеткой потрясает воображение», — ответила она 4 июня (подчеркнуто ею), после чего прибавила, что это было «на мой взгляд... настолько чрезвычайно невероятно, что я могла бы принять это только если бы все условия были обнародованы, а любое другое объяснение не представлялось возможным».

5. Натаниэль Готорн картинка ria-2886

Каждый день Натаниэль Готорн проходил мимо человека по имени доктор Харрис, читавшего газету в Бостонском атенеуме. Однажды вечером ему сказали, что доктор умер, но автор «Алой буквы» (1850) был уверен, что видел его ранее в тот же день. В заметке об этом происшествии Готорн написал, что просто объяснил «это видение моею же собственной ошибкой». Но на следующий день он вошел в библиотеку и «там, к моему изумлению, сидела серая, зыбкая фигура покойного доктора, читавшего, по своему обыкновению, газету! Его собственная смерть, должно быть, упоминалась этим самым утром в этой самой газете!»

Месяцы спустя он продолжал видеть привидение на том же месте, но никогда не пытался изучить его поближе. «Эта невозмутимость, почти равнодушие с моей стороны, небрежность, с которой я взглянул на столь необычайную тайну и оставил ее без внимания, удивляет меня сейчас в этой истории не менее, чем все остальное», — вспоминал Готорн.

6. Ричард Матесон

Автор «Я – легенда» (1954) Ричард Матесон верил не только в призраков, но и в парапсихологию, которая затрагивает не имеющие научного обоснования феномены, такие как ясновидение, телекинез и реинкарнация. «Являясь рыбами по гороскопу, — объяснил Матесон в «Индуизме сегодня» в 1999 году, — я с подросткового возраста был очарован парапсихологией, метафизикой и сверхъестественным». Но в интервью для Фонда Телевизионной Академии (The Television Academy Foundation) 2002 года Матесон сказал, что подробности о телепатии и призраках больше его не волнуют. «Сейчас меня интересует только суть всего этого», которая заключается в том, что реинкарнация — это «фундаментальная истина реальности». Его идеи о загробной жизни и реинкарнации нашли отражение в романе «Куда приводят мечты» (1978) и подробно изложены в его философской книге «Путь» (The Path) (1999).

7. Уильям Батлер Йейтс картинка ria-2886

Лауреат Нобелевской премии поэт Уильям Батлер Йейтс много времени посвятил изучению сверхъестественного. В 1890 году он вступил в «Золотой рассвет» — тайное общество, целью которого были занятия магией, а в 1911 году стал членом «Призрачного клуба» — организации, проводившей паранормальные исследования.

В число других выдающихся писателей — членов «Призрачного клуба» входили также Артур Конан Дойл и Чарльз Диккенс. Однако Диккенс относился к феномену призраков весьма скептически, заявив в письме 1859 года, что «не встречал пока еще такой истории о привидениях, которая была бы для меня доказанной или не имела бы в себе примечательной особенности — что изменение какого-либо незначительного обстоятельства не перевело бы ее в разряд обычных естественных вероятностей».

Но Йейтс в них верил. Во время медового месяца в 1917 году его молодая жена, Джорджи Хайд-Лиз, начала заниматься автоматическим письмом, предполагающим, что призрак использует медиума для письма. «Получившееся, в виде бессвязных предложений, почти неразборчивым почерком, было настолько захватывающим, а порой — настолько глубоким, что я убедил ее изо дня в день уделять неизвестному писателю час-другой», — написал Йейтс в 1937 году во втором издании «Видений» . В первоначальной версии 1925 года о вкладе Джорджи не упоминается вовсе, хотя сборник был создан за многие часы, когда она служила проводником для духов, которые будто бы заявили: «мы принесли вам метафоры для стихов». После краткого упоминания о ней в исправленном предисловии (в котором она по-прежнему не указывалась в качестве соавтора) научному сообществу потребовалось еще 50 лет, чтобы должным образом признать авторство Джорджи. «Нам приходится намного серьезнее, чем прежде, принимать во внимание этот экстраординарный факт, — писала в 1988 году исследователь Йейтса Маргарет Миллс Харпер. — Большая часть литературного наследия одного из крупнейших поэтов нашего века, начиная с года его женитьбы, находилась под непосредственным влиянием уникального художественного партнерства с крайне творческой женщиной».

8. Мэри Шелли картинка ria-2886

В 1824 году The London Magazine опубликовал эссе Мэри Шелли «О привидениях», в котором автор «Франкенштейна» (1818) рассказала о том, что верит в призраков. Хотя писательница призналась, что сама она никогда не встречалась с подобным («кроме одного раза во сне», после которого «очнулась, дрожа»), Шелли рассказала две истории о призраках, которые убедили ее в их существовании. Первая принадлежала ее другу Томасу Джефферсону Хоггу, которого она описала как «человека сильного и острого ума». В течение нескольких недель его будто бы посещал по ночам, «нежно поглаживая по щеке и распространяя безмятежное спокойствие на его разум», призрак умершего близкого.

Вторая история поступила от солдата Анджело Менгальдо, который, по словам Шелли, «никоим образом не был подвержен суевериям». Он сообщил, что видел призрак друга, выстрелившего себе в голову. «Фигура его друга возникла из живой изгороди и встала перед ним, изуродованная, какой он видел ее после его смерти, — писала Шелли. — Эту фигуру он видел несколько раз, всегда в одном и том же месте. Она была неосязаема на ощупь, неподвижна, за исключением движения вперед, и не подавала виду, когда к ней обращались».

9. Джеймс Меррилл

На протяжении сорока лет поэт Джеймс Меррилл и его партнер Дэвид Джексон разговаривали с духами посредством доски Уиджи, причем Джексон выступал в качестве медиума, а Меррилл — писца. Их наиболее частым призрачным гостем был Эфраим, еврей, живший во времена древней Греции. Поэмы, возникшие из этих потусторонних бесед, в форме «Книги Эфраима» (The Book of Ephraim) вошли в книгу Меррилла «Божественные комедии» (Divine Comedies) 1976 года (которая получила Пулитцеровскую премию). Позднее «Эфраим» был включен в эпическую поэму Меррилла «Переменчивый свет над Сандовером» (The Changing Light at Sandover), опубликованную между 1976 и 1980 годами и состоящую из трех частей, проистекающих из оккультного опыта поэта.

Остается неясным, пользовался ли Меррилл доской Уиджи для того, чтобы докопаться до собственного подсознания (как, возможно, поступала Сильвия Плат ) или же он искренне считал, что общается с потусторонним. Отвечая на вопрос о том, верит ли он, Меррилл цитировал слова с доски: «Да и нет».

 Лорна Уоллес (Lorna Wallace)


Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
84 понравилось 30 добавить в избранное

Комментарии 5

Спасибо за перевод, очень хороший! Только крохотное замечание. Golden Dawn принято переводить как "Золотая заря", аллитерация с двумя З)))

angelofmusic, спасибо за замечание, не знала) Саму статью, правда, уже не отредактировать, увы

Спасибо.  Интересно.

Читайте также