23 мая 2018 г., 19:56

2K

Первые эскизы Винни-Пуха

29 понравилось 1 комментарий 4 добавить в избранное

Как медолюбивый медведь в корне изменил всеобщий подход к созданию детской литературы

Автор: Джеймс Кэмпбелл

Четыре книги, рассказывающие о мишке Пухе и его друзьях из Стоакрового леса, включают два сборника стихов и два сборника рассказов в прозе. На момент публикации и в течение нескольких лет после нее книги стихов (в которых сам мишка упомянут лишь пару раз) пользовались большим успехом, чем книги с рассказами о Пухе.

Публикация сборника «Когда мы были совсем маленькими» издательством Methuen принесла автору почти мгновенный успех, и покупатели отчаянно настаивали на продолжении.

Председателем издательского дома в то время был Э.В. Лукас, знавший как А.А. Милна , так и Э.Х. Шепарда по работе в Punch magazine (британский еженедельный журнал юмора и сатиры – прим. пер.). Именно он изначально настоял, чтобы Шепард создал иллюстрации к работе Милна, и теперь предварительно предложил в качестве будущего центрального персонажа плюшевого мишку, который фигурировал всего в трех стихах сборника.

картинка agent_wind
Архив Э.Х. Шепарда, Университет Суррея

Лукас знал, что у Милна уже есть несколько рассказов о медведе Кристофера Робина (тех, которые писатель рассказывал сыну) и видел в мишке потенциал, особенно с учетом популярности настоящей Винни из Лондонского зоопарка.

картинка agent_wind
Черновой карандашный набросок, на котором Пух держит горшочек мёда, а Пятачок копает ловушку для Слонопотама.
Архив Э.Х. Шепарда, Университет Суррея

Лукас знал, что Милн задумал дополнительную книгу стихов (которая станет известна под названием «А теперь нам шесть» ), но чувствовал, что книгу историй в прозе, изобилующую изображениями мишки, читатели воспримут еще лучше. Более того, он хотел опубликовать книгу как можно скорее, чтобы заработать на энтузиазме, вызванном первой книгой. Милн писал Лукасу: «Я подозреваю, что вы вправду хотите заставить меня написать "Книгу Билли" . . . Не бойтесь. Когда-нибудь я непременно этим займусь». «Билли» был отсылкой к Кристоферу Робину, которого первое время знали как Билли Муна (именно так мальчик пытался произнести «Милн»). 24 декабря 1925 года в опубликованном Evening News рассказе Милна «Неправильные пчелы» (ориг.«The Wrong Sort of Bees»), впервые появилось имя Винни-Пух. Однако, в то время как Лукас и Methuen чрезвычайно настаивали на продолжении книги, Милн, занятый другими проектами, не торопился. Впрочем, он дал понять Шепарду, что выпустит книгу «когда придет время», и добавил: «В любом случае я хочу, чтобы иллюстрировали ее вы».

картинка agent_wind
На этой странице из записной книжки Шепарда (исправленной и откорректированной им самим) он начинает со слов: «Если хотите, я расскажу вам, как появился Винни-Пух».
Архив Э.Х. Шепарда, Университет Суррея

В то время такое сотрудничество между автором и иллюстратором было относительно необычным. Как правило, издатель определял количество иллюстраций и их формат, основываясь на коммерческих расчетах и возможности повышения потенциального объема продаж книги. Лукас же знал, каким успешным может стать совмещение текста и рисунка – как по работе в Punch, так и по опыту «Когда мы были совсем маленькими» – и это укрепило его мнение, что такой новаторский подход станет одним из ключей к успеху книги.

Милн также оценил эту идею, и потому решил привлечь Шепарда на самых ранних этапах творческого процесса. Для Шепарда это был шаг вперед по сравнению с работой над «Когда мы были совсем маленькими». До этого ему поручили создать изображения для первых 11-ти опубликованных в Punch стихов не только после их написания, но и после того, как другие художники уже подготовили для некоторых из них свои рисунки. Фактически его нанял Лукас, как издатель, а сам Милн первое время не считал сотрудничество удачной идеей. К моменту, когда стихи стали готовить к публикации, отношения Шепарда с Милном в основном были реактивными – художник следовал авторским инструкциям. В черновике своих мемуаров Шепард вспоминал, как развивались его с Милном отношения с течением времени при работе над «Винни-Пухом», о том, что сотрудничество стало «сущей радостью», а Милн дал ему «свободу действий», которая, опять-таки, в работе книжного иллюстратора была весьма необычна.

картинка agent_wind
Рукописный отчет Шепарда о том, как развивался персонаж Пуха, и о тесном сотрудничестве с Милном при создании максимально точных фонов.
Архив Э.Х. Шепарда, Университет Суррея.

Отныне рабочим отношениям следовало стать проактивными с обеих сторон. Шепард почти все время работал в своей мастерской в саду дома в Шамли Грин, а затем обычно ездил в Лондон, чтобы показать и обсудить результат. Вероятно, с Милном он встречался в офисах издательства на 36 Эссекс-Стрит, у Странда, а иногда и в лондонском доме Милна на Мэллорд-стрит в Челси, в котором почти наверняка и появился один из первых эскизов мишки – рисунок на фоне лестницы с красной дорожкой, послуживший иллюстрацией для стихотворения «На пол пути» (ориг. «Halfway Down») в сборнике «Когда мы были совсем маленькими».

картинка agent_wind
Эти два наброска деревьев типичны для стиля Шепарда. В создании точных фонов он широко использовал сотни подобных эскизов деревьев и ландшафтов, сделанных по всему Эшдаунскому лесу. Доверенное имущество Шепарда.

В то время Милн только приобрел Котчфорд Фарм, коттедж близ Хартфилда, живописной деревни у Эшдаунского леса в Сассексе. В основном коттедж посещали на выходных, что дало Кристоферу Робину возможность больше времени проводить за игрой на улице, а автору – возможность немедленно передать привлекательную лесную панораму. По приглашению Милна Шепард несколько раз посетил Котчфорд Фарм в 1925 и 1926 годах, чтобы увидеть вживую описанные Милном пейзажи и топографию. Автор лично показал ему, какие места выбрал для каждой отдельной истории. Предварительные рисунки и эскизы Шепарда показывают, какое исключительное внимание он уделил деталям при изображении якобы вымышленного Стоакрового леса, и раскрывают красоту его реального аналога, пятисотакрового леса Эшдаун.

Шепард усердно работал, и в своих исследованиях проводил много времени в Эшдаунском лесу и его окрестностях, уделяя особое внимание лесонасаждениям и преобладающей растительности. И действительно – часто замечают, что он будто создавал точные характерные пейзажи, и на их фоне размещал персонажей, которые словно сошли с кадров мультфильма.

картинка agent_wind
Этот черновик сцены в Главе 6, где Иа получает от Пуха горшочек без мёда, показывает, как с помощью всего нескольких штрихов карандаша Шепард создает иллюзию движения – Иа словно нюхает горшочек, а Пух тревожно вглядывается в его пустоту. Это Пятачок на горизонте?
Архив Э.Х. Шепарда, Университет Суррея.

Логично, что «Винни-Пух» целиком был о Пухе, и посему в качестве музы Шепард активно использовал Ворчуна, мишку своего сына Грэма, чтобы создать удивительные рисунки сказочных персонажей, набитых человеческими привычками и слабостями. Один из исходных рисунков, который Шепард сохранил для себя, изображал Винни-Пуха, который стоит на цыпочках на стуле, пытаясь добраться до горшочка с медом. Остальные персонажи представлены каждый в своей главе, так что Винни-Пуха мы встречаем в Главе 1, Кролика в Главе 2, Пятачка в Главе 3, Иа в Главе 4 и так далее. Шепард использовал игрушки из детской Кристофера Робина, большинство из которых купили в Хэрродс (супермаркет в Лондоне – прим.пер.) – специально, чтобы создать Пятачка, Иа, Кенгу и Ру. Сова и Кролик (и все «друзья и родня» Кролика) взяты из воображения Милна и не основаны на реальных игрушках, и потому, чтобы сделать этих персонажей живыми, Шепарду пришлось полагаться на фантазию. В качестве модели для создания мальчика Шепард использовал Грэма, и затем комбинировал полученные эскизы с изображениями настоящего Кристофера Робина. Он рисовал эскиз за эскизом, чтобы создать правильный рисунок, идеально подходящий для каждой конкретной части истории и соответствующий пожеланиям Милна и издательства.

картинка agent_wind
Карандашный набросок, подписанный Шепардом: «Это был особенный пенал» – примечание на черновом изображении Пуха.
Архив Э.Х. Шепарда, Университет Суррея.

Публикация «Винни-Пуха» 14 октября 1926 в Лондоне и 21 октября в Нью-Йорке принесла ему еще большее признание. В Великобритании первый тираж издательства Methuen составил 32 тысячи экземпляров (что полностью оправдало оптимизм Лукаса), в то время как в Америке к концу года с полок смели 150 тысяч копий. На этой волне выпустили новое издание книги, и с тех пор она никогда не входила в число книг, которые перестали издавать. Ясно, что на пике коммерческой эффективности и успеха у критиков Лукас стал убеждать Милна и Шепарда заняться новой, третьей книгой.

картинка agent_wind
Ранняя карандашная версия Пятачка мчит к Кристоферу Робину с криком: «Помогите, ужасный Слонопотам!»
Архив Э.Х. Шепарда, Университет Суррея.

Шепард и Милн пошли против общепринятых правил и заставили мир по-другому взглянуть на литературу, и в особенности – детскую. Их работа убедила авторов – вместо того, чтобы создавать книги, которые будут читать детям, лучше создавать книги, которые будут читать с детьми, и в период до Второй Мировой войны книги, дающие взрослым и малышам возможность вместе наслаждаться чтением, быстро получили широкое распространение. Так, в 1931-м году опубликована «История Бабара» (ориг. «The Story of Babar»), в 1938 за ней последовал «Мармеладный кот Орландо» (ориг.«Orlando the Marmalade Cat»), и оба произведения следовали модели, в которой слова и рисунки объединяются в единый формат.

o-o.jpegПо книге «Искусство Винни-Пуха: как Э.Х.Шепард проиллюстрировал икону» (ориг. «The Art of Winnie-the-Pooh: How E.H.Shepard Illustrated an Icon»). Copyright © 2018 James Campbell.
Джеймс Кэмпбелл более двадцати лет работал в организациях, занимающихся вопросами рационального использования и защиты окружающей среды. Женат на правнучке Э.Х.Шепарда, и с 2010 года отвечает за надзор за художественным и литературным наследием художника. Автор книги «Искусство Винни-Пуха». Проживает в Оксфорде, Англия.


Перевод: agent_wind
Подмога: Bourdon
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Источник: Literary Hub
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
29 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 1

Спасибо!

Читайте также